Республика Тлашкала
Мексиканский штат Тлашкала (Тласкала), с населением около 1 миллиона человек (около 1% населения всей Мексики), является самым маленьким, но самым плотно заселённым штатом Мексики. Расположенный на востоке центральной части Мексики в 100 километрах от Мехико этот штат занимает 4027 км2, что составляет 0,19% всей площади Мексики. Тлашкала граничит на юге, востоке и северо-востоке со штатом Пуэбла, на севере со штатом Идальго, а на западе с Мехико. Название Тлашкала происходит от слова на науатле, означающее «место рождения еды». Штатом с 60 муниципалитетами Тлашкала стала 5 февраля 1857 года.
Высокогорья штата достигают 2000 метров над уровнем моря. В пределах штата расположена гора Ла Малинче – пятая по высоте в Мексике – 4461 метров. Несмотря на то, что это самый маленький штат в Мексике, Тлашкала богата своими традициями, историей и колониальной архитектурой. Одним из самых привлекательных мест является важный с археологической точки зрения город Какаштла – считается, что он был построен на заре культуры Ольмека Шикаланка около 700 г. н.э.
Культура Ольмека Шикаланка сошла с исторической сцены после 900 г. н.э., а ей на смену пришли Тео-Чичимеки (также известные как науатль говорящие тлашкальцы). Где-то в 1350 г. н.э., тогдашние обитатели региона выдворили с территории чичимеков. Победив соперников, тлашкальцы выдвинулись в район Чолулы где и основали автономное тлашкальское государство. В последующие десятилетия тлашкальцы проводили много войн со своими соседями и покорили их. Со временем, тлашкальцы объединились в «конфедерацию 4 республик», каждая со своими собственными правителем, судьями и другими официальными лицами. Тлашкальцы построили оборонительную стену по периметру своей территории и стали собирать налог и дань со своих подданных.
Прошло время и тлашкальцы стали оппонентами могущественных мешиков, населявших на западе территорию долины Мехико. Приобретя мощь и расширяя границы владений, мешики стали традиционными врагами тлашкальцев. У тлашкальцев и мешиков прослеживаются общие корни – оба племени говорят на науатле, оба племени относятся к ацтекской культуре, берущей своё начало в Ацтлане («Место цапель»), легендарной прародине расположенной где-то на северо-западе.
Более 200 лет народ Тлашкалы жил в тени мешиков – в тени, затмившей их, быстрорастущей экспансии ацтекской империи. Начиная с 1325 года мешики начали возводить свою империю, опираясь на военную силу. Они покоряли соседние города-государства и заставляли их выплачивать им часть произведенной продукции в качестве дани. К 1440 году мешики смогли распространить своё влияние даже до территории современной Гватемалы.
В 1519 году империя ацтеков была самой могущественной из когда-либо существовавших в Мезоамерике. Столица мешиков достигла небывалых по тем временам размеров с населением до 300000 жителей, а под управлением империи находилась территория размером свыше 200000 км2: от Мексиканского залива до Тихого океана и далее на юг до Оахаки и Чиапаса. Империя насчитывала 15 миллионов человек, проживавших в 38 провинциях – всего 489 податных сообществ.
Несмотря на то, что мешики смогли создать большую и сильную империю, Тлашкала не была ими покорена. Когда испанские конкистадоры под командованием капитан-генерала Эрнана Кортеса достигли территории Тлашкалы в 1519 году, республика представляла собой анклав в самом центре империи мешиков. В тот момент под управлением тлашкальской конфедерации находилось свыше 200 поселений с населением около 150000 человек. Окружённые со всех сторон и подвергнутые экономической блокаде, находясь в состоянии практически постоянной войны и являясь мишенью для захвата пленных с целью приношения человеческих жертвоприношений богам на протяжении многих десятилетий, они всё равно никогда не сдавались.
Некоторые историки считают, что Теночтитлан мог бы без особых проблем сокрушить Тлашкалу, но решил оставить её независимой для того, чтобы иметь у себя под боком источник для человеческих жертвоприношений.
Поединки между Тлашкалой и Теночтитланом носили название «Цветочных Войн» (на науатль - Шочийаойотль [Xochiyaoyotl]). Основной целью таких «церемониальных баталий» являлся захват пленников для дальнейшего их принесения в жертву богам. Дополнительно мешики и тлашкальцы рассматривали такие бои в качестве тренировочных для своих молодых и неопытных воинов перед их будущими серьёзными сражениями. В то время было общим поверьем, что приношение жертв богам являлось необходимым для того, чтобы солнце продолжало свой путь по небу, а жизнь на земле не была подвергнута катаклизмам.
Из-за экономической изоляции у тлашкальцев не было хлопка для пошива одежды. Не было у них и соли. Солёное озеро Альчичика, находившееся недалеко от Тлашкалы, было рядом, но ацтеки перекрыли к нему доступ. Перья птиц и драгоценные камни также не доходили до них. Ацтеки стали для тлашкальцев настолько ненавистны, что к приходу конкистадоров Тлашкала стала благодатной почвой для анти-мешикских настроений и, соответственно, для любого союза против ацтекской империи.
22 апреля 1519 года флотилия из 11 испанских кораблей, плывших в северном направлении вдоль восточного побережья Мексиканского залива, бросила якорь у острова Сан Хуан де Улуа. Под командованием Эрнана Кортеса на кораблях приплыло 450 солдат, 100 моряков и 16 лошадей. Первыми индейцами, которые встретились Кортесу на берегу, были тотонаки, жившие вдоль побережья, со столицей Семпоала. Несмотря на то, что 14000-ый город входил в империю ацтеков, правитель Тлакочкалькатль и жители встретили Кортеса с распростёртыми объятиями в надежде на помощь чужеземцев в достижении независимости от мешиков.
Правитель тотонаков пожаловался, что сборщики дани буквально вычистили всю страну, да ещё и увели сотни детей в Теночтитлан для жертвоприношений. Семпоальцы были впечатлены превосходством огнестрельного оружия испанцев и помогли им обустроить базу на берегу. 28 июня 1519 года Кортес официально провозгласил название города – Ла Вилья Рика де ла Вера Крус («Богатый город истинного креста»). Отсюда Кортес решил пойти со своим отрядом на запад вглубь страны, чтобы встретиться с правителем мешиков, Мотекусомой.
Правитель Тлакочкалькатль предупредил Кортеса о том, что на его пути к ацтекам будет лежать территория их самых непримиримых врагов – тлашкальцев. По его мнению, тлашкальцы вполне могли создать альянс с испанцами. С помощью тотонакских проводников, Кортес запланировал своё путешествие таким образом, чтобы пройти по землям, население которых наиболее восприимчиво к идеи альянса против мешиков. Наконец, 16 августа 1519 года, Кортес полностью подготовился к экспедиции – его отряд состоял из 400 испанских солдат, 15 лошадей, 1300 индейских воинов, 7 артиллерийских орудий и 1000 таманес (носильщиков), которые несли на своих спинах багаж и оружие. Около 150 носильщиков были индейцами, привезёнными с острова Куба. Также испанцы привезли с собой много специально обученных боевых псов. От Семпоалы до Теночтитлана было около 400 километров.
31 августа, пройдя 16 километров вглубь территории Тлашкалы, отряд Кортеса наткнулся на враждебно настроенное войско как минимум из 30000 тлашкальцев. Несмотря на численное превосходство противника, испанцы смогли дать отпор. В отличие от многих других индейцев, тлашкальцы уже не пугались лошадей и смогли 2 из них убить. В ту ночь после битвы уставшие испанцы отдыхали в каких-то 30 километрах от столицы Тлашкала. Тлашкальские военачальники решили попробовать напасть ночью – но к своему удивлению обнаружили испанцев во всеоружии и эффект внезапности уже был на стороне европейцев.
В следующем бою, как утверждает Кортес, конкистадоры уже встретились лицом к лицу со 100000 армией. В том бою около 60 испанцев и несколько лошадей были ранены. На следующий день Кортес провёл карательную экспедицию, спалив около 10 тлашкальских поселений (с населением свыше 3000 человек). В этой кампании конкистадоры убили многих мирных жителей. После третьего дня баталий испанцы потеряли 45 человек убитыми в бою, умершими от ранений и от последующего заражения.
Видя испанцев в ратном деле и то, как они защищаются, тлашкальский правитель Шикотенга решил разрешить проход испанского отряда через территорию конфедерации. Когда испанцы вошли в столицу Тлашкала, их приветствовали как героев. Кортес сотоварищи оставались в Тлашкале 20 дней. Пока его люди восстанавливались после боёв и полученных ран, Кортес налаживал связи с Шикотенгой и другими тлашкальскими лидерами. Шикотенга согласился обеспечить испанцев необходимой провизией и людской силой. Данная смена политики с враждебности на согласие на альянс произошла благодаря заверениям Кортеса о том, что он выступает лишь против ацтекской империи и, что в будущей подконтрольной Испании Мексике будет место и для Тлашкалы.
Шикотенга увидел в Кортесе мощного союзника, который поможет тлашкальцам уничтожить мешиков и покончить раз и навсегда с ацтекской империей. Союз испанцев и тлашкальцев стал одним из ключевых событий в истории Мексики. Данный альянс европейцев с тотонаками и тлашкальцами дал рождение политики, которая в дальнейшем приведёт к падению и уничтожению ацтекской империи. Верность союзническим соглашениям тлашкальцев с испанцами привела к сотрудничеству, длившемуся на протяжении нескольких столетий.
Первого ноября 1519 года Кортес со своим отрядом и союзниками покинули Тлашкалу. Порядка 6000 тлашкальских воинов присоединились к отряду Кортеса, однако большая часть тотонакских союзников была возвращена обратно домой, на побережье Мексиканского залива. В центре процессии шли носильщики с багажом, со всех сторон которых окружали тлашкальские воины и испанские всадники.
Пока Кортес двигался на запад к цели, проходя через горные города и деревушки, он услышал от многих местных жителей жалобы на их положение в руках мешикских правителей. Посредством таких встреч Кортес начал понимать глубину ненависти и страха к ацтекам. Также он понял, что многие из этих людей могут стать потенциальными союзниками при выступлении против мешиков.
Пройдя горный перевал, отгородивший долину Мехико, пред глазами испанцев и тлашкальцев впервые предстала величественная картина поднимающегося над озером Теночтитлана. Кортес сотоварищи оказался в долине, находящейся на высоте 2250 метров над уровнем моря. По пути в Теночтитлан через долину, испанцы прибыли в город, где были тепло встречены тескокским правителем. Тескокцы одарили пришельцев подарками, едой и всяческой помощью. Вскоре после прослушанных пламенных речей о христианстве, многие тескокцы, включая правителя, решили принять католицизм. Перед тем как отправиться дальше в путь, испанцы провели несколько служб, крестя правителя и знать Тескоко.
8 ноября 1519 года коалиция достигла Шолоко (город на границе с Теночтитланом), где была встречена многочисленными эмиссарами тлатоани Мотекусомы, правителя Теночтитлана и ацтекской империи. Войдя в город, испанцы с благоговением разглядывали правильность архитектурных форм. Пройдя по южной дамбе соединяющей город с берегом, Кортес был встречен пышной церемонией свиты, состоящей из правителей и знати городов, возглавляемой самим Мотекусомой. Тлашкальцы, шедшие рядом с испанцами, были также поражены величием и блеском их извечных врагов.
Поприветствовав испанцев и тлашкальцев, Мотекусома обеспечил их крышей над головой и провизией. Тлатоани показал гостям свою столицу и окрестности, попутно организовывая для них различные пиршества. К тому времени Мотекусома и другие мешикские правители уже были наслышаны о разорении, которое Кортес причинил нескольким ацтекским деревням, во время его путешествия на запад. Мотекусома также осознавал потенциальную угрозу Тлашкала-Испанского альянса.
После нескольких дней отдыха и осмотра столицы, Кортес и его офицеры неожиданно схватили Мотекусому в заложники. Приведя тлатоани к себе в резиденцию, Кортес потребовал от него отправки посыльных в окрестные сообщества для сбора золота и серебра. Заключение Мотекусомы в его же столице длилось 8 месяцев.
19 апреля 1519 года на восточное побережье материка приплыли испанские корабли. Как и предполагал Кортес – это губернатор Кубы Диего Веласкес, его личный враг, отправил Панфило де Нарваэса с отрядом солдат для его ареста за неповиновение. Оставив своего друга, Педро де Альварадо, в качестве главного в испанском отряде в Теночтитлане, Кортес быстро покинул город с 266 испанцами для разрешения возникшей проблемы. Несмотря на более чем трёхкратное превосходство по численности отряда Нарваэса над отрядом Кортеса, Эрнан смог нанести поражение Панфило в скоротечной битве под Вреакрусом. После схватки, Кортес – мастер манипуляций и политических интриг – убедил большую часть Нарваэского отряда присоединиться к его отряду, пообещав им долю в будущем дележе добычи, после перехода Теночтитлана под власть Испании.
Однако, когда Кортес и его люди вернулись в Теночтитлан, они застали там восстание, спровоцированное Педро де Альварадо, устроившего резню на празднике, посвящённому Уицилопочтли, убив разом 600 ацтеков знатного происхождения. Прекратив осаду, ацтеки позволили соединиться двум отрядам во дворце Ашаякатля, а затем возобновили штурм с новой силой. Попытка испанцев использовать пленённого тлатоани Мотекусому, для того, чтобы остудить пыл осаждающих, закончилась провалом – в итоге Мотекусома был ранен камнями, брошенными в него (остаётся лишь вопрос был ли он ранен смертельно или испанцы затем сами его убили – прим. Sam).
От Мотекусомы бразды правления перешли к Куитлауаку, который немедленно начал организовывать достойный отпор непрошенным гостям. К концу месяца июня Кортес приходит к выводу, что им следует покинуть город немедленно и любым путём или они будут просто уничтожены превосходящим по численности и по силе противником. В ночь на 1 июля 1520 года 1250 испанцев и 5000 тлашкальцев попытались бежать из города. Эта ночь – часто называемая Ла Ноче Триеста («Ночь печали») – была для испанцев и тлашкальцев настоящим кошмаром. Пока они отступали, сначала организованно, а затем в панике, мешики смогли убить 450 испанских солдат, 4000 тлашкальских воинов и 46 лошадей.
Преследуемые болезнями, голодом и постоянно атакующими ацтеками, остаток отряда Кортеса стремился на восток, достичь территории Тлашкалы, где они смогли бы отдохнуть и набраться свежих сил. Однако 8 июля, отступавший отряд Кортеса столкнулся с 200000 войском ацтеков, отправленным Куитлауаком. Тогда, в битве при Отумбе, отряд Кортеса смог нанести сокрушающий удар по ацтекам и заставить их отказаться от дальнейшего преследования Кортеса сотоварищи.
Лишь 420 испанских солдат и 17 лошадей смогли добраться до тлашкальской территории. Все выжившие, в том числе и Кортес, были ранены: огнестрельное оружие и амуницию лишь немногие смогли сохранить. Потрёпанный отряд добрался до города Тлашкала, где был встречен местными индейцами, которые предоставили им убежище. Ситуация сложилась так, что испанцы не смогли бы без тлашкальской помощи выжить. В это мрачное для испанцев время тлашкальские правители встретились и обсудили с Кортесом условия дальнейшего совместного сотрудничества. Ричард Ли Маркс писал, что Тлашкала выдвинула требования «освобождения от любого вида налогов, выплат и прочей дани на веки вечные, а также участие в будущем дележе добычи и контроль над двумя граничащими с Тлашкалой провинциями». Кортес согласился с этими условиями и, как отмечает Р. Маркс, «Испания по большей части выполнила свои обещания» перед Тлашкалой и не требовала выплат налогов в течение всего колониального периода, длившегося около 300 лет.
Испанцы, однако, получили ещё одну непредвиденную, но очень полезную для себя помощь от неожиданного союзника. Пока испанцы отдыхали и восстанавливались в Тлашкале, пишет Р. Маркс, Кортес и его люди сильно удивлялись, почему ацтеки не тревожат их. Мешики не атаковали и не вели осаду Тлашкалы, давая испанцам и тлашкальцам драгоценное время для лечения ран после катастрофы в Теночтитлане. Позже Кортес узнал в чём причина – эпидемия оспы охватила долину Анауак.
Принесённая на побережье моряком-африканцем, эпидемия быстро распространилась среди прибрежного населения и стала проникать на высокогорье. На скорость распространения эпидемии также повлияла, как пишет Р. Маркс, практика индейцев пользоваться паровой баней для лечения от различных болезней. Такие бани часто были общими, либо же в них пользовались одной и той же водой. И если хоть один инфицированный воспользовался баней, то все последующие пользователи сразу заражались. Испанцы, кстати, никогда не мылись. Они хоть вынужденно и смывали с себя грязь и кровь, всё же считали, что «мытьё ослабляет человека». Поэтому Тлашкала, город вечного полуосадного положения, до сих пор не был во власти эпидемии.
После анализа того, что произошло, пишет Майкл С. Мейер, многие испанские ветераны больше не хотели иметь дело с ацтеками. Потребовалось активизировать всё мастерство Кортеса для предотвращения раскола и бунта среди его людей. Кортес, который ни на секунду не сомневался, что он вернётся в Теночтитлан, начал вынашивать план о второй попытке захвата города. В Тлашкале Кортес добился власти над советом и стал набирать огромную армию для атаки на Теночтитлан. Прибыло подкрепление из Веракруса, многие тлашкальцы готовились к вступлению в армию Кортеса. Армия капитан-генерала покинула Тлашкалу во второй половине декабря 1520 года и выступила маршем на Теночтитлан.
С армией, состоящей из 600 испанцев и более 110000 воинов-индейцев, Кортес планировал оккупировать город Тескоко и оттуда начать вести осаду Теночтитлана. Весной 1521 года, обновлённая армия начала вести систематический захват большинства мешикских городов долины Анауак, а получив ещё подкрепление – всех остальных городов. Испано-Тлашкальская коалиция получила дополнительного союзника в лице города Тескоко, делегировавшего около 50000 тескокских воинов. Вдобавок, к этому времени с побережья к основным силам присоединяются ещё 200 испанских солдат.
В мае 1521 года капитан-генерал Эрнан Кортес вместе с 900 испанцами, 118 арбалетчиками и аркебузниками, 15 бронзовыми пушками и 3 тяжёлыми орудиями, 13 бригантинами и около 150000 индейскими воинами, подошёл вплотную к Теночтитлану. Осада столицы мешиков длилась с 26 мая по 13 августа 1521 года. Мешики оказывали отчаянное сопротивление вплоть до тех дней, когда оставшиеся в живых были вынуждены питаться червяками и корой деревьев. Ближе к финальной части осады, осознав, что мешики на грани истощения от голода и обезвоживания, капитан-генерал приказал начать полномасштабную атаку со всех сторон.
13 августа, после 75 дневной осады, Теночтитлан пал. Уже после, историки оценили потери ацтеков в 240000 человек погибших во время осады: многие пали в битве, другие, в большинстве своём женщины и дети, умерли от обезвоживания, голода и болезней. Около 150000 союзников индейцев сражалось на стороне испанцев и более 30000 из них, как считается, погибли.
Антрополог Эрик Р. Вульф отметил, что испанская огневая мощь и кавалерия были бы бессильны против армии мешиков без поддержки со стороны тлашкальцев и тескокцев. «Союзники стали костяком армии – пехотой; также они заполнили всё озеро своими каноэ, помогая испанским бригантинам взять под контроль водное пространство. Также они занимались обеспечением армии провиантом, столь необходимым при длительной осаде. На их плечах лежала поддержка связи высокогорья с побережьем и выполнение полицейских функций на оккупированных и усмирённых территориях».
В конце концов, пишет Э. Вульф, «союзники обеспечивали пиломатериалами и рабочей силой строительство кораблей, внесших ощутимый вклад в захват мешикской столицы». В заключение он сказал: «военное оборудование и тактика испанцев выиграло битву», а «поддержка и помощь индейских союзников определило исход войны».
Карл Гибсон в своей работе «Тлашкала в 16 веке» довольно тщательно исследовал, какие «нити» связывали Тлашкалу с испанцами. Он подметил, что даже после захвата Теночтитлана тлашкальцы и дальше продолжали оказывать помощь испанцам. Они помогали Кортесу в Пануко в 1522 году, присоединились к экспедиции Педро де Альварадо в Гватемалу в 1524 году. В 1530 году несколько тысяч тлашкальцев участвовали в жестокой и кровавой кампании Нуньо де Гусмана в северо-западной Мексике.
Даже во время власти террора Нуньо де Гусмана в лице главы первой аудиенции Новой Испании, тлашкальцы продолжали сохранять сравнительный иммунитет от гнёта и притеснений, достигнувших своего пика в начале 1530-х годов. Так как они входили в непосредственные интересы короны, официальные лица решили не трогать те привилегии, которые корона даровала бывшей республике в награду за преданность в войне против мешиков.
В 1524 году 12 священников францисканцев прибыли в Тлашкалу для проведения конкисты тлашкальских душ. Они построили монастыри и часовни, а в 1525 году основали город Тлашкала де Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон на том месте, где сейчас располагается столица штата. Христианизация тлашкальцев продолжалась и достигла своего пика в конце 20-х годов 16 века. К 1535 году городу Тлашкала был присуждён герб и его сделали местом пребывания и заседания первого архиепископства Новой Испании.
После конкисты тлашкальцам предоставили различные специальные поблажки и, в качестве исключения, им было позволено иметь своё собственное правительство, как это было до прихода испанцев. Такие взаимоотношения между испанцами и тлашкальцами исправно функционировали весь 16 век. Тлашкала помогла испанцам подавить Миштонское восстание (1540-1541 гг.) и участвовала на стороне испанцев в Чичимекской войне (1550-1590 гг.) в Новой Галисии.
В 1580-е года несколько вице-королей рекомендовали организовать на севере страны поселения мирных индейцев крестьян в рамках программы мирного покорения диких племён (чичимеков). Доктор Уэйн Поуэлл отметил, что множество небольших групп индейцев-христиан из южной части страны – чолультеки, мешики, тараски, уэшоцинки, тлашкальцы и отоми – в течение 4 десятилетий Чичимекской войны отправлялись на север к диким племенам, чтобы служить им примером цивилизации. Этот отряд осёдлых и крещённых индейских союзников испанцев, включая и тлашкальцев, состоял из тысяч индейцев (одиноких и с семьями), переселившихся на границу в качестве торговцев, рабочих, военных и просто искателей приключений, следующих на север, который притягивал их найденными там серебряными залежами, основывающимися городами, новой работой, возможностью владения землёй или перспективой наживы на войне.
6 февраля 1585 года испанские власти в городе Сан Мартин (специализировавшемся на добыче руд) получили предписание короля Испании отправить на север от 2000 до 4000 семейных пар индейцев из Тлашкалы и других южных сообществ. Доктор У. Поуэлл указывает, что двумя целями этого мероприятия стали «поддержка сопротивления Испании в Чичимекской войне и отправка рабочих рук на рудники».
Доктор У. Поуэлл в главе «Солдаты, Индейцы и Серебро» книги «Первая североамериканская пограничная война» рассказывает, что к декабрю 1590 года вице-король Луис де Веласко «начал вести с тлашкальскими лидерами переговоры об отправке 400 семей на север и об основании там 8 поселений (по 50 семей в каждом) с церквями и другими зданиями религиозного предназначения».
«Такой оборонительный, или даже миротворческий, тип колонизации», - пишет доктор У. Поуэлл, - «был смоделирован для приучения ещё диких чичимеков к труду, обработке земли, подачи христианского примера и, в основном, для приучения их к осёдлому образу жизни». Однако, тлашкальцы не рвались туда и смогли выторговать для себя и последующих поколений ряд привилегий.
14 марта 1591 года вице-король Веласко предпринял ряд мер для обеспечения сохранности интересов переселяемых индейцев, путём подписания различных охранных грамот (mandamientos de amparo) – для защиты владений от посягательств в будущем путём отнятия их у наследников. В список этих привилегий входили следующие положения:
- «Тлашкальские поселенцы и их потомки в Чичимекском округе получают статус идальго (знати) навечно, освобождаются от уплаты дани, налогов (печо и алькабала), и навечно освобождаются от выполнения индивидуальной службы». (Алькабала - налог на торговые сделки в Испании с 12 века и в её колониях с 16 века до начала-середины 19 века, прим. Sam);
- «Им не разрешается селиться вместе с испанцами, только в отдельных кварталах (барриосах). Ни одному испанцу не разрешается отбирать или покупать solar (участок земли с домом) в пределах тлашкальских районов»;
- «Тлашкальцы должны всегда селиться отдельно от чичимеков и это касается всех их участков земли, пастбищ, лесных угодьев, рек, соляных пластов (залежей), мельниц и прав на отлов рыбы»;
- «Земли и estancias, дарованные любому тлашкальцу или всему сообществу никогда не должны отчуждаться по причине их неправильного пользования»;
- «Рынки в новых поселениях должны освобождаться от различных сборов за исключением налога с оборота (алькабала), акцизных сборов (сиса) и других видов налогов»;
- «С это момента на тлашкальских колонизаторов и их потомков, помимо статуса идальго и освобождения от налогов, распространяются все послабления и привилегии когда-либо вручавшиеся или которые будут вручаться в будущем провинции и городу Тлашкала»;
- «Знати Тлашкалы, которая переедет в места новых поселений и их потомкам дозволяется носить оружие и ездить верхом на осёдланных лошадях без наложения за это наказаний и штрафов».
В итоге, 923 тлашкальских колониста взяли путь на север, обосновываясь в землях Коауила, Сан Луис Потоси и Сакатекас. Одним из самых важных поселений был Сан Мигель Мешкитик (ныне Сан-Луис-Потоси), который доктор У. Поуэлл охарактеризовал как «центр самых агрессивных и воинственных чичимеков, расположившихся возле дороги Мехико-Сакатекас». Доктор У. Поуэлл приходит к выводу, что «тлашкальские поселения в Гран Чичимека стали основным фактором укрепления мира на пограничных территориях и, практически во всех аспектах, выполнили и даже превзошли надежды, придумавших сей план». С одним временным исключением, присутствие тлашкальцев ускорило копирование мирного и более цивилизованного образа жизни. Данная программа оказалась столь эффективной, что уже с 6 обжитых тлашкальских поселений потребовали «отпочкование» подобных колоний с той же целью, но в других частях пограничной территории.
Тлашкальские колонисты поселились в нескольких местах вдоль реки Рио Гранде, в том числе в Эль Пасо (куда они сбежали после восстания индейцев Пуэбло 1680 года в Нью Мексико). Некоторые поселенцы также остановились в миссии возле Сан Хуан Баутисты, недалеко от нынешнего Игл-Пасс, Техас. Когда Хосе де Эскандон основал свою новую колонию Нуэва Сантандер в районе нынешних Тамаулипаса и Техаса, он тоже позвал к себе тлашкальцев. Как результат – потомки тех тлашкальцев до сих пор живут вдоль реки Рио Гранде как в Техасе, так и в Тамаулипасе. Тлашкальцы жили мирно под защитой властей Испании и францисканских священников и любой испанец, который покушался на их образ жизни, их земли или привилегии подвергался наказаниям. Периодически случались браки между тлашкальцами и чичимеками, но «принадлежность к тлашкальской группе не исчезла, сохранившись на века».
Современный штат Тлашкала занимает чуть большую территорию, нежели в прошлом (в границах 16 века). Экономика Тлашкалы составляет 0,54% ВНП Мексики. Основным компонентом экономики штата является производство, составляющее 28,24% валового продукта штата. Также структура экономики Тлашкалы представлена: финансами и страхованием – 16,51%, торговлей – 12,6%, транспортом и связью – 8,61%, сельским хозяйством и животноводством – 7,8%, строительством – 4,96% и добычей полезных ископаемых – 0,17%.
Промышленный сектор вырабатывает следующие продукты: химические и нефтехимические, нерудные ископаемые, авто запчасти, электроприборы, резину, пластмассу, целлюлозу, механические станки, а также текстиль и одежду. Сельское хозяйство Тлашкалы также является важным сектором экономики. В Тлашкале выращивают кукурузу, ячмень, помидоры, картофель, люцерну и разводят коров и быков. Несмотря на то, что текстиль составляет большую часть индустрии в Тлашкале, экономика в последнее время значительно диверсифицируется. Её основной экспортной составляющей является текстиль, химия и фармацевтика.
Колониальное наследие Тлашкалы является магнитом для туристов. Штат географически находится в стратегическом месте: пересечён 1800 километрами автодорог и 300 километрами железных дорог, и соединяет город Тлашкала с Мехико на западе, и с Пуэбла на юге. Железная дорога также соединяет Тлашкалу с морским портом Веракрус, важным отправным пунктом для экспортных товаров.
В административном центре – столице штата – Тлашкале, проживает приблизительно 73000 человек, что составляет около 8% населения всего штата. В Тлашкале расположена самая ранняя в Америке христианская церковь, заложенная в 1521 году Эрнаном Кортесом. Тлашкальцы сыграли очень важную и уникальную роль в истории Мексики и туристы, посещающие штат, становятся более осведомлёнными об этом вкладе.
Автор:
John P. Schmal
Источники:
- “The history of the Tlaxcalans” (http://www.houstonculture.org/mexico/tlaxcala.html)
- David Adams, The Tlaxcalan Colonies of Spanish Coahuila and Nuevo Leon: An Aspect of the Settlement of Northern Mexico (Ph.D. dissertation, University of Texas at Austin, 1971).
- Ronald Barnett, "The Mighty Tlaxcalans of Mexico," Online: http://www.chapala.com/particles/21w.htm February 1997.
- Nicholas Cheetham, New Spain: The Birth of Modern Mexico (London: Victor Golancz Ltd., 1974).
- Diego Munoz Camargo, Historia de Tlaxcala (Alfredo Chavero, ed.: Mexico, 1892).
- Diego Munoz Camargo, Fragmentos de la Historia de Tlaxcala (Mexico, 1871).
- Nigel Davies, The Aztecs: A History (Norman, Oklahoma: University of Oklahoma, 1980).
- Charles Gibson, Tlaxcala in the Sixteenth Century (Yale: Yale University Press, 1952).
- Oakah L. Jones, Los Paisanos: Spanish Settlers on the Northern Frontier of New Spain (Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1979).
- Richard Lee Marks, Cortйs: The Great Adventurer and the Fate of Aztec Mexico (New York: Alfred A. Knopf, 1994).
- Matt S. Meier and Feliciano Rivera, The Chicanos: A History of Mexican Americans (New York: Hill and Wang, 1972).
- Michael C. Meyer, The Course of Mexican History (New York: Oxford University Press, 1987).
- Philip Wayne Powell, Mexico's Miguel Caldera: The Taming of America's First Frontier (1548-1597) (Tucson, Arizona: The University of Arizona Press, 1977).
- Philip Wayne Powell, Soldiers, Indians and Silver: North America's First Frontier War (Tempe, Arizona: Center for Latin American Studies, 1975).
- Marc Simmons, "Tlascalans in the Spanish Borderlands,"New Mexico Historical Review 39 (April '64).
- Eric R. Wolf, Sons of the Shaking Earth (Chicago: Un of Chicago Press, Phoenix Books, 1959).
Перевод - Sam