Чичен-Ица
Содержание:
Город расположен в 1,5 км. к югу от небольшого городка Писте (Piste), находящегося на шоссе, соединяющим два крупнейших города северного Юкатана - Мериду (Merida) и Канкун (Cancun). От Мериды до Писте - 116 км, от Канкуна - 205 км. Древний город занимает территорию свыше 6 кв. км.
Чичен-Ица - один из самых значительных городов древних майя. "Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица" или "рот колодца колдунов воды", или "Устье колодцев ицев" ("чи" на языке майя означает "устье", "чей" - "колодец", а "ица" - имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле).
Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы (иногда самую южную часть города называют Старый Чичен - Chichen Viejo). Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики (необходимо отметить, что данная точка зрения на этот период истории Чичен-Ицы вызывает большие сомнения у современных историков - они отмечают огромное влияние центральномексиканского искусства, прежде всего в архитектуре, но не могут найти археологических подтверждений непосредственно завоевания тольтеками земель майя, таким образом, предполагается лишь культурное влияние, но нет оснований для утверждения о военном вторжении...). Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в Храме воинов можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала выиграв морскую битву против майя, а потом победив их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь и как минимум столетие чиченицкие тольтеки поддерживали связь с тольтеками из Тулы. Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и союзные с ними племена вскоре распространили свое влияние на большую часть полуострова Юкатан. Во всяком случае, другие крупные центры этой области - Ушмаль, Майяпан - также несут на себе печать господства тольтекских или смешанных майя-тольтекских черт в религии, архитектуре и скульптуре. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Население города, по разным оценкам, составляло от 20000 до 30000 жителей. Во времена тольтеков формируется северная часть города. По мере роста могущества других политических центров на Юкатане гегемония Чичен-Ицы стали все больше вызывать их недовольство. Правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел.
Диего де Ланда, побывав в Чичен-Ице, писал в 1566 году о преданиях индейцев: "Индейцы считают, что племенем, основавшим Чичен-Ицу, правил великий владыка по имени Кукулькан, в честь которого главное здание названо именем Кукулькана. Говорят, что он пришел с запада, но есть разногласия о том, пришел ли он до племени Ица, после них или одновременно с ними. Рассказывают также, что у него не было ни жены, ни детей и что после его возвращения его почитали в Мексике как одного из богов под именем Кетцалькоатля. И на Юкатане его тоже почитали, как божество, из-за великих заслуг перед страной: говорят, он установил там порядок, положив конец смуте, вызванной гибелью вождей". Сообщив, что Кукулькан основал еще один город, Майапан, Ланда утверждает, что этот бог или царь "жил еще некоторое время в этом городе (Майяпане) и, оставив других вождей, мирно возвратился по той же дороге в Мексику".
Однако, это сообщение Ланды вносит некоторую путаницу, так как миграции на Юкатан в эпоху майя бывали не единожды; что до упоминаемого у этого автора Кукулькана, то это, был вождь толътеков. Что до жителей города племени Ицы, то они пришли в Чичен позднее, около XIII века, и дали Чичену свое название, а до них он был тольтекским поселением. Считается, что ицы представляли собой одно из ответвлений майя - язычной группы чонталь (или путун), издавна обитавшей на южном побережье Мексиканского залива, в современных мексиканских штатах Кампече и Табаско.
Первое упоминание о Чичен-Ице белыми исходит от Фрай Диего Де Ланда, писавшем об истории Юкатана во второй половине XVI века. В 1579 году в Relaciones Geograficas также упоминается этот город майя, как и в других документах того времени. Есть также мнение, что Франсиско де Монтехо (официальный покоритель п-ва Юкатан) пытался обосноваться в самом городе или рядом с ним, но "дружелюбность" местных племён майя заставила его убраться с тех мест восвояси.
О местечке Чичен с древним городом часто упоминалось в документах колониального периода, однако, это не вызывало интереса у археологов старого и нового света вплоть до 1842 года, когда знаменитый исследователь и путешественник Джон Ллойд Стефенс и Фредерик Казервуд не привлекли внимание мирового сообщества к Чичен-Ице, опубликовав отчёт об их двухнедельной работе на данном участке. Стефенс описал, а Казервуд зарисовал несколько зданий древнего города, а также карту местности.
Далее в Чичен-Ице побывал, несмотря на длившуюся в то время войну Каст (1846-1900), французский искатель приключений и фотограф Дезире Шарне. Он прибыл туда в сопровождении военного эскорта и описал несколько самых больших руин.
Между 1875-1873 годами, ещё один француз, Огюст Ле-Плонжон, начал первые археологические раскопки в городе. Он известен тем, что первым раскопал скульптуру Чак-Мооля, которой он сам и дал это имя. Однако, точных и подлинных свидетельств тому, что данная статуя именуется Чак-Моолем нет.
Между 1880-ми и 1890-ми годами, два фотографа-исследователя, Теоберт Малер и Альфред П. Моудсли, работали в Чичен-ице независимо друг от друга. Их работы стали первыми доступными трудами для всего общества.
Важный вклад в изучение архитектуры города внёс Вильям Холмс в 1895 г. Между 1900 и 1907 годами, Аделой Бретон были сделаны цветные зарисовки фресок города, многие из которых (фрески) уже утрачены. Несколько раз город посещал немецкий учёный Эдуард Зелер.
В 1904 году в Чичен-Ицу прибыл американец Эдвард Герберт Томпсон, который начал проводить исследо
вания "Священного колодца", из глубин которого он вытащил множество артефактов, большинство из которых были нелегально вывезены в Гарвардский музей Пибоди.В 1924 году Институт науки Карнеги запросил мексиканское правительство разрешение на проведение исследований и реставрационных работ.
Тремя годами позже вместе с мексиканскими археологами были начаты археологические работы.
В целом, между 1923 и 1935 годами, были проведены археологические исследования Сильванусом Морли и Альфредом Киддером (Институтом науки Карнеги) Храма Воинов и Караколя. Одновременно с проектом Института Карнеги, велись исследования, организованные Мексикой, под руководством Хосе Эроса и Мигеля Анджела Фернандеса - они работали над Храмом Кукулькана, грандиозной площадкой для игры в мяч и платформами Северной Площади. Так, в 1931 году были начаты работы по поиску более ранней постройки храма Кукулькана. В 1932 году в храме Кукулькана была найдена коробка с кораллом, обсидианом, и инкрустированными бирюзой предметами, а также человеческие останки.
После войны в Чичен-Ице также вели исследования археологи Альберто Рус, Хорхе Акоста и Роман Пинья Чан.
В 1960-е годы возобновились исследования "Священного сенота", однако результаты оказались скудными и работы были прекращены.
В конце 70-х годов XX столетия были проведены реставрационные работы южной и восточной сторон Кастильо. В 1990-1991 гг. были отреставрированы Группа Тысячи Колонн и Рынок. В 1992 и 1994 гг. велись раскопки Др. Питером Шмидтом.
До 2006 года посетители древнего города майя могли спокойно взбираться на вершину пирамиды Эль-Кастильо, а также через проём под северной лестницей взбираться ко внутреннему храму пирамиды с Чак-Моолем и ягуаровым троном. Однако после смертельного несчастного случая, когда с лестницы сорвалась женщина, туристам было запрещено взбираться вверх по лестнице. В том же году перестали пускать посетителей и во внутренний храм.
В 2015 году под пирамидой был обнаружен сенот (карстовый провал) шириной 30 м. и 20 м. в глубину.
На п-ве Юкатан город находится в северной его части - можно посмотреть его расположение на карте Мезоамерики. Приблизительный план самого города приведён ниже. Цифрами помечены основные сооружения Чичен-Ицы.
1. Священный сенот
2. Большая площадка для игры в мяч
3. Храм Бородатого человека
4. Храм Ягуара
5. Цомпантли
6. Платформа ягуаров и орлов
7. Платформа Венеры
8. Пирамида Кукулькана
9. Храм Воинов
10. Группа тысячи колонн
11. Могила Верховного жреца
12. Красный Дом
13. Сенот Штолок
14. Караколь
15. Женский монастырь
16. Иглесия
Эль-Кастильо (El Castillo, что в переводе с испанского означает "замок"), который называют также пирамидой Кукулькана (La Piramide de Kukulcan). Кукулькан на языке майя означает "пернатый змей". Эль-Кастильо представляет собой пирамиду высотой 24 м, на верхней площадке которой расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Стороны пирамиды чётко ориентированы по сторонам света (север, запад, юг, восток). Пирамида имеет 9 уровней. По её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана. Вот как описывал эту пирамиду Диего де Ланда, назвавший её "главным зданием" города: "В верхнюю часть этого здания ведут 4 лестницы с 4 сторон света, шириной в 33 фута, по 91 ступеньке, и взбираться по ним опасно... Когда я видел это здание, там по обе стороны от основания лестницы, на расстоянии фута, были искусно сделанные скульптурные изображения змеиных голов со свирепо раскрытыми пастями". Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91x4+1=365 - число дней в году. Это совпадение дало ученым основание сделать заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение. Примечателен тот факт, что в день весеннего и осеннего равноденствия, солнце движется таким образом, что тень от него, двигаясь по ступенькам храма в сторону сенота, создаёт иллюзию движения змеи по лестнице пирамиды. Этот феномен, который длится 3 часа 22 минуты, сообщает о приходе Весны и Осени. Можно только предполагать, что это символизировало для майя, хотя, возможно, тем, кто наблюдал это явление, казалось, что призрачный Кетцалькоатль как бы возвращается к жизни. Впоследствии выяснилось, что Эль-Кастильо был построен поверх более древней пирамиды. Внутрь этой пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. Там были обнаружены скульптура так называемого Красного ягуара (глаза и пятна на шкуре ягуара сделаны из жадеита, а клыки и зубы - из окрашенного в белый цвет кремния) и своеобразная фигура-трон, называемая Чак-Мооль. Статуя ягуара, так называемый «ягуаровый трон», имеет 74 жадеитовые инкрустации (пятнышки на шкуре), а на его спине был найден бирюзовый диск, возможно, использовавшийся для воскурения копала (так что, вероятно, это и не трон вовсе, однако спешить отрицать это не стоит).
Сегодня Храм Кукулькана стал одним из самых узнаваемых образов Мексики. Сам древний город Чичен-Ица в 2007 году стал финалистом проекта «Новые семь чудес света», при этом именно пирамида Эль-Кастильо неизменно являлась «лицом» города.
Храм воинов. Находится с западной стороны большой площади, в центре которой расположена пирамида Кукулькана. В основе Храма воинов лежит ступенчатая пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Считается, что эта платформа построена по плану, который использовался при строительстве пирамиды "В" в Туле. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно, поэтому Храм воинов так и называют. Считается, что когда-то колонны поддерживали крышу. Не осталось ни следа и от крыши над святилищем, расположенном на верхней площадке Храма воинов, куда ведут две лестницы. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище. Здесь же, напротив главной двери храма, находится красивая статуя Чак-Мооля, держащего в руках чашу, предназначенную для даров богам, ставшая своеобразным символом Чичен-Ицы. Этот Чак-Моол был найден внутри Храма Воинов, где находятся остатки предыдущей постройки, получившей название Храм бога дождя. Роспись на двух скамьях в этом храме представляет собой изображения тольтекских правителей, сидящих на тронах в форме ягуара. В XIX веке Огюст де Плонжеон прочитал на стене одного из зданий иероглиф "Чак-Мооля" и указание где надо копать, чтобы найти изображение этого существа. Там он откопал статую человека, который полулежал и держал на животе что-то похожее на блюдо. Так де Плонжеон решил, что это и есть изображение "Чак-Мооля".
Группа тысячи колонн (Grupo de las Mil Columnas). Расположена с южной стороны Храма воинов. Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон довольно большую площадку. (С четвертой, южной, стороны этой площадки расположено здание, называемое почему-то Рынок - Mercado). Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 м. при ширине 11 м. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 м. Эта колоннада, носящая название северной, насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов. (ширина этой колоннады - 20 м). В целом, в Группе тысячи колонн преобладают круглые колонны. Некоторыми учёными считается, что изначально над этими колоннами была тростниковая крыша, а под ним располагался рынок.
Священный сенот (Cenote de Sacraticios, по-испански, или Sacred Cenote, по-английски). Расположен к северу от пирамиды Кукулькана, от которого к нему ведёт прямая, выложенная из камней, дорога шириной 10 м. и длиной около 300 м. "Сенот" можно перевести как "колодец". Диаметр сенота около 60 м. Его общая глубина - около 50 м., вода в настоящее время находится примерно на 20 м. ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей, приносимых в жертву богам. Поэтому это место известно ещё под названием "Колодец смерти". С этим местом связано множество историй, часть которых описана в книге пророчеств майя " Чилам Балам". Сам Диего де Ланда побывал в Чичен-Ице и лично осмотрел там этот мрачный провал в известняковых пластах, который именовался у майя "Священным Сенотом"'. Вот как он его описывал: "Этот колодец имеет 7 эстадо (20 м.) глубины до воды, более 100 ступней (60 м.) в ширину, он круглый и из тесаной скалы, что удивительно. Вода кажется зеленой; это, я думаю, вызвано рощей, которая его окружает; и он очень глубок". Начиная с 1923 года, американец Эдвард Томпсон (Tompson), который был, кстати, консулом в Мериде, в течение нескольких лет проводил исслед ование сенота. Несколько раз он сам спускался в водолазном костюме на дно колодца. Остатки скелетов, извлеченных со дна Колодца смерти, подтвердили его зловещее название. Было извлечено также большое количество украшений и предметов быта древних майя.
Сенот Штолок (Xtoloc Cenote). Еще один естественный водоем, находящийся к югу от пирамиды Кукулькана и в 800 метрах от "Священного сенота". Он меньше Священного сенота и его края менее обрывисты, а потому он использовался исключительно как источник питьевой воды.
Платформа Венеры (Platforma de Venus). Находится к северу от Эль-Кастильо прямо у начала дороги к Священному сеноту. Она получила свое название в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки.
Платформа ягуаров и орлов (Platforma de Tigers y Aguies). Расположена к северо-западу от пирамиды Кукулькана. Храм имеет квадратную форму с четырьмя лестницами, украшенными головами змей. Платформу назвали так по рельефным изображениям на ее стенах. На стенах выгравированы изображения ягуаров и орлов пожирающих человеческие сердца - таким образом были представлены жертвоприношения.
Цомпантли (Tzompantli), или Храм черепов (Temple of Skulls, по-английски). Цомпантли представляет собой Т-образную платформу, расположенную рядом с Платформой ягуаров и орлов, но превосходящую ее размерами. Особенностью Цомпантли является то, что стены этой платформы покрыты рельефными изображениями черепов. Именно поэтому это сооружение и было названо Храмом черепов. Каменная стена цомпантли являлась основанием для деревянных рам, на которых вешались черепа убитых врагов и принесённых в жертву. Название данного комплекса дано на языке науаль - языке индейцев Центральной Мексики, где часто встречались такие сооружения.
Площадка для игры в мяч (Juego de Pelota). Находится к западу от Цомпантли, на западе северной части города и ориентирован по оси юг-север, с небольшим отклонением на восток, то есть, прямо на "Священный колодец". В соответствии с датой, выгравированной на обнаруженном, на стадионе, алтаре, он был сооружен не позднее 864 года н.э. Площадка окружена четырьмя храмами: Северным и Южным, а также Нижним и Верхним Храмами Ягуаров. В Чичен-Ице насчитывается несколько площадок для игры в мяч (9), однако, это самая большая площадка и не только в Чичен-Ице, но и среди всех подобных площадок в городах майя. Длина этой площадки 135 м., а общая ширина - 70 м. Размеры игрового поля составляют 83 м. на 30 м. Высота стен - более 8 м. В основе этих стен находятся невысокие каменные выступы, украшенные гравировками, представляющими сцены жертвоприношения людей. Эти гравировки изображают две команды, каждая из которых имеет семь игроков, один из них держит в руках отрезанную голову одного из членов проигравшей команды. Примечательно, что среди росписей отчетливо прослеживается "реинкарнационная" тематика: знаки "небесный, блистающий", элементы крови, заменяющиеся семью змеями. На верхней части боковых стен видны кольца, через которые должен был пройти мяч.
Храм ягуара (Temple of the Jaguars, по-английски). Расположен в восточной стене площадки для игры в мяч. Назван храм таким образом из-за того, что в нем были найдены фигуры ягуаров, которые украшали его фасад. Лестницы, которые ведут во внутреннюю часть храма, украшены скульптурами, символизирующими гремучую змею, которая является священной для майя. Храм включает в себя два святилища - верхнее и нижнее, которые иногда называют соответственно Верхний и Нижний храм ягуара. Внутренние стены храмов украшены сценами войн. Верхнее святилище расположено наверху стены, ограничивающей площадку, и выходит на игровое поле. По-видимому, отсюда знатные лица города наблюдали за игрой. Вход в нижнее святилище Храма ягуара находится с внешней стороны площадки. При входе в нижнее святилище стоит стилизованная фигура ягуара, которая и дала название всему этому комплексу.
Храм Бородатого человека (Temple of the Beared Man). Расположен в северной части площадки для игры в мяч. Храм получил свое название по рельефу внутри храма. Часто, однако, этот храм называют просто Северным. В этом храме замечательная акустика, позволяющая слышать шепот человека в любой точке зала.
Пирамида Могила Верховного жреца (Tumba del Gran Sacerdote, по-испански, или The High Priest's Grave, по-английски). Находится на юго-западе от Эль-Кастильо. Такое название эта пирамида получила потому, что на её верхней площадке обнаружено семь надгробий, свидетельствующих, по всей видимости, о захоронении важных людей города. Внутри неё было обнаружено вертикальное отверстие, которое ведет к природной пещере, где были найдены человеческие останки, изделия из нефрита и множество других предметов, находящихся теперь в музеях. Эту пирамиду называют также Осуари (The Ossuary, по-английский), что означает "склеп". Часто это сооружение называют просто Малой пирамидой. Её высота составляет 10 м..
Красный дом (La Casa Colorado, по-испански, или The Red House, по-английски). Расположен к югу от Могилы Верховного жреца. Своё название Красный дом получил из-за красной краски на фасаде. Красный дом - типичное сооружение древних майя. Его крыша украшена характерными изображениями носатого бога дождя Чака.
Караколь (El Caracol). В переводе с испанского означает "улитка". Такое название было присвоено из-за внутренней лестницы наверх, имеющую спиралевидную форму как у раковины улитки. Расположено это здание к юго-востоку от Красного дома на прямоугольной платформе размером 67 на 52 метра. Данный комплекс является одним из самых известных достопримечательностей Чичен-Ицы. Это грандиозное сооружение представляет собой башню, находящуюся на двойной платформе. Считается, что башня Караколя использовалась майя для астрономических наблюдений, поэтому часто это сооружение называют Обсерваторией. В крыше и стенах были проделаны отверстия таким образом, что позволяли наблюдать астрономам за движениями некоторых небесных тел, особенно за Венерой. Самой отличительной характеристикой этого здания является его необычное сходство с современными астрономическими обсерваториями. Верхняя часть башни серьёзно повреждена.
Женский монастырь (Las Monjas). Одно из самых больших и старинных сооружений в старой части Чичен - Ицы. Это крупное сооружение расположено к югу от Караколя. Основание у монастыря - 70 м. на 35 м. и он возвышается над землей почти на 20 м. По каким-то непонятным причинам это сооружение напомнило испанцам, впервые увидевшим его, монастырь - они его так и назвали. По внешнему виду он скорее напоминает дворец. Широкая лестница, расположенная с северной стороны Монастыря и разделяющая его как бы на две части, позволяет подняться наверх, где собственно и находится сам "монастырь". Монастырь украшен рельефными узорами и масками бога Чака. Оно было восстановлено много раз, но в нем доминирует стиль майя группы Ченес, что можно легко увидеть в деталях его декорации. Частью восточного фасада монастыря является небольшое здание, также выполненное в стиле Ченес и Рио Бек, и изображающее маску монстра с пастью-дверью. Сверху двери находится сидящая фигура со скрещенными ногами, напоминающая своей позой Будду (существуют всего лишь несколько образцов фигур такого типа).
Иглесия (La Iglecia). В переводе с испанского Иглесия означает "церковь". Здание стоит почти вплотную к Монастырю с его восточной стороны. Это здание, естественно, не имеющее никакого отношения к церкви, получило такое название исключительно по аналогии с Монастырём. Оно имеет выразительный орнамент, где различается маска божества, принадлежащего либо богу дождя Чаку, либо богу творцу Ицамне.