Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Предисловие (Царство Па'чан)

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Руины Йашчилана расположены на левом (юго-западном) берегу Усумасинты, в излучине реки, по форме напоминающей греческую букву Ω («Омега»). Ныне это территория штата Чьяпас (Мексика). Выбор места для города явно не случаен, оно было очень хорошо защищено и позволяло контролировать речной торговый путь. Хотя городище было обнаружено путешественником Эдвином Рокстро еще в 1881 году, до недавнего времени район Йашчилана оставался практически неисследованным с точки зрения ареологии. Первые систематические раскопки йашчиланского акрополя были осуществлены археологическим проектом Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) под руководством Роберто Гарсиа Моля в 1973-1984 годах. Лишь в последние два десятилетия в западных низменностях стали осуществляться региональные проекты, направленные на исследование второстепенных археологических памятников. Так, в 2003 году в Гватемале начал работу региональный археологический проект национального парка Сьерра-дель-Лакандон, целью которого является исследование района правобережья Усумасинты между городищами Йашчилан и Пьедрас-Неграс.[i]

карта-план города майя Йашчилан
План города майя Йашчилан (Танха'па'чан)

 

Центральная часть Йашчилана состоит из нескольких площадей, большого и малого акрополей. Общее количество сооружений в центре городища достигает 160. Йашчилан в его нынешнем виде был создан главным образом усилиями двух царей, которые правили в VIII веке: Ицамнаах-Б'алама III (681-742) и его сына Йашун-Б'алама IV (752-ок. 769). Среди руин городища обнаружено более ста прекрасно сохранившихся иероглифических текстов, в которых описывается история царства с 359 по 808 годы. Именно монументальная архитектура и прекрасная скульптура принесли Йашчилану широкую известность, превратив это городище в один из важнейших археологических памятников Чьяпаса.    

В древности Йашчилан был столицей крупного политического образования. Местные владыки использовали так называемый двойной «эмблемный иероглиф», то есть в титульной фразе одного правителя сочетались два разных царских титула. Феномен двойных «эмблемных иероглифов» был впервые отмечен уже их первооткрывателем Генрихом Берлином в 1958 году. Хотя точное значение подобных удвоений по-прежнему неясно, они, вероятно, олицетворяли некую форму политического союза либо обозначали два царства, объединенные под властью одного царя или династии.

Здание 33. Йашчилан
«Здание 33». Реконструкция. Как и другие важные строения городища, здание изначально было украшено штуковым орнаментом и фигурками, ныне практически полностью утраченными. Представленная на рисунке цветовая раскраска является гипотетической.

Преобладающая форма «эмблемного иероглифа» Йашчилана включает знак «расколотого неба», для которого в свое время на основании сходства с написанием имени кукульского царя Сийах-Чан-К'авииля предлагалось чтение SIY/SIH. Соответственно полное название царства читалось как Сийахчан. Однако в 2004 году Саймон Мартин на основании надписей из Дос-Пиласа и Шкалумкина, а также написания названия месяца Паш обосновал для знака «расколотого неба» чтение PA’. В таком случае, городище Йашчилан в древности называлось Танха'па'чан («Средь воды расколотое небо») и являлось столицей царства Па'чан («Расколотое небо»).[ii] Чтение Мартина стало общепринятым среди эпиграфистов, поскольку происхождение топонима вполне объяснимо. Танха'па'чан расположен на берегу реки Усумасинты. На противоположном берегу, в виду города, поднимаются два высоких холма, ложбина между которыми и создавала в представлении местных майя эффект «расколотого неба».[iii]

Второй «эмблемный иероглиф» появляется в текстах из Йашчилана не раньше правления Ицамнаах-Б'алама III, хотя в ретроспективных упоминаниях он связывается даже с основателем династии. Чтение основного знака этого второго «эмблемного иероглифа» остается предметом споров, предлагались в частности чтения Пет, Коках и Ках. Последнее чтение, предложенное Альбертом Давлетшиным, подтверждается в частности тем, что в начале VIII века в состав царства Па'чан входила область с центром в месте Кахниб', управлявшаяся «сахалем» (областным наместником). По-видимому, это бывшая столица Каха, утерявшая свой политический статус и превратившаяся в центр области.[iv]

Стивен Хаустон выдвинул предположение, что царство Па'чан–Ках было основано выходцами из Центральных низменностей, так как в надписях из Петена встречаются аналогичные «эмблемные иероглифы». В тексте на притолоке из городища Эль-Соц упоминается царь с титулом «Священный Владыка Каха», а царство со столицей на месте археологического городища Вашактун в древности называлось Па'чан. По мнению Хаустона, выходцы из ранних царских династий Петена основали царство в Верховьях Усумасинты. Но эта гипотеза никак не подтверждается письменными источниками. Кроме того, существование топонимов Танха'па'чан и Кахниб' в рамках царства Па'чан–Ках является веским доказательством в пользу того, что эти «эмблемные иероглифы» имеют местное происхождение. Сомнительно, чтобы переселенцы из Петена принесли с собой и топонимические названия.[v]


Примечания:

[i] Сафронов А.В. Государства майя западного региона в классический период. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук — Москва 2006, страницы 34, 36.

[ii] Martin S. The Broken Sky: The Ancient Name of Yaxchilan as Pa’ Chan // The PARI Journal. 2004. N 5(1). Pp. 1-7 http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/501/BrokenSky.pdf                                                   

[iii] Сафронов А.В. Государства… примечание 27.

[iv] Сафронов А.В. Государства… страница 179

[v]  Сафронов А.В. Государства… страница 180