Тикаль. Монументальная скульптура Тикаля (стелы, алтари, рельефы и резные притолоки)
В Тикале выявлено в общей сложности около 206 каменных монументов — стел и алтарей (в виде целых экземпляров или их крупных фрагментов). Из этого числа 32 — резные стелы, 18 — резные алтари, 83 — гладкие стелы и 73 — гладкие алтари[664]. В Группе «A» из этого общего числа находилось 50% всех резных стел (18), 50% всех гладких стел (41) и свыше 30% резных алтарей (7).
В городе, как и в большинстве других центров майя классического периода, наблюдается четкая привязанность каменных монументов к архитектурным сооружениям. Большинство стел Тикаля так или иначе связано с храмами. Стелы устанавливались либо на площади, перед фасадом храма (особенно по бокам от центральной лестницы), либо на уступах пирамидального основания, либо внутри храмовых помещений (редко). Особым видом архитектурных сооружений Тикаля, связанных с каменными монументами, является оригинальный комплекс «пирамид-близнецов», но и здесь стела с алтарем установлены внутри специального помещения[665].
По предположению У.Ко, каждый монумент был связан со «своим» зданием (храмом) лишь до момента перестройки или разрушения последнего, после чего стела тоже теряла свое значение и ее выбрасывали или разбивали («портили» тем или иным способом), как, например, случилось со стелами 26 и 31[666].
Интересную особенность Тикаля составляют тайники с ритуальными приношениями и дарами, которые устраивались обычно «под» или «вблизи» основания стелы. Всего таких тайников отмечено около 44. Они представляют собой разного рода ямки, содержащие характерный набор ритуальных предметов из кремня, обсидиана, нефрита, керамики и раковин, прикрытых сверху слоем известкового раствора или плоским камнем. Видимо, в I тысячелетии н.э. ни одна стела (будь то»резная или гладкая) не возводилась без одного или нескольких таких тайников (caches) с ритуальными дарами[667].
В позднеклассическое время в тайники под стелы клали стандартный набор приношений из 9 «фигурных» (eccentric) кремней и 9 кусочков обсидиана с резными изображениями ритуальных символов и божеств майяского пантеона[668].
В настоящей работе рассматриваются лишь резные стелы (32) Тикаля, которые, помимо календарных дат по эре майя, дают еще богатый изобразительный материал.
Ниже дана таблица с подробной характеристикой всех резных тикальских стел (см. табл. 3), с их датами по календарю (или по стилю) и классификацией по «классам»[669] и группам мотивов.
В Тикале стелы с твердо прочитанными календарными датами устанавливались с
При изучении стел Тикаля археологи установили, что большинство древних монументов было переставлено и повреждено. Это явление было названо «ненормальное положение стел». Среди таких нарушений следует отметить следующие:
а) перестановка старой стелы в другое место;
б) разбивание древних стел и последующая установка их фрагментов;
в) намеренная порча резных изображений и текстов на стелах. Эта черта особенно важна, так как указывает на изменение отношения к правящей иерархии, представители которой изображались на монументах. Что такие разрушения стел делались намеренно, говорит тот факт, что порче или уничтожению часто подвергалась не вся стела, а лишь лицо или всё изображение главной человеческой фигуры.
Таблица 3
Установлено, что из 78 ранних монументов (резных и гладких), находившихся на Главной площади и Северной Террасе, около 40% было сброшено со своих первоначальных мест, и частично разбито, частично переставлено. Это событие могло произойти в конце классического периода, когда было сооружено большинство известных в Тикале стел. Явление «ненормальности» в положении стел позволило американским археологам выдвинуть предположение о причинах упадка культуры майя в конце I тысячелетия н.э. Согласно этой гипотезе, порча и перестановка ранних стел была связана с социальными потрясениями внутри общества майя, а прекращение установки таких монументов указывает на крах многолетней власти знати и жрецов и поддерживаемых ими художественных традиций[670].
Мне представляется, что данная гипотеза не соответствует действительности. Весь характер «ненормальностей» по отношению к стелам и самое главное хронологические рамки этих «актов вандализма» убедительно свидетельствуют в пользу того, что, во-первых, они осуществлялись на протяжении всего классического периода (а не только в конце его); а во-вторых, составляли вполне нормальную часть широко распространенных тогда церемоний и ритуалов[671].
Особенно важной представляется мне взаимосвязь стелы с храмовой постройкой.
Так, стела 26 была обнаружена в заднем помещении трехкомнатного раннеклассического храма 5D-34 на Северном Акрополе (Храм Красной Стелы), не претерпевшего существенных изменений вплоть до конца существования Тикаля, в разбитом состоянии — в виде кучи обломков. Вероятно, стела стояла первоначально на площади, перед фасадом храма; потом, в конце раннеклассического этапа, была разбита и в обломках втащена наверх, в заднюю комнату храма. Там обломки сложили в кучу и сделали в их честь ритуальные приношения, а над всем этим поставили каменный алтарь[672].
На южной стороне Северного Акрополя находится позднеклассический храм Str. 5D‑33-1. Внутри его пирамиды обнаружены остатки двух, более ранних платформ от раннеклассических храмов: Str. 5D-33-2 и 5D-33-3. Стела 31, видимо, стояла первоначально у основания храма Str. 33-2, украшенного зооморфными масками из штука. Ее дата —
Перед фасадом лестницы храма Str. 5D-32, лицом к Главной площади, стояла стела 6 (дата
Тикальские монументы можно классифицировать и по изображенным на них мотивам. Взяв наиболее типичные и часто повторяющиеся из них, я выделил для классического периода следующие три группы мотивов:
Группа I — «военная»: изображает правителя города-государства в батальных сценах, либо вооруженным в сценах триумфа, на фоне связанных пленников и т.д.
Группа II — «династическая»: в ней представлен правитель с атрибутами и символами своей власти (стоящий со скипетром и щитком или ритуальной полосой, сидящий на троне и т.д.).
Группа III — «ритуальная»: правитель, участвующий в разного рода обрядах и общающийся с богами.
[664] Coe W.R., 1962, p. 487.
[665] Satterthwaite L., 1956, p. 25–29.
[666] Coe W.R., 1962, p. 495, 496.
[667] Ibid., p. 496.
[668] Ibidem.
[669] Satterthwaite L., 1958.
[670] Thompson J.E.S., 1954, p. 102.
[671] Satterthwaite L., 1958, p. 71.
[672] Coe W.R., 1971, p. 45.
[673] Ibid., p. 48.
[674] Ibid., p. 50.