Лунный город
Новые находки указывают на то, что самое большое доисторическое поселение в Северной Америке могло быть центром лунного культа.
Вид сверху на центральную часть Кахокии, урбанистического комплекса, сформированного в месте слияния рек Миссури и Миссисипи (недалеко от современного города Сент-Луиса) около 1050 года.
Раз в поколение (каждые 18,6 лет, если быть точнее) над иллинойскими равнинами восходит редкая полная луна и озаряет своим неярким освещением древние достопримечательности, те, что находятся здесь уже тысячу лет. Когда луна во время своего многолетнего цикла достигает свое самое северное положение на небосклоне и восходит над отдаленным холмом, она практически идеально совпадает с одной земляной пирамидой с плоской вершиной, тремя параллельными рядами небольших круглых курганов (маундов) и с местом, где была ритуально захоронена ок. 1100 года одна молодая женщина.
Недавние раскопки помогли определить, что эти земляные постройки, расположенные у сегодняшнего поселения Лебанон (шт. Иллинойс), известные ныне под названием маунд Эмеральд [англ. «изумруд»], являются одними из нескольких мест на окраинах древнего города Кахокии, где прослеживается четкая лунная ориентация. Для некоторых археологов эта находка дала повод предположить, что главный доисторический город Северной Америки, должно быть, был (а может и изначально замышлялся) центром лунного культа.
«У нас есть доказательства в виде привозной керамики, что люди по пути в Кахокию приходили по большой дороге к Эмеральду и другим рядом расположенным городищам, - отмечает археолог Тимоти Покетат. – Религиозные храмы и курганы, совпадающие с этими редкими лунными восходами, привели нас к мысли, что тысячи людей приходили сюда, чтобы почтить луну и других божеств во время церемониальных сборищ».
На пике расцвета Кахокия была самым крупным городом в той части американского континента, что находится севернее Мексики. Урбанистический комплекс из ок.200 земляных маундов и пирамид занял обширную территорию в месте слиянии рек Миссисипи и Миссури, и сейчас находится недалеко от современного города Сент-Луиса. Тысячу лет назад он был местом соединения культур, предшествовал распространившемуся по всей местности новому укладу жизни – то, что Т. Покетат назвал «большим взрывом» североамериканской доисторической эпохи. «Кахокия был уникальным местом с уникальной историей, изменившей жизни других жителей среднего Запада», - отмечает археолог. До резкого роста Кахокии ок. 1050 года в этой местности в основном встречались лишь небольшие сельские деревушки. Последующие столетия в восточной трети земель наблюдалось появление строящих курганы вождеств, иерархических сообществ, которые археологи называют общим термином Миссисипская культура. Все эти новые вождества выстраивались по примеру Кахокии.
Несмотря на десятилетия исследований городища, для археологов до сих пор остается загадкой его резкий рост и такой же стремительный коллапс. На некоторые из вопросов мы, наверное, никогда не получим ответов – свыше трети кахокийских земляных пирамид стали жертвой урбанистического развития территории Сент-Луиса до того, как развились современные стандарты археологии. И по сей день мы продолжаем терять часть истории из-за городского развития. Несмотря на все эти удручающие факты, недавние открытия в Кахокии, как в центре, так и на окраинах (например, в маундовых комплексах Эмеральд, Коппер и Пфейффер, некоторые из которых находятся в 25 километрах от центра), проливают новые свет на взлёт и падение первого американского города.
«За последние годы мы провели множество археологических работ и собрали большое количество данных. Поэтому сейчас мы, наконец, можем соединить их вместе и получить более полную картину по [истории] Кахокии, - отмечает Томас Эмерсон, директор Иллинойского археологического департамента, координирующего многие исследования. – Это заставляет нас переосмысливать то, что, как раньше нам казалось, мы знали».
Комплекс маунда Эмеральд, находящийся в 25 километрах от Кахокии, состоял из собственно большого кургана (ныне заросшего деревьями) и меньших по размеру храмов и курганов, которых больше нет.
По полученному ЛИДАР изображению видно, что строения формируют линии с отклонением в 53 градуса от севера, которые соединяются с горизонтом в месте, где луна достигает самой северной точки своего 18,6-летнего цикла движения по небосводу.
Долгое время Кахокия считалась гомогенетическим поселением, но недавние исследования показали, что многие его жители были пришлыми. По всей видимости, это был культурный «плавильный котел», похожий в этом плане на современные города. «Кахокия не могла испытать такой быстрый прирост по естественным причинам, - отмечает г-н Эмерсон. – Как и другие ранние центры во всем мире, город рос за счет иммиграции». Он также подчеркивает, что доказательства этого сохранились в эмали человеческих останков, которые находили на протяжении многих лет в различных частях большой Кахокии.
В естественных условиях в разных местах в почве встречается различное соотношение изотопов стронция, что в свою очередь является маркером у местной воды, растений и животных. У человека же, как потребителя той же воды, растений и мяса животных, это соотношение можно выявить в зубах и костях. По данным г-на Эмерсона различное соотношение изотопов указало на то, что треть умерших в Кахокии людей рождались в других местах. «Мы теперь можем точно сказать, что большая часть населения Кахокии состояла из пришлого народа, - говорит г-н Эмерсон. – Миграции, вероятно, способствовали появлению нового образа жизни, новых политических и социальных моделей и, возможно, даже новых религиозных верований». Исследователям до сих пор неизвестно откуда все иммигранты прибыли, но они надеются, что со временем им станут известны соотношения изотопов стронция в других местах и тогда будет возможным определение родины многих мигрантов.
Раскопки храма маунда Эмеральд в 2012 выявили, что пол святилища был покрыт желтой глиной, что, должно быть, напоминало лунное освещение.
В ямах под полом храма археологи нашли керамику с юга шт. Индиана и юга шт. Миссури. Это позволяет предположить, что люди, возможно, приезжавшие в Кахокию, проделывали долгий путь для участия в церемониях центра.
Другой вопрос, что же так привлекало мигрантов в Кахокию? Плодородная почва региона была идеальной для ведения сельского хозяйства. Традиционные представления гласят: когда разбросанные по долине реки Миссисипи небольшие деревни становились больше и все сильнее зависели от сельского хозяйства, то их вожди сконцентрировали политическую и экономическую власть в Кахокии, который вырос в огромный город из 30 тысяч жителей. В наши дни, благодаря раскопкам археологов Тимоти Покетата и Сюзан Альт (Индианский университет), которые были проведены к востоку от Кахокии (это место считалось небольшим и расположенным на периферии), ученые обнаружили удивительные доказательства того, что ключевую роль в росте города и, возможно, его основании могла сыграть религия.
Рядом с маундом Эмеральд, например, г-н Покетат и г-жа Альт нашли следы нескольких небольших храмов и все они сориентированы на события, связанные с движением луны. При этом схожее расположение обнаружено в соседнем маундовом комплексе Пфейффер и др. местах возвышенности. У найденных небольших храмов был земляной пол, который в ритуальных целях периодически покрывали толстым слоем желтой глины. Вполне возможно желтый цвет должен был напоминать неяркий свет луны. Под полом в углублениях были найдены подношения из сожженных тканей, плетеных изделий и большого количества керамики, в т.ч. с юга шт. Индианы и Миссури. «Люди явно приходили сюда из отдаленных мест, - отмечает Сюзан Альт. – Ключевое расположение храмов говорит нам об их важности. Их возводили, перестраивали, церемониально закрывали, заново открывали и использовали для специальных подношений».
В комплексе Эмеральд на естественной гряде располагается главный храм (или акрополь) и на нем видны следы частичной реконструкции, в результате чего линия от него до горизонта ещё лучше совпадала с самой северной точкой восхождения луны во время своего 18,6-летнего цикла движения.
«Сам акрополь сориентирован на самую северную точку восхождения луны на небосклон, - отмечает г-н Т. Покетат. - По всей видимости строители специально придерживались 53-градусного отклонения от оси север-юг, а затем расширили курган и построили на нем церемониальные строения и временное жилье, - считает археолог. Он также отмечает, что большое количество сориентированных на тот же угол строений и земляных форм не может быть просто совпадением. – Эмеральд был местом, где сами люди подстраивали себя под движение космоса и особенно луны».
Фигурки из красного камня, обнаруженные в Кахокии. Считается, что здесь изображены божества плодородия, связанные с луной, подземным миром и змеями. Женщина с копытом в правой руке приклонила колени прямо на спину змеи и как будто культивирует её. Фигурка справа держит стебли растений, поднимающиеся у неё по бокам.
В самой Кахокии и около были найдены небольшие вырезанные из красного камня статуэтки богинь с медицинскими сумками, женщин, появляющихся из корзины с костями древних предков и женщин с тыквой и маисом, растущим прямо из их рук. Ученые считают, что эти фигурки указывают на близкую связь луны с женскими божествами, ночью и подземным миром. Тимоти Покетат говорит, что сравнительно малое количество инструментов и других повседневным предметов в маундовом комплексе Эмеральд указывает на то, что он был местом поклонения – с небольшим количеством постоянно проживающих здесь людей и намного большим кратковременным наплывом паломников, прибывших сюда для почитания луны. Совсем недавно, проведя анализ удельной сопротивляемости почвы, ученые отыскали следы мощеной дороги шириной свыше 45 метров, которая с обеих сторон была выделена канавками. Эмеральд авеню, как быстро прозвали эту дорогу, ведет в центр с юго-востока, а затем поворачивает на запад, на Кахокию.
Сюзан Альт отмечает, что комплекс Эмеральд привлекал к себе большое количество людей ещё до расцвета Кахокии – об этом свидетельствует датировка керамики и храмовых строений. «Эмеральд был построен и активно использовался в религиозных целях еще до 1050 года, - говорит г-жа С. Альт, по мнению которой тот момент времени был переломным. – Смешение различных людей могло стать одним из факторов, которые сказались на резком росте города – Эмеральд мог сыграть важную роль в основании города Кахокии».
В центре Кахокии также отмечается связь с астрономическими явлениями. У маунда 72 в центре Кахокии археологи раскопали останки 53 женщин, похороненных в соответствии с ещё одним лунным событием – восходом луны в самой южной точке 18,6-летнего цикла движения по небосклону (130 градусов от севера). По ряду версий курганы, жилища, храмы и площади самой Кахокии отражают солнечные циклы. Весь город был выстроен как по сетке с отклонением в 5 градусов от севера – это направление полностью совпадает с точкой восхода солнца на следующий день после осеннего равноденствия, дня, который, вероятно, отмечался фестивалем сбора урожая. Недавно была обнаружена приподнятая церемониальная дорога шириной ок. 18 метров и длиной ок. 800 метров, которой присвоили название «Дороги гремучей змеи». Эта дорога также была построена с отклонением в 5 градусов и берет начало на Главной площади, проходит по центру города и ведет к двум самым крупным погребальным курганам.
Где и как кахокийцы приобрели свои познания об этом сложном лунном цикле пока ещё непонятно, однако, Т. Покетат считает, что их корни могут быть в традиции Хоупвелл – ряда культур, процветавших на Северо-Востоке и среднем Западе с 200 года до н.э. до ок. 500 г. Одной из самых известных земляных строений Хоупвелла является 50-акровый Восьмиугольник, находящийся недалеко от Ньюарка (шт. Оагйо). И, по всей видимости, это строение было ничем иным, как тщательно спланированной лунной обсерваторией, ориентированной на тот самый 18,6-летний цикл, который Т. Покетат и С. Альт узрели в комплексе Эмеральд.
«Экспрессию лунного сознания, которую мы видим в Эмеральде, а также связь этого с нижним миром, женским началом и плодородием, мы также встречаем у традиции Хоупвелл и во многих других местах до и после Кахокии», - говорит Уильям Ф. Ромейн, исследователь из центра «Newark Earthworks Center» Университета штата Огайо.
Для древних кахокийцев важность луны имело и практическое значение. «Когда общества стали сильно зависимыми от сельского хозяйства, лунный цикл служил для определения времени возделывания растений, сбора урожая и других важных событий, - отмечает У. Ромейн. – По всей видимости, знания передавались от поколения к поколению. Ориентирование [по движению луны] в этих городищах не было просто намеренным, оно повторяется на большой территории в разное время».
Т. Покетат считает, что Кахокия процветала по большей части из-за того, что её лидеры сочетали свои астрономические знания с ритуалами, похоронными обрядами, архитектурой и иконографией, делая явный уклон на символы женской плодовитости, связанной с луной, что вылилось в единую религию. Это позволило совершенно разным людям, пришедшим из многих крестьянских деревень среднего Запада, сформировать беспрецедентный для своего времени урбанистический комплекс.
Чёрный брезент накрывает остатки более 20 зданий, в т.ч. 2 храмов и, возможно, ещё более 12 потенциальных временных зданий.
У кахокийского лунного культа похоже была и «миссия» - распространение влияния своего культа. В 800 километрах от Кахокии, вверх по реке в штате Висконсин находится Тремпеле (Trempealeau), архитектура которого, а также найденные в местном комплексе платформ артефакты являются примером кахокийской культуры. Здесь, отмечает Т. Покетат, как и в комплексе Эмеральд идет ориентация по лунному циклу.
«Мы думаем, что религия создала Кахокию и она стала неотъемлемой частью всего, что люди делали и о чем думали, и все здесь так смешалось и запуталось в повседневной жизни, что фактически все стало религией. Эта миссисипская религия, берущая начало в Эмеральде и Кахокии, была новым образом жизни», - утверждает г-жа С. Альт.
«Что-то определенно выделило Кахокию от того мира, где она сформировалась, - соглашается археолог Дэвид Андерсон из Университета Теннесси. – Но если этим связующим людей звеном была религия, то нам тогда также нужно узнать почему же здесь произошел коллапс спустя лишь 300 лет».
По двум последним исследованиям выдвигаются предположения более приземленных причин упадка Кахокии и последующего его оставления ок. 1350 года. Результаты нового анализа осадков расположенного недалеко от городища озера указывают на произошедшее ок. 1200 года большое наводнение. Как раз в то время, когда Кахокия была на пике своего развития. Географ Сэмюель Муньос из Висконсинского университета говорит, что отложения пыльцы в осадках также указывают на увеличившуюся долю сельскохозяйственных культур, прежде всего кукурузы, и стремительное обезлесение, произошедшее где-то в то же время. Затем настал период упадка в сельском хозяйстве и последующее прекращение культивирования почвы ок. 1350 года.
Даже если упадок городища произошел и не из-за наводнения, то свою лепту в него могли внести пожары. При проведении археологических раскопок в восточном Сент-Луисе до начала проекта строительства связующего моста между Иллинойсом и Миссури были найдены свидетельства произошедшего здесь разрушительного пожара. Раскопки 34 акров, проведенные Иллинойским археологическим департаментом, выявили, что ок. 1200 года большая часть административного центра Кахокии (окруженный забором компаунд из более 100 деревянных домов с соломенной крышей) была уничтожена в результате одного массивного пожара. Сожженную территорию уже не стали заново застраивать. Исследователи не знают был ли пожар вызван вследствие несчастного случая, по естественным причинам, из-за акта агрессии или вследствие какого-либо очистительного ритуала, но им точно известно, что в последующие годы Кахокия уже испытывала упадок. К 1400 году эффект от городского культа луны или же того, что когда-то связывало людей вместе, прошел и Кахокия был полностью заброшен.
Майк Тонер – писатель-фрилансер, бывший писатель научного раздела «The Atlanta Journal-Constitution».
Источник – ж-л Archaeology, март/апрель 2015 / www.archaeology.org