Как ацтеки награждали за взятых в бою пленников?
Дмитрий Иванов
вопрос:
Уважаемые господа эксперты!
Везде в литературе про ацтеков, например, в кодексе Мендоса, говорится, что воин, взявший в бою определённое количество пленников, должен получить новый боевой костюм, щит, плащ и другие атрибуты.
Меня интересует, каким образом засчитывалось количество пленников. То ли количество суммировалось от боя к бою, то ли засчитывались лишь пленники, взятые в одном бою.
Например, человек в одном бою взял одного пленника, и получил соответствующие атрибуты. А затем в другом бою он взял второго. Получит ли он такое снаряжение, как за двух пленников, или чтобы перейти в новый статус, ему нужно взять двух пленников за один бой?
С уважением, Дмитрий Иванов.
Калюта Анастасия Валерьевна — к.и.н, научный сотрудник высшей категории, Российский этнографический музей.
ответ от 01.09.2015 г.:
У Саагуна в 8-й книге «Всеобщей истории вещей Новой Испании» и Торкемады в «Индейской монархии» подразумевается, что пленники были взяты в ходе одной боевой кампании. Тем более, что стоит учитывать саму структуру повествования по нарастающей, как и в «Кодексе Мендосы». У Саагуна сначала говорится о 6 новичках только что из telpochcalli, которым поручили поймать хотя бы одного, а потом они его делят буквально по частям, в зависимости от того, кто первый налетел. Затем, уже набравшись опыта, в следующей кампании новичок берет пленника самостоятельно, затем 2 в новом походе, затем 4 и т.д. Но это структура нарратива, а реальность всегда дает больше вариантов.
Так вот, если смотреть по всем имеющимся источникам, не только Кодексу Мендосы, то науа в зависимости от ситуации и суммировали пленных, и награждали тех, кто взял сразу нескольких в ходе одной компании. Учтите, еще, что у мешика имело значение не только количество, но происхождение пленных. За 10 уастеков, например, никаких особых наград и привилегий не полагалось, это «некачественное», «варварское» мясо было Уицилопочтли не по вкусу. Зато даже один пленный из Уэшоцинко или Атлишко городов-государств домашних врагов, т.е. почти таких же цивилизованных людей как сами мешика котировался очень высоко. За него воин получал право на ношение украшений из бирюзы и янтаря, хлопковой одежды, кормления во дворце правителя и т.д.
Более того, воин по имени Ицкуин из Тлателолько, взявший в плен знатного воина из Уэшоцинко, необходимого для жертвоприношения в празднество Нового огня («связки лет») и с подходящим именем Шиухтламин («пронзающий стрелами год») помимо почестей и наград с тех пор стал именоваться Шиухтламинмани – «тот, кто взял в плен Шиухтламина». В «Кодексе Мендосы» это также отмечается. Так что дело было не только в количестве, но в качестве пленных.
С уважением, Анастасия Калюта.