Месоамерика
Очерк по истории царств майя Юкатана в классический и постклассический период, написанный украинским исследователем, постоянным автором и другом нашего сайта Виктором Николаевичем Талахом. Впервые на русском языке с такой полнотой изложена политическая история региона, реконструируемая на основании письменных источников, с момента появления самых ранних надписей и вплоть до испанского завоевания. Читатели получат общее представление об обстоятельствах расцвета и упадка таких важных центров, как Ошк’инток’, Коба, Эц’на, Эк’–Балам, Чичеен-Ица, Ушмаль, Майяпан и другие. Материал богато иллюстрирован, сайт "Мир индейцев" особо благодарит Д. Иванова за любезное разрешение украсить очерк его замечательными фотографиями.
Период, охватываемый книгой, занимает почти 10 000 лет, от появления первых людей в долине Оахака в конце ледникового периода и до сложения одной из мировых автохтонных цивилизаций – сапотекской цивилизации, сильного архаичного государства с населением более 100 000 человек, современниками которого были Теотиуакан и классическая цивилизация майя.
Вопреки популярному противопоставлению, согласно которому народы древности жили в плену традиций, а современное общество открыто к изменениям и развитию, инерция и нежелание отказываться от устоявшихся мнений по-прежнему нередко определяют поведение множества людей. Новые идеи очень часто наталкиваются на ожесточенное сопротивление консервативных оппонентов, провоцируют бурную дискуссию. Сказанное в полной мере относится к теперешнему положению дел в майянистике – несмотря на достигнутый за последние десятилетия значительный прогресс в изучении цивилизации древних майя, процесс переосмысления новой информации и отказа от устаревших теоретических построений пока еще далек от завершения. В данной статье речь пойдет о майяской тактике ведения войн.
Всупереч популярному протиставленню, згідно з яким стародавні народи жили в полоні традиції, а сучасне суспільство відкрите до змін та прогресу, інерція й небажання відмовлятися від усталених поглядів донині нерідко визначають поведінку багатьох людей. Нові ідеї часто-густо наражаються на запеклий опір консервативних опонентів, викликають бурхливу дискусію. Сказане повною мірою стосується теперішнього становища у майяністиці – попри здійснений в останні десятиліття значний поступ на шляху до кращого розуміння цивілізації стародавніх майя, процес переосмислення нової інформації і відмови від застарілих теоретичних концепцій наразі далекий від завершення. У цій статті мова піде про майяську тактику ведення війн.
"Описание..." - интересный восьмистраничный документ на итальянском языке, записанный анонимным автором. В нём на первых двух страницах перечисляются привезённые в Италию неизвестным священником месоамериканские предметы из миштекского селения Тототепек (Оахака). На остальных шести страницах приводится дополнительная информация о предметах, а также даётся этнографическое описание культуры народов Новой Испании. До наших дней дошла единственная копия, которая ныне хранится в библиотеке Мазарини (Париж).
Настоящая статья посвящена анализу исторических и лингвистических данных об этническом составе, территориальном делении, социальной организации, землевладении и системе управления в древнем городе-государстве Тула Шикокотитлан на территории современного штата Идальго в Мексике в середине-второй половине XVI в., которые содержатся в письме-доверенности городского совета и жителей города, адресованной их представителям на судебном процессе против одного из сыновей последнего доиспанского правителя мешика Мотекусомы Шокойоцина, дона Педро де Моктесумы Тлакауэпантли. Этот до сих пор неопубликованный документ составлен на языке науатль 23 марта 1557 г. и в настоящее время хранится в Главном архиве Нации в городе Мехико.
(Onoalico, onoalico poma ya yyaya ayyo ayyo aya, aya, aya ayyo. ... Chimalocutitlan a motlaquevia,...) (В Ноноалько, Ноноалько, там он исчез... С щитом сосновым и в облаченье полном...)
Опьянели мы, мешики, в Мичуакане,
нас позвали на пир, мы пошли за добычей,
мы пришли и вконец захмелели от боя.
Теотиуаканский Бог грозы очевидно является прототипом Тлаалока, божества дождя более поздних ацтеков. Это выдающаяся фигура в иконографии великой метрополии. Выдающаяся, оговоримся сразу, касательно важности своей божественной сущности для пантеона и ритуальных практик Теотиуакана. Бог грозы уже изучался теотиуаканистами, однако единой работы, где рассматривались бы все выражения, ещё не было. Используя данные классических майя, а также постклассических ацтеков и миштеков и проводя аналогии, становится ясным, что мы можем определить некоторые из наиболее ярких образов теотиуаканского Бога грозы – так мы сможем сделать понятными ряд свойств и обеспечить себя образцом или основополагающей структурой древнего пантеона и космологии Теотиуакана.
Памятники из Паленке помогают проникнуть во внутренний мир древнего человека, понять, как майя представляли себе происхождение вселенной или взаимоотношения людей с богами. Ни в одном другом городище мы не имеем столь подробных источников для изучения религии и мифологии майя классического периода.
Вот пересказ записанного хронистом Диегой Дураном рассказа о том, как император Мотекусома I отправил отряд на поиски легендарной прародины – пещер и озера Астлан.
Решили боги, что люди недостаточно восхваляют и превозносят их. Для того чтобы приободрить людей, научить их радоваться жизни на Земле, укрепить в них веру, решили боги дать им особый напиток. За выполнение этой задачи взялся бог Кецалькоатль.
Святому Иринею Лионскому приписывают изречение, что диявол является обезьяной Бога, то есть, подражателем, искажающим и уродующим предмет подражания.
Профессор Рене Миллон был наставником многих студентов и коллег. Все кто работал и работает в Теотиуакане всегда в своих исследованиях ссылается на работы Рене Миллона. Он посвятил всю свою жизнь изучению Теотиуакана, что в конце концов было оценено и его кандидатуру избрали в Национальную академию наук США. Он также в 2004 году был удостоен премии А.В. Киддера (совместно с Джорджем Л. Каугиллом из Университета штата Аризона) от Американской антропологической ассоциации.
В последние десятилетия майяская археология переживает настоящий бум, характеризующийся появлением на территории Мексики, Гватемалы, Белиза, Гондураса и Сальвадора десятков новых археологических проектов, использующих новые методы исторического исследования, в которых работают как местные специалисты, так и сотрудники ведущих научных центров Северной Америки и Европы. Совокупность этих факторов заставляет вновь обращаться к проблеме классического города майя, его истоков, характера, формы и места в системе ранних городов в широком историко-географическом контексте, проводить апробацию предложенных ранее моделей и выводов на основе новых данных и новых подходов к их пониманию.
Ацтеки были наиболее урбанизированной культурой среди древних цивилизаций Месоамерики. Последние в длинном списке городских сообществ, они подбирали принципы городского планирования у древних месоамериканских предшественников и адаптировали их под свои нужды. Большая часть ацтекских урбанистических центров были скромными поселениями, которые уместно называть городами, однако центральная столица Теночтитлан была огромной метрополией другого порядка.