Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

ПРАВИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРИБРЕЖНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Том 4. VII-XVI века ::: История человечества. Америка

Три примыкающие друг к другу долины, образованные реками Чильон, Римак и Лурин, рассекают пустыню центральной части побережья Перу с севера на юг. Незадолго до этого в районе Касмы или Уармея влияние северных культур ослабло, поскольку здесь проявились два возможных местных образования, которые можно идентифицировать по их материальным остаткам, но которые имели малое политическое влияние. Все, видимо, указывает на то, что ни одно из них не имело преимущества перед другим.

Небольшое царство Колья народа кольике, или колья, как они, видимо, назывались изначально, располагалось в долине Чильон и стремилось расширяться в сторону гор. Его границей в горах был регион Чаупиюнга (на высоте около 1500 м), где оно соприкасалось и боролось против канта, еще одной этнической группы, за обладание западными склонами Анд, где росла разновидность коки (Erythroxylon novagranatense tnixillense), известная инкам как тупа, листья которой считались более качественными, чем у разновидности, которая росла на восточных склонах этих гор.

К северу это царство граничило с другим небольшим царством Чанкай, от которого осталось много керамических изделий и текстиля, но мало исторических сведений, а его памятники вряд ли когда-то изучались. На юге в долинах Римак и Лурин самым примечательным местом было святилище Пачакамак.

Под улицами Лимы, возможно, похоронено небольшое образование феодального типа - Ичма. Парадный плац Писарро располагался на месте, которое могло быть церемониальным центром Ичма, святилищем с оракулом местного значения, давшим свое имя р. Римак. Это название можно перевести как «тот, кто говорит».

Но ни один из памятников этого государства не мог соперничать с архитектурным комплексом Пачакамак. Расположенное в долине реки Лурин, прямо у берега моря, это место имеет долгую историю идеологического главенства над окружающими долинами. Его название образовано от имени одного из самых важных богов побережья, и многие летописцы (Каланча, Сантильян и другие) рассказывают, что это божество получало дары, сравнимые с дарами, которые подносили Солнцу - официальному богу в религии инков. Управление здесь, должно быть, осуществлялось подобно туземной версии Ватикана, так как имелась группа жрецов, которые осуществляли культ и занимались паломниками, приходившими со всех Анд. Ясно, что власть этого центра была сильно подорвана с появлением инков, построивших храм Солнца и сооружение, посвященное жрицам Солнца, на этой священной для местного населения земле. Однако престиж этого места не исчез полностью, и два последних верховных правителя инков, Уаскар и Атауальпа, консультировались у оракула в Пачакамаке, чтобы узнать, унаследуют ли они власть от своего отца, Уайны Капака (1493-1525 гг.). Если верить испанским летописцам, то Уайна Капак тоже поклонялся богу побережья.

Самыми примечательными строениями доинкского периода являются пирамиды I и II с наклонными плоскостями. Эти пирамиды, сделанные из глины, скорее всего, наиболее интенсивно использовались в Поздний промежуточный период, т.е. в период формирования доинкских царств и их союзов.

Нам не известно, какие связи они поддерживали с соседним государством Чинча, располагавшимся в долине с тем же названием к югу от р. Лурин. Чинчи были превосходными моряками и путешествовали до государств в северной части побережья. В то же время обменная деятельность, должно быть, внесла свой вклад в распространение культа Пачакамака, жрецы которого требовали, чтобы в царстве Чиму ставили копии изображений бога побережья.

Должно быть, во многом престиж Пачакамака обусловливался тем, что он был «богом землетрясений». Поскольку центральное побережье Перу - это сейсмически активный район, подверженный постоянным землетрясениям, вера в этого бога не ослабла с исчезновением политического влияния этого места.


Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко