Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

В Чиапа-де-Корсо (Мексика) найдено древнее захоронение

Во время второго сезона раскопок древнего поселения южной Мексики археологи в прошлом месяце наткнулись на ряд больших плоских камней – стен гробницы. Фото: Брюс Р. Бэчанд Джон Н. Уилфорд, The New York Times, 18 мая 2010 г. Во время второго сезона раскопок древнего поселения южной Мексики археологи в прошлом месяце наткнулись на ряд больших плоских камней – стен гробницы. Внутри они обнаружили скелеты вероятного правителя и двух принесенных в жертву людей. Скелет ещё одного взрослого человека, также, вероятно, принадлежащего к элите, был обнаружен чуть поодаль гробницы.

Руководитель раскопок, Брюс Р. Бэчанд (Bruce R. Bachand) из университета Бригема Янга (штат Юта, США), определил по стилю церемониальной керамики, найденной в гробнице, что захоронение было совершено около 2700 лет назад. Он подчеркнул, что возраст данной гробницы на несколько сотен лет старше всех известных из ранее найденных в месоамериканских пирамидах захоронений.

возраст данной гробницы на несколько сотен лет старше всех известных из ранее найденных в месоамериканских пирамидах захоронений. Фото: Брюс Р. Бэчанд Др. Бэчанд сообщил недавно в телефонном интервью, что скелеты двух человек по всем признакам можно отнести к принадлежащим «высшему слою общества». Скелет человека в гробнице был покрыт красным пигментом и украшен сотнями нефритовых изделий, а его зубы были инкрустированы белым жадеитом или раковинами морских моллюсков. Скелет, найденный вне гробницы, вероятно женский, был украшен нефритом, жемчугом и янтарем, а верхние зубы были инкрустированы пиритом, известным также под названием «золото дураков». Скелеты принесенных в жертву, взрослого человека и ребенка, были обнаружены без украшений и ритуальных подношений.

Антропологи, изучающие доколумбовые культуры Мексики и Центральной Америки, сообщили, что пока ещё преждевременно придавать находкам огромное значение, но согласились с др. Бэчандом в том, что это важный пример социального рэнкинга в региональных культурах и возрастающей политической централизации.

зубы были инкрустированы белым жадеитом или раковинами морских моллюсков. Фото: Брюс Р. Бэчанд Открытие было совершено у вершины 9-метровой пирамиды – самого высокого строения центральной площади древнего городища Чиапа-де-Корсо (шт. Чьяпас), находящегося недалеко от границы с Гватемалой. Раскопки проводились при поддержки Национального Географического Общества.

Найденная гробница ставит перед учёными трудный вопрос: к какой культуре она принадлежит? В то время, около 700 г. до н.э., район был занят несколькими обществами, которые торговали друг с другом, совершали набеги, обменивались традициями и керамикой, а также взаимодействовали друг с другом и другими способами. Их элита формировала альянсы между ними, в т.ч., вероятно, и посредством заключения браков.

Ольмеки, знаменитые своими монументальными скульптурами, распространили своё влияние далеко за пределы своей территории, побережья Мексиканского залива, и ранее считались доминирующей культурой. Майя развивались южнее. Вокруг Оахаки сапотеки создавали развитую культуру. А Чьяпас был тогда, как и сегодня, домом для людей, разговаривающих на языке соке.

Др. Бэчанд отметил, что многие артефакты, найденные в гробнице, либо схожи либо идентичны тем, что были найдены на месте потрясающих ольмекских руин в Ла-Венте, шт. Табаско. «Пришли ли эти люди из Ла-Венты?, - вопрошает он, - Или это были местные жители, которые так подчеркивали свои тесные связи с ольмеками? Это вопрос на 10 млн. долларов». Но аспекты захоронений отличаются от ольмекской культуры, подчеркивает археолог. Некоторая керамика и ритуальные практики отражают, по всей видимости, местный стиль. Строение самой гробницы – каменная стена с одной стороны и глиняная с других сторон – не типична для нескольких известных нам ольмекских гробниц.

По предварительному заключению др. Бэчанда, культура строителей гробницы имеет ольмекские корни, что, по его мнению, требует проведения дальнейших исследований в Ла-Венте. Но он также не исключает того, что гробница восходит к началу развития культуры соке и тогда, сообщает учёный, происхождение некоторых ранних месоамериканских традиций могут иметь не ольмекские корни и не майя, а восходят к соке, ранее недооцененному обществу.

Эльза М. Редмонд (Elsa M. Redmond), антрополог Американского музея естественной истории в Нью-Йорке, считает, что гробница в Чиапа-де-Корсо «определённо поддерживает» сформировавшееся среди учёных-месоамериканистов убеждение в том, что ольмекское влияние в этот формативный период хоть и было широко распространенным, но не было единственным. Взгляд на ольмеков как на «материнскую культуру», говорит она, практически полностью сменилась моделью «сестринских культур». По этой модели, разработанной Кентом В. Фланнери (Kent V. Flannery) и Джойсом Маркусом (Joyce Marcus), антропологами из университета Мичигана, в древней Мексике несколько культур развивались параллельно и имели технологии и традиции, которые формировались исходя из собственных нужд и верований или посредством сложного микса социальных и экономических взаимосвязей. «В этом «параллельном развитии», - говорит др. Редмонд, - в определённых культурах и появлялись схожая архитектура, ритуалы и вещи, которые находят в гробницах». Она благодарит др. Бэчанда за проводимые раскопки в городище, которым ранее пренебрегали, и желает узнать личность той женщины, найденной вне гробницы. Если она была женой правителя, о чём могут свидетельствовать щедрые подношения, почему же тогда её оставили проводить вечность вне гробницы мужа?


Источник: