Кто такой Тлакацинакантли и почему он изображён с атрибутами разных богов?
Дмитрий Иванов
вопрос:
На странице 24 Ватиканского кодекса 3773 и на странице 41 кодекса Фейервари-Майер изображён бог, которого я не видел ни в каких изданиях по культуре науа. Согласно Зелеру, этот раздел обоих кодексов показывает божеств планеты Венера, а этот бог зовётся Тлакацинакантли. Однако Зелер не даёт ничего конкретного, кроме внешнего описания атрибутов бога и параллелей с изображениями из других кодексов, а также приведения сходных образов из мифологии майя. Также важно отметить, что в Ватиканском кодексе бог изображён с атрибутами Кецалькоатля, а в кодексе Фейервари-Майер - с атрибутами Миктлантекутли. Пожалуйста, расскажите, что это за бог, встречается ли он в других кодексах или на монументах, есть ли упоминания о нём в письменных источниках, что о нём думают современные учёные, был ли у него собственные храмы или ритуалы, и почему он изображён с атрибутами разных богов?
Ватиканский кодекс 3773, стр. 24. Кодекс Фейервари-Майер, стр. 41 (фрагмент)
Калюта Анастасия Валерьевна — к.и.н, научный сотрудник высшей категории, Российский этнографический музей.
ответ от 02.04.2017 г.:
Само имя изображенного в Ватиканском кодексе 3773 и кодексе Фейервари-Майер Тлакацинакантли означает человек-летучая мышь, точнее даже «человеко-летучая мышь», если принимать во внимание полисинтетический строй языка науатль. Этот персонаж также известен по скульптурным изображениям, сейчас хранящимся в Музее Темпло Майор (Главного храма) в Мехико. Можно посмотреть соответствующую подборку.
Летучая мышь у всех народов Мезоамерики была связана с ночью и подземным миром мёртвых. У науа в «Анналах из Куаутитлана» летучая мышь является одним из прислужников и посланцев Миктлантекутли, срезая головы неугодных ему.
Теперь я хочу обратиться к весьма трудной для мышления современного человека, но чрезвычайно характерной для пантеона науа особенности - одновременного единства и множества богов и отсутствия четких границ между ними, особенно если они выполняют сходные или одинаковые функции с точки зрения науа. Это означает, что боги науа в зависимости от конкретной ситуации могут двоиться, троиться, удесятериться и т.д., но в то же время и сливаться друг с другом в одно целое. Лучшее доказательство этому иконография богов и мифы науа, записанные в «Анналах из Куаутитлана», «Истории мексиканцев по их рисункам» и «Всеобщей истории вещей Новой Испании» Саагуна. Так и с человеком летучей мышью, главная функция которого - жреца жертвователя, а именно отсечение голов всем живым созданиям и подношении их своему хозяину Миктлантекутли или богине плодородия Шочикецаль. Он может сливаться со своим «хозяином» и потому его появление в «Кодексе Фейрвари-Майер» с атрибутами Миктлантекутли вполне естественно.
Но одновременно «Человек-летучая мышь» связан и с Кецалькоатлем в одной из его ипостасей планеты Венеры. По представлениям науа в те дни, когда Венера не видна на небосклоне она находится в подземном мире Миктлане. В то же время ночной небосвод это и есть Миктлан, мир противоположный земному, где звезды и планеты цицимиме - это обитатели Миктлана. Кецалькоатль в качестве планеты Венера во время её нахождения в Миктлане и в качестве её ночной ипостаси Вечерней Звезды Шолотля вполне совместим с Миктлантекутли, как показывает вот эта хорошо известная всем страница из Кодекса Борджиа. Обычно ее интерпретирует как отражения двуединства Кецалькоатля как Утренней и Вечерней Звезды (Тлауискальпантекутли и Шолотля), но возможны и другие толкования.
Кодекс Борджиа, стр. 56
Рекомендую посмотреть «Анналы из Куаутитлана» в издании Джона Биерхорста (Arizona, Tucson University Press 1992). В этом источнике подробно излагается сюжет о самосожжении Кецалькоатля после его ухода из Толллана и его последующего вознесения на небосклон в качестве новой звезды. Так что, появление в Ватиканском кодексе 3773 «Человека-Летучей мыши» в качестве одной из стадий трансформации планеты Венера (Кецалькоатля) во время её странствий по подземному миру вполне логично с точки зрения представлений науа о свойствах данного светила. Кроме того у Тлакацинакантля и Тлауискальпантекутли (Утренней звезды, т.е. Кецалькоатля-Венеры на предрассветном небосклоне) есть одно общее свойство. Оба они убийцы. Тлауискальпантекутли пускает свои лучи-дротики во все живое, в том числе в людей, как простолюдинов, так и знатных. Знатных и правителей Утренняя звезда поражает в год Се Акатль - год «смерти» Кецалькоатля и его превращения в небесное светило. Поэтому у Мотекусомы Шокойоцина были причины волноваться в 1519 году, по календарю науа это как раз был год Се Акатль.