Как цивилизация майя из общества охотников-собирателей становилась оседлым рассказали раскопки в Сейбале
25.03.2015. IndiansWorld.org. Раскопки в древнем городище майя в Гватемале снабдили специалистов информацией о способах сосуществования кочевых и оседлых групп.
Работающие в Гватемале археологи раскопали новые данные о том, как цивилизация майя из общества охотников-собирателей становилась оседлым.
Исследователи, руководимые археологами Такешой Иномата и Даниэлой Триадан (все из Аризонского университета), раскапывающие древнее городище майя Низменностей Сейбаль, предполагают, что в период перехода общества от собирательства к ведению сельского хозяйства мобильные и оседлые сообщества сосуществовали и могли действовать сообща на строительных проектах и принимать участие в общественных церемониях.
О своих находках ученые рассказали в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences». В статье подвергается сомнению два бытовавших до этого постулата: о том, что кочевые и оседлые группы проживали в раздельных сообществах и о том, что общественные здания начали строить лишь после того, как общество полностью стало оседлым.
Археологи раскапывают раннее жилое строение в Сейбале, ок. 500 г. до н.э. Фото: Такеши Иномата
«Есть теория о том, что оседлые и мобильные группы сосуществовали в различных частях мира, но большинство людей думают, что оседлые и кочевые сообщества существовали раздельно, даже когда проживали на относительно близких друг к другу территориях, - отмечает профессор антропологии Такеши Иномата. – В нашем исследовании представлены первые конкретные свидетельства того, что кочевые и оседлые народы кооперировались, чтобы построить церемониальный центр».
Найденная в Сейбале общественная площадь датируется ок. 950 годом до н.э., а соседние церемониальные здания становятся монументальными лишь к 800 году до н.э. Также свидетельств о постоянных жилых зданий на той территории того периода найдено крайне мало. Большинство людей продолжали жить традиционной жизнью охотников-собирателей, кочуя по джунглям с места на место. Так продолжалось ещё 5 или 6 веков.
Древнее жилое строение элиты, ок. 750 г. до н.э. Фото: Такеши Иномата
Небольшое количество оседлых жителей этой территории не могли сами построить эту площадь, говорит г-н Иномата: «Постройка церемониальных строений довольно основательное дело, так что на строительстве должно быть задействовано большее количество людей».
Исследователи предполагают, что группы с различной степенью мобильности могли кооперироваться, чтобы возводить здания и участвовать в общественных церемониях на протяжении нескольких последующих столетий. Этот процесс, вероятно, помогал им укреплять социальные связи и, в конце концов, привел к полностью оседлой жизни.
«Это говорит нам о важности ритуала и строительства. Люди считают, что сначала появилось развитое общество, затем появились строения. Я считаю, во многих случаях мы видим обратное, - комментирует г-н Иномата. – Для людей, следующих традиционным способам жизни церемонии, ритуал и процесс строительства стал главной силой, которая помогла им адаптироваться к новому способу жизни и построить новое сообщество. На ритуал и на постройку строения собирались совершенно различные люди, при этом они занимались различной деятельностью, что, в конце концов, привело к последующему развитию цивилизации майя».
Древнее захоронение в Сейбале. Ок. 500 г. до н.э. Фото: Такеши Иномата
Переход был постепенным, майя полностью перешли к оседлой жизни земледельческого общества, зависящего от кукурузы, к 400-300 гг. до н.э., отмечает г-н Иномата.
«Самое потрясающее в находке, это то, что разные люди с различным способом жизни сосуществовали в явной гармонии на протяжении поколений до формирования более единообразного общества, - говорит аспирант Мелисса Берхэм, соавтор исследования. – Находка древнего “плавильного котла” – это определенно неожиданная главная новость».
Раннее жилое строение в Сейбале. Ок. 500 г. до н.э. Фото: Такеши Иномата
Соавторами статьи в журнале также выступили аспирант-антрополог Джессика Маклеллан и выпускница университета Джессика Мансон.
Такеши Иномата с коллегами работают в Сейбале уже на протяжении 10 лет. Также в археологических работах принимают участие специалисты из США, Канады, Гватемалы и Японии. Их работы финансируются следующими организациями: фондом Alphawood, National Geographic Society Committee for Research and Exploration, National Endowment for the Humanities, Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий (KAKENHI), а также японским Обществом продвижения науки KAKENHI.