Классический Кобá
Одним из крупнейших городов центральной части Северного Юкатана в позднеклассический период являлся Коба (Cobá), расположенный на территории современного мексиканского штата Кинтана-Роо. Вместе с приблизительно десятком поселений-спутников, соединенных с центром системой дорог, он контролировал территорию по меньшей мере 70 квадратных километров[1]. Особенностью города являються две гигантские дороги-сакбе, связывающие его с городищами Ишиль и Йашуна (последнее находится на расстоянии 100 км. к западу). Данные археологии свидетельствуют, что в позднем Классическом периоде характерный для Коба стиль керамики, скульптуры и архитектуры наблюдается в Оокопе, на юге Кинтана-Роо, и в селениях восточного побережья Юкатана, таких как Шельха, Муйиль и Сан-Хервасио на Косумеле[2], что указывает на его если не политическое, то культурное влияние в обширном регионе.
Карта Коба
К настоящему времени на городище найдены 34 стелы, 18 резных панелей, резной алтарь, а также остатки росписей на штукатурке со следами надписей.
По стилю и характеру изображения и надписи на памятниках Коба практически не отличаются от современных им позднеклассических рельефов и текстов из Северного и Центрального Петена. К сожалению, использовавшийся для создания памятников Коба местный известняк подвергся очень сильной эрозии, из-за чего чтение надписей представляет немалую проблему.
Остается неясным вопрос о древнем названии города. Н. Грюбе в своё время установил, что «эмблемный иероглиф» Коба имеет чтение IK’-HAAB’-HO’, Ик’ Хааб Хо’, в юкатекском произношении – Эк’ Хааб Хо или Эк’або’[3], что можно сопоставить с названием Экаб, которое имел северо-восточный Юкатан в эпоху испанского завоевания[4]. Однако, в самом Коба (на резных панелях 4 и 9) обнаружена запись слова «Коба» (ko-ba-a), которое, как следует из текстов в Эц’на и Тикале, является обозначением некоего города и/или народа. Стоит отметить, что название «Коба» для древних руин существовало исстари, и впервые применяется к ним при описании первого похода Ф. де Монтехо на Юкатан в 1527 г. Вполне вероятно, что Коба – действительно древнее название города или области, в то время как «эмблемный иероглиф» Ик’або’ указывает название династии или политии.
Примеры топонима Коба в иероглифических текстах
Предполагаемая запись о «заселении»[5] Коба содержится на «Панели 9», которая относит это событие ко дню 9.3.10.5.1, 11 Имиш 9 Кумк’у, 18 марта 505 года. При этом, в качестве основателя местной династии надписи называют – уникальный случай в истории классических майя – женщину, некую Иш К’авииль Ахав Винальхааб[6]. Сама панель была создана по заказу правителя по имени Шукууб Чан Йопаат, который воцарился в 566 году и упомянут в связи с «юбилейными» обрядами в 573, 578 и 583 годах на стелах 29 и 27, в связи с игрой в мяч под 574 годом и в связи с посвящением площадки для игры в мяч под 593 годом[7].
Площадка для игры в мяч в Коба
Следующее по времени вероятное известие о правителях Коба содержится на «Панели 1», происходящей из главной городской пирамиды Нохоч Муль.
Пирамида Ишмоха в группе Нохоч Муль – самая высокая на Юкатане.
Дата на памятнике разрушена, хотя по стилистическим особенностям сооружения, где его найдено, Антонио Бенавидес относит рельеф к концу VI века[8]. Надпись сообщает, что некто по имени Йопаат К’авииль, названный «человеком из восточного Хуун Ти’ Ман», совершил обряд «заклинания К’авииля», обычно связанный с необходимостью посоветоваться с богами по поводу экстраординарных событий. Организатор обряда (его имя утрачено) назван сыном женщины, обозначенной «женщина-калоомте, … владычица». Эмблемный иероглиф в её титуле может быть опознан как змеиная голова, в таком случае Коба оказывается связанным с династией могущественных Канульских владык[9], чьи владения располагались на юге современного Кинтана-Роо и севере Петена и чья власть при Ук’ай Кане (579 – между 611 и 619 гг.) достигла пика могущества.
Стела 6 из Коба. Прорисовка Й. Грэхэма
Следующий правитель Коба представлен на Стеле 6 и упоминается в связи с «юбилейными» обрядами в окончание «двадцатилетия» 9.9.0.0.0 3 Ахав (май 613 г.) и «десятилетия» 9.9.10.0.0 2 Ахав (март 623 г.). Его имя не поддается чтению, но в конце текста он назван u-MAM XUKUUB-…, «внук Шукууба …»[10].
По всей видимости его преемником в «юбилей» 9.10.0.0.0, 633 г., в «Группе Коба» была сооружена Стела 11. Текст верхней части плохо сохранился, зато на нижней читается сообщение о воцарении в день 9.9.19.2.3, 9 Ак’баль 11 Поп (март 632 г.) владыки по имени Калоомте Шаман К’авииль. Он представлен как победитель владыки из политии Ик’[11]. Такое название имеет Мотуль-де-Сан-Хосе в Петене, однако, не обязательно, чтобы Коба воевал с таким отдалённым противником; не исключено, что это какое-то одноименное государство на Юкатане.
Нижний фрагмент стелы 11 (фото В. Переса)
Следующим известным правителем Коба в «юбилей» 9.11.0.0.0, 652 г., была поставлена Стела 4. Надпись на ней сообщает о коронации в день 9.10.7.5.9, 4 Мулук 17 Во (апрель 640 г.) лица, чьё имя также начинается словом Калоомте (KAL-ma-TE). Стэнли Гюнтер полагает, что это была женщина, которую звали Калоомте Иш К’авииль Ахав, родившаяся в 617 году[12]. Кроме того, можно разобрать сообщение о некой церемонии «облачения», произошедшей в день 9.10.16.17.18, 9 Эц’наб 1 Мак (октябрь 649 г.)[13]. Сама правительница изображена на стеле в триумфальной сцене в сопровождении трех связанных пленников. Один из них назван владыкой из Иц’а (i-ts’i-a), другой – владыкой из Хатуун (ha-TUUN-ni).
Она же в августе 662 г. отпраздновала «юбилей» 9.11.10.0.0, в честь которого была установлена Стела 5 в так называемой «Группе Маканшок». Как и на предыдущей стеле, владычица окружена униженными связанными пленниками. Стела 5 примечательна тем, что на ней помещена первая из известных в Коба «сверхдлинных» дат Длинного счета. В этих датах, в отличие от общепринятого стиля, указывалось не только количество дней, прошедших до указываемой даты от эры 4 Ахав 8 Кумк’у (3114 г. до н.э.), выражавшееся в системе исчисления майя пятиразрядным числом, но и количество дней, которые минули до эры 4 Ахав 8 Кумк’у от некоего «начала начал». Последняя величина представляла собой чистую календарно-мистическую игру и определялась как сумма двадцати (священное число) взятых по тринадцать (ещё одно священное число) последовательных двадцатеричных числовых разрядов. Такие даты характерны именно для Коба, и, кроме Стелы 5, встречаются еще на стелах 1, 28 и, возможно, 19.
Правительница, поставившая стелы 4 и 5, упомянута и на Стеле 1, где 13-я годовщина (в 360-дневных годах) её коронации в январе 653 г. обозначена знаменитой «Сверхдолгой Серией» из 24-разрядного числа дней, которое в переводе на европейскую систему исчисления выглядит как 10 331 233 010 526 315 789 473 684 122 000. Однако, как показал Д. Стюарт, сама Стела 1 была поставлена следующим правителем Коба, коронованным в день 9.12.10.5.12, 4 Эб 10 Йаш (август 682 г.), часть имени которого читается как Калоомте … Чан Йопаат. При этом он назван «девятым преемником» основательницы династии[14]. Если отвести на правление одного владыки примерно 20 лет, то основание династии правителей Коба как раз придётся на 505 год, указанный в качестве даты «заселения» города на «Панели 9».
Стела 1 из Коба. Прорисовка Й. Грэхэма
После 682 г. нет никаких сведений об истории Коба в течение более 70 лет. Обычно это свидетельствует о военных поражениях или междоусобицах. В таком случае очень интересным оказывается текст на знаменитых резных костях (№ 38 и 39 по нумерации археологов) из погребения тикальского правителя Хасав Чан К’авииля. Текст на них (в обоих случаях совершенно одинаковый) сообщает о победе священного Канульского владыки …-Ч’аха над неким … Балам Чуубом, «человеком из Коба» в день 11 Мен 8 Муван, причем этой победе то ли предшествовало, то ли после неё последовало пленение владыки Хишиля по имени Хуш Хаате’, внука Канульского владыки. Обычно дата Календарного круга 11 Мен 8 Муван идентифицируется как 9.13.3.13.15, декабрь 695 г., через четыре месяца после неудачной для Канульских владык битвы с войсками Мутуля-Тикаля. В таком случае запись на костях можно истолковать как известие о победе канульцев над северным соседом (возможным союзником Мутуля), после которой создание монументальных надписей в Коба на полстолетия сходит на нет. Однако, установлено, что в декабре 695 г. священным Канульским владыкой в Калак’муле продолжал оставаться Йукноом Йич’аак К’ахк’, и его не сменил царь, чьё имя записано на костях. Возможны два объяснения: либо наряду с Канульским царством со столицей в Чиикнаабе-Калак’муле существовала еще одна полития, граничившая с северо-восточным Юкатаном, чей правитель именовался «священный владыка Кануля», либо война Коба с Канулем имела место гораздо раньше, возможно, в 487 или 435 г[15].
Резная кость из «Погребения 116» в Тикале
На какие-то еще столкновения с Канулем-Калак’мулем, кажется, указывает резная панель из Коба с изображением пленника, сидящего на иероглифе, который скорее всего читается как Наах Луха’ (NAAH-lu-ja-a). Так назывался город, расположенный на месте нынешнего городища Ушуль, в бассейне Эль-Мирадора к югу от Чиикнааба-Калак’муля, и являвшийся близким союзником Канульских владык[16]. Изображение пленника оттуда на памятнике в Коба вряд ли указывает на то, что воины из северного Юкатана достигали окрестностей Калак’муля, скорее наоборот, отряды ушульцев вероятно принимали участие в войнах Канульских владык на территории современного Кинтана-Роо.
Впрочем, «пробел» в исторических записях из Коба может быть связан с поражениями в войнах с ближе расположенным союзником канульцев – Цабналем-Эц’на. По крайней мере, на стеле 19 из Эц’ны, созданной между 692 и 711 гг. изображен пленник, названный «человеком из Коба»[17], что указывает на какой-то неудачный для этого города военный конфликт как раз в период «пробела».
Стела 19 из Эц’на. Фото Л. Шиле
Новая запись появляется под маем 758 г. (9.16.7.2.8) на Стеле 16, однако, за исключением даты Длинного счета, текст настолько разрушен, что определить, о каком событии идет речь, не представляется возможным[18].
Последнего из известных правителей Коба мы встречаем на Стеле 20, воздвигнутой в честь «юбилея» 9.17.10.0.0 (780 г.). Его имя Калоомте’ Чан К’инич, и о нем говорится, что он воцарился в день 9.17.2.0.5, 10 Чикчан 13 Кумк’у (январь 773 г.). Владыка изображен в окружении четырёх связанных пленников, один из которых обозначен как ajaw, то есть правитель какой-то политии или член его семьи.
Стела 20 из Коба. Прорисовка Й. Грэхэма
По мнению некоторых исследователей около 830 г. Коба прекратил существование как крупный городской центр, хотя другие полагают, что жизнь в нём продолжалась примерно до 1100 года[19].
[1] Benavides Castillo, A. Cobá: Una ciudad prehispánica de Quintana Roo. Mexico City, 1981. Pp. 23-24; Idem. Los caminos de Cobá y sus implicaciones sociales (Proyecto Cobá). Mexico City, 1981. P.185f.
[2] Robles Castellanos, Fernando; Andrews Anthony P. A Review and Synthesis of Recent Postclassic Archaeology in Northern Yucatán”. En: Late Lowland Maya Civilization, Classic to Postclassic. Jeremy A. Sabloff y E. Wyllys Andrews V. eds., Albuquerque, 1986. – P.77.
[3] Lacadena García-Gallo, Alfonso. El Corpus Glífico de Ek’ Balam, Yucatán, México. FAMSI, 2003. P.109
[4] Правда, топоним «Экаб» во всех известных источниках пишется через простое “k” – “Ecab” и этимологизируется как e-cab, «мыс», букв. «острие земли», хотя по правилам юкатекского словообразования первое слово должна было бы выступать в притяжательной форме: ye-kab.
[5] О чтении соответствующего знака см.: Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Династическая история Йокиба во второй половине VIII века // Вопросы эпиграфики. Выпуск 7. Часть 1. М., 2013. С. 591.
[6] Guenter, Stanley P. The Queens of Coba: A Reanalysis of the Macanxoc Stelae // The Archaeology of Yucatán: New Directions and Data. Edited by TravisW. Stanton. Oxford, UK. 2014. Pp.415- 416
[7] Pérez de Heredia Puente, Eduardo and Péter Bíró. Ceramics and Epigraphy: Coba and the history of Northern Yucatán. 2013 // https://www.academia.edu/21907081/Ceramics_and_Epigraphy_Coba_and_the_history_of_Northern_Yucat%C3%A1n_AD_700-830. Pp. 10-11, 40.
[8] Benavidez Castillo, Antonio. Cobá: una ciudad prehispánica de Quintana Roo. México, 1981. P.55. Автор признателен Ю.Ю. Полюховичу за предоставленные материалы, касающиеся этого памятника.
[9] С. Гюнтер показывает, что титул «женщина-калоомте» был характерен именно для канульских царевен (Guenter, Stanley P. The Queens of Coba ... P. 414).
[10] Gronemeyer, Sven. A Preliminary Ruling Sequence of Cobá, Quintana Roo // Wayeb Notes, No. 14, 2004. P. 2-3
[11] Con Uribe, María José, y Octavio Quetzalcóatl Esparza Olguín. Recovered History: Stela 11 of Coba // The Precolumbian American Research Institute Journal. VolumeXVII, No. 1, Summer 2016. Pp.9-13.
[12] Guenter, Stanley P. The Queens of Coba ... Pp.396-411, 416-417.
[13] Stuart, David. Notes on Accession Dates in the Inscriptions of Coba (2010) // www.mesoweb.com/stuart/ notes/Coba.pdf. Pp. 1-2.
[14] Ibidem. Pp. 2-4.
[15] Эдуардо Перес де Эредиа и Петер Биро высказывают предположение, что Коба, упомянутый на костях из тикальского Погребения 116, может быть неким селением в центральном Петене, отличающимся от юкатанского Коба (Pérez de Heredia Puente, Eduardo and Péter Bíró. Ceramics and Epigraphy … P.12).
[16] Grube, Nikolai K. Monumentos Esculpidos: Epigrafía e Iconografía // Šprajc, Ivan (ed.) Reconocimiento arqueológico en el sureste del estado de Campeche, México: 1996-2005. Monographs in American Archaeology 19. BAR International Series 1742, Archaeopress, Oxford, UK. 2008. P.227, 230.
[17] Pallán Gayol, Сarlos. Secuencia dinástica, glifos-emblema y topónimos en las inscripciones jeroglíficas de Edzná, Campeche (600-900 d.c.): implicaciones históricas. Tesis que para optar por el grado de maestro en estudios mesoamericanos. México D.F., 2009. Pp. 155, 195-196, 470
[18] Gronemeyer, Sven. A Preliminary Ruling Sequence … . P.5.
[19] Аргументы в пользу первой точки зрения см.: Pérez de Heredia Puente, Eduardo and Péter Bíró. Ceramics and Epigraphy … Pp.20-21, 25-26 , в пользу второй: Andrews, Anthony P. and Fernando Robles Castellanos. Chichén Itzá and Cobá: An Itzá-Maya standoff in early Postclassic Yucatan // The Lowland Maya Postclassic, ed. by Arlen F. Chase and Prudence M. Rice. Austin,1985. Pp. 62-72.