Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Портрет автопортрета

Милослав Стингл ::: Поклоняющиеся звездам

«Керамика мочикцев — это их язык». Эти слова принадлежат Эфраиму Скуайеру. Научное открытие индейцев культуры Мочика стало возможным благодаря изучению мочикской керамики, которую из погребений в долине Моче выкопал Макс Уле.

Самую большую и самую великолепную коллекцию керамики составляют находки в североперуанской долине Чикама, которая может гордиться самыми обширными мочикски-ми захоронениями. Коллекцию собрали члены рода Ларко, которые некогда владели значительной частью принадлежавших в прошлом мочикцам земель.

Солидную коллекцию начал собирать в 1926 году Рафаэль Ларко Эррера, владелец чикамской асьенды Чиклин. После смерти отца его дело продолжил— уже на более научной основе — новый владелец поместья Рафаэль Ларко Ойле. За шестьдесят лет семейная коллекция Ларко достигла свыше 60 тысяч экземпляров гончарных изделий! Тот, кто хочет обстоятельно познакомиться с древнеперуанскими индейцами, должен прочесть эти 60 тысяч глиняных книг, которые ныне составляют золотой фонд музея Рафаэля Ларко Эрреры, перенесенного в последние годы из Чиклина в Лиму.

Мужские портреты на сосудах поражают нас необычными для индейцев длинными бородами. Лица мужчин вообще представляют большой интерес. Они, кажется, свидетельствуют о значительной расовой неоднородности жителей государства Мочика. Большинство портретируемых имело ярко выраженные индейские черты, некоторые скорее напоминают китайцев, а у других даже проявляются негроидные признаки[1]. В первый и последний раз за всю историю доколумбовой Америки коренные жители Нового Света изображены тут такими, какими они были в действительности: без прикрас и излишней героизации. А ведь те, кого мы видим в этой «глиняной галерее», безусловно, были самыми знатными людьми в государстве Мочика. Интересно, что изображение одной и той же головы археологи часто находят на керамике из захоронений в разных долинах, принадлежавших мочикцам. Эти вельможи владели несколькими долинами, а возможно, были и верховными правителями.

Почему в могилы умерших подданных помещали глиняные изображения их живых правителей? Может быть, мочикцы считали, что правители обладают некой сверхъестественной силой или чудодейственной способностью защищать своих подданных и после смерти, после того как они покинули мир земной?

По сравнению со скульптурными портретами древних мочикцев рисунки на гончарных изделиях представляют меньшую художественную, но большую документальную ценность. На блюдах и кувшинах мы видим, как жили индейцы культуры Мочика. Попытаемся извлечь из «глиняной автобиографии» мочикцев только факты и дополним их комментариями археологов. Сначала поставим перед собой два вопроса: где и когда?

С гончарными изделиями индейцев культуры Мочика мы встречаемся в нескольких североперуанских долинах, простирающихся от Хекетепеке на севере до речного оазиса Непенья на юге. Главными центрами этой культуры были долины Чикама и Моче (так иногда и называют культуру Мочика). Эти долины были гуще всего заселены и имеют наибольшее количество святилищ. Степень заселения долин северного побережья была в те времена (да и остается сегодня) значительно более высокой, чем южноперуанских долин Ика, Наска и других.

На мочикской керамике хорошо передан своеобразный характер североперуанского побережья, его всхолмленная местность, где можно видеть лишь кактусы, дюны да осторожно крадущуюся в поисках добычи перуанскую лисицу. Иногда гончар изображал приморский пейзаж, рыбацкое селение и море, которое омывало государство Мочика.

Большинство мочикских сосудов относится примерно к I–VIII векам н. э. Следовательно, государство Мочика существовало в прибрежной части северного Перу шесть — семь столетий. Мочикцы, как и жители долины Виру, занимались земледелием с использованием гуано и оросительных систем. Один такой канал, отводивший воду из реки Чикама, имеет в длину 113 км. Другой — в 3 метра шириной и 2 метра глубиной — протянулся на 145 км[2]! В той же долине индейцы культуры Мочика выстроили и великолепный акведук, достигающий в высоту 15 метров. На строительство его пошло 2,5 миллиона тонн земли.

Мочикцы выращивали все культурные растения, известные в доколумбовом Перу, и в первую очередь кукурузу. Ее урожай собирали дважды, а иногда трижды в год. Кукуруза составляла основу рациона древних индейцев. Кроме того, они выращивали картофель и бататы, сладкий маниок, тыквы, чилийский перец, корицу, ананас, анону (аnnоnа muricata) и лимскую фасоль (по-испански pallares), которая вскоре озадачит нас одной весьма странной — и при этом никак не связанной с естествознанием — загадкой. Мочикцы любили жевать листья коки. Все выращивавшиеся здесь культуры — и даже те, что были известны представителям государства Мочика от других индейцев (бобы какао, земляные орехи, местные огурцы «пепино» и другие), — изображены на мочикской керамике. По рисункам мы можем определить, что крестьяне Мочика взрыхляли почву деревянными палками и медными земледельческими орудиями. Они разводили индюков, уток, их излюбленным лакомством были морские свинки. Ели также сушеное на солнце мясо ламы.

Пропитание давало и щедрое море. Рыбаки пользовались особыми одноместными челнами из тростника, прозванными ими «тростниковыми кузнечиками». На керамике очень точно воспроизведены не только рыбная ловля, но и сами рыбы, крабы, даже морские львы.

Охота на животных в отличие от рыбной ловли была, по-видимому, привилегией знати. На керамических изделиях часто запечатлены картины охоты на оленей, которые ныне в прибрежных областях северного Пepy уже не водятся. На рисунках перед нами предстают высокородные охотники с тюрбанами на головах. Мы видим охотничьих собак, загонщиков и сети, с помощью которых когда-то ловили оленей. Один из сосудов воспроизводит охоту на пуму, которую охотник убивает из метательной трубки, хотя для этих целей пользовались главным образом копьями. Охотились древние индейцы и с помощью лассо. Сильных морских львов мужчины убивали палкой — ударом по носу. С помощью метательных трубок мочикцы охотились и на птиц. Кто не возделывал землю, не рыбачил и не помогал знатным особам в охоте на оленей, морских львов или птиц, тот преумножал богатство государства Мочика, занимаясь ремеслом. Наряду с гончарами назовем ткачей. На одном из сосудов детально изображена работа древнеперуанской ткацкой мастерской. У поставленных в ряд станов сидят женщины и ткут по висящим на стене образцам. В мастерской, видимо, очень душно, поэтому возле каждого стана стоит большой кувшин с напитком. За работой следит мастерица. На сосуде изображен всего один мужчина, вероятно, это главный надсмотрщик или владелец мастерской.

Мочикских тканей сохранилось значительно меньше, чем изделий, вытканных в Паракасе или Наска. Тем не менее изображения на керамике воспроизводят и вытканные на материи рисунки. Кроме тканей, ремесленники Мочика изготовляли одежду, главным образом украшения и головные уборы из птичьих перьев.

Высокого уровня достигала в стране мочикцев обработка золота, серебра, меди и их сплавов. Мочикцы, несомненно, были лучшими металлургами во всем доинкском Перу. Здешние ювелиры владели ковкой, чеканкой, поковкой, пайкой и особенно мастерством инкрустации полудрагоценными камнями, в первую очередь бирюзой.

Основным украшением знати был разноцветный головной убор, напоминающий тюрбан. От того, как он был завязан, очевидно, определялось общественное положение человека. Некоторые высокородные индейцы украшали тюрбаны шкурами животных (возможно, тех, которых они считали своими покровителями) или маленькими серебряными полумесяцами (вероятно, являвшимися символом Луны, ведь ей поклонялись как представители государства Мочика, так и жители «империи» Чиму). Подобные металлические украшения, порой в виде буквы «Т», имелись и на шлемах мочикских воинов.

Мужчины-мочикцы, судя по изображениям на керамике, были небольшого роста, коренастые, с удлиненными черепами. Носили они типично перуанское пончо из хлопчатобумажных тканей. У вельмож ноги до самых колен были покрыты черной краской, поэтому кажется, будто они ходили в темных носках. Подметки сандалий были сделаны из кожи морского льва.

Женщины на мочикской керамике изображаются реже и одеты скромнее. В государстве Мочика они явно занимали подчиненное положение. Найденные скелеты указывают на их довольно малый рост. Женская одежда, состоящая из двух частей, была менее нарядна, чем мужская. Женщины носили только юбки, грудь была обнажена. Ходили они всегда босиком и — в отличие от мужчин — не смели протыкать мочки ушей и прикрывать чем-либо голову.

Единственное, что они могли себе позволить, подобно всем женщинам на свете, это косметика. В их могилах найдены красивые обсидиановые или бирюзовые зеркальца, пинцеты, видимо, служившие для удаления нежелательных волосков (между прочим, и мужчины прорежали серебряными пинцетами свои негустые бороды), а также серебряные ложечки для чистки ушей.

На мочикских керамических изделиях изображены также взрослые и дети с физическими недостатками, например горбун, мужчина с заячьей губой. Встречаемся мы и с сиамскими близнецами: одни срослись спинами, другие — лбами. Древние индейцы страдали глазными (катаракта) и другими болезнями. Керамика запечатлела и лекарей, помогающих больным (роды, ампутация носа, конечностей и других органов).

Интересно, что на керамике древних перуанцев переданы различные душевные состояния: радость, печаль, глубокая задумчивость. Сохранился мастерски расписанный сосуд, одна половина которого представляет смеющееся лицо, а другая — лицо, выражающее боль. Эти «глиняные сообщения» о внутреннем мире человека и его чувствах являются главным свидетельством величайших изобразительных способностей мочикцев, подлинного «языка мочика».

Тематический диапазон мочикских гончарных изделий чрезвычайно широк. Он охватывает все этапы жизни человека, от его рождения до смерти, от акта зачатия до веселой пляски скелетов. Мужчины, женщины и дети оживают в этом «глиняном автопортрете». Мы видим ткачей, охотников, рыбаков, крестьян и простых воинов. Но поскольку в государстве Мочика уже существовала большая социальная дифференциация, главное внимание в этом «глиняном жизнеописании» уделяется тем, в чьих руках находилась власть. Перед нами чередой проходят представители мочикской знати. Они танцуют, путешествуют в носилках, которые несут четыре раба, охотятся, развлекаются во время богатых пиров или торжественных приемов посланников других государств. Часто они фигурируют с воинскими символами — палицами, дротиками и копьеметалками. В этих символах, очевидно, и заключалась основа их власти — могущества воителей, сумевших, по всей вероятности, создать разветвленный бюрократический аппарат и почти профессиональную армию, помогавшую им захватывать все новые долины с земельными угодьями и источниками воды и принуждать массы населения к строительству ирригационных сооружений и монументальных храмов. Именно носители культуры Мочика выстроили в одной из своих долин высочайшую пирамиду древнего Перу, которую мы вскоре посетим. По утверждению уже упоминавшегося Каланчи, ее строили одновременно двести тысяч индейцев.

Верховный военачальник и повелитель мочикцев был, очевидно, и высшим жрецом. Некоторые ученые, например Рафаэль Ларко Ойле, полагают, что титул властителя был «сикич». Подданные не сомневались в его божественном происхождении, о котором свидетельствовали на керамических сосудах ягуарьи клыки. Отдельными североперуанскими долинами управляли доверенные лица «сикича», своего рода губернаторы, которых, возможно так же, как в государстве Чиму, называли алаэками. Именно этих высших представителей воинско-жреческой аристократии мы видим на лучших произведениях мочикских гончаров. Сосуды-портреты порой изображают некоторых мочикских правителей по нескольку раз, в разные периоды их жизни. Кое-где мы видим и богато разряженных инфантов (по-мочикски «сикич аэн» — мальчиков, которым, очевидно, по праву первородства предстояло унаследовать отцовские божественные прерогативы.

Рисунки на сосудах подчеркивают исключительное положение мочикских правителей. Подданные низко склоняют головы пред своим владыкой и его наместниками. Их руки покорно сложены, как в храме во время молитвы. На пиру или во время аудиенции, которой правитель удостаивал подданного, господин всегда сидит на высоком троне под балдахином, который защищает его благородную голову от солнечных лучей. Женщины на пиры и приемы не допускались.

Правитель и его алаэки жили в роскошных дворцах. Иногда они покидали их и в сопровождении многочисленного двора на удобных носилках совершали «инспекционные» поездки, порой даже в самые отдаленные уголки государства. В государстве Мочика они являлись высшими вершителями правосудия, судили провинившихся в нарушении неписаных законов государства. Кара бывала по-истине жестокой: осужденным отрубали отдельные части тела. Самым «малым» наказанием было отсечение носа. Провинившемуся могли отрезать верхнюю или нижнюю губу, одну или обе ноги, выколоть глаза или отсечь детородный член.

На керамике изображено и приведение в исполнение высшей меры наказания — убийство камнями. Все экзекуции совершались публично, для устрашения жителей государства. Убийство камнями совершалось при участии великого множества зрителей, подчас в присутствии верховного судьи, верховного жреца и верховного правителя в одном лице. Кажется, будто в «глиняных портретах» правителей отразилось и величие и могущество своеобразной древнеперуанской культуры Мочика[3].



[1] Мы не знаем, кого изображали «портретные» сосуды, и не уверены, действительно ли это портреты, а не типичные, характерные лица. — Прим. ред.

 

[2] Первый из указанных каналов относится к эпохе Чиму, он так и не был достроен. Второй канал, по-видимому, является плодом фантазии автора книги. — Прим. ред.

 

[3] Почти все, что М. Стингл пишет о мочикском обществе, материалами не подтверждается. — Прим. ред.