Монументы из Типан-Чен-Вица: еще одно городище древних майя раскрывает свои тайны
Центральной публикацией в последнем номере известного среди майянистов англоязычного научного журнала The PARI Journal стала обширная и важная статья о новых монументах с иероглифическими надписями, найденных археологами в городище древних майя Типан-Чен-Виц (Белиз).[i] На наш взгляд, это хороший повод рассказать читателям сайта «Мир индейцев» о малоизвестной до недавних пор части мира майя, тем более что раскопки в Типан-Чен-Вице (его также сокращенно называют просто Типан) продолжаются и в будущем можно ожидать новых интересных находок.
Карта области майя
Итак, городище Типан-Чен-Виц располагается на территории округа Кайо всего лишь в 17 км на юг от Бельмопана, столицы Белиза. Однако, несмотря на такую близость к очагу цивилизации, о его существовании официально сообщили только в 2009 году.[ii] Исследования в Типане стали одним из важных направлений работы археологического проекта в Центральном Белизе (Central Belize Archaeological Survey, сокращенно CBAS). Вскоре после открытия городища была составлена карта его центральной части, занимающей площадь 5,2 га с 63 главными сооружениями. Ядро Типана состоит в частности из семи площадей, пяти дворов, по меньшей мере пяти храмов, стадиона для игры в мяч в форме буквы Т, трех дорог-сакбе и дворцового комплекса, достигающего более 20 м в высоту. На сегодняшний день Типан-Чен-Виц является одним из пяти крупнейших городищ древних майя в Белизе. Разветвленная сеть дорог-сакбе соединяла его с меньшими соседними городищами Йашбе и Кахаль-Виц-На, расположенными в 1,5 и 3 км на запад. По мнению археологов, в политическом отношении Йашбе и Кахаль-Виц-На подчинялись Типан-Чен-Вицу, в то время как последний был столицей царства, сфера влияния которого простиралась на прилегающую область в более чем 155 км2. Примерные границы царства Типан очерчивают на основании расположения городищ Дип-Валли (10,4 км на восток), Камалоте и Хэнгинг-Рок (12,2 км на север), Блэкмен-Эдди (15,4 км на северо-запад) и недавно обнаруженного Лоуэр-Бартон-Крик (11,9 км на запад).[iii]
Карта центральной части Типан-Чен-Вица (составлена Д. Гонсалесом)
Археологические работы в Типан-Чен-Вице были начаты в 2010 году. Основное внимание сосредоточили на раскопках широкой лестницы «Сооружения A-1», использовавшегося в качестве входа в дворцовый комплекс Типана. Между 750 и 850 годами над основанием лестницы возвели низкую платформу, облицованную плитами из плотного кристаллического известняка. Похожие плиты были найдены и при изучении других сооружений в Типане, следовательно, можно говорить о характерной черте местной архитектуры, известной также в Йашбе и Кахаль-Виц-На. Любопытно, что монолитные плиты-панели широко использовались для украшения лестниц в городищах долины реки Пасьон: Дос-Пиласе, Агуатеке, Тамариндито и других. Недавно их обнаружили и при раскопках храма в Наранхо. Знатокам политической истории майя хорошо известно, что дочь правителя Южного Кукуля (Дос-Пилас) Бахлах-Чан-К’авииля Иш-Вак-Чан[iv] в 682 году «прибыла» в Са’альское царство (Наранхо), где спустя несколько лет родила наследника трона.[v] Как мы покажем в дальнейшем, имеются довольно веские, хотя и непрямые, доказательства для обоснования утверждения, что в VIII веке цари Типан-Чен-Вица принадлежали к числу вассалов могущественного Са’аля. Поэтому весьма вероятно, что особая архитектурная традиция родилась в регионе Пасьон, затем царица Иш-Вак-Чан ввела ее в Наранхо, откуда обычай украшения лестниц монолитными известняковыми плитами распространился на подчиненный Са’альскому царству Типан-Чен-Виц.[vi]
Письменные памятники из Типан-Чен-Вица можно четко разделить на две группы: тексты на фрагментах керамики и монументальные надписи. Тексты на керамике сохранились только в отрывках, их нашли в небольшой пещере, которая находится на площади C Типана и официально обозначается как TCU s.08. Внутри пещеры археологи обнаружили многочисленные осколки керамики, обсидиановые лезвия и другие подношения. Хотя среди находок по большей части встречается керамика, относящаяся к позднему либо терминальному классическому периоду (650-950 годы), попадаются также раннеклассические (250-550 годы) и даже доклассические (0-250 годы) образцы. Это означает, что, во-первых, на рубеже нашей эры в Типан-Чен-Вице уже обитало население, использовавшее пещеру TCU s.08 в качестве места для совершения обрядов, а во-вторых, пещера не утратила своего сакрального значения на протяжении почти тысячи лет. Немногочисленные фрагменты керамики с иероглифическими текстами специалисты датируют средним и терминальным классическим периодом. К сожалению, от оригинальных надписей сохранились лишь отдельные иероглифы, в частности даты, титулы, глаголы. На основании таких коротких отрывков нельзя сказать ничего определенного о содержании текстов. Исследователи, однако, обращают внимание на то, что среднеклассические черепки из Типана с точки зрения стиля очень похожи на полихромную керамику, которая в то время получила распространение в Тикале и городах, зависимых от Кукульского царства. До поражения в войне 562 года Кукуль был самым могущественным царством майя, поэтому вполне вероятно, что скромный Типан оказался в его сфере влияния, хотя делать какие-либо определенные выводы пока преждевременно.[vii]
План монумента 1 из Типан-Чен-Вица, на котором отмечено расположение иероглифических медальонов с передней и правой сторон (прорисовки К. Хелмке и К. Андреса)
В 2011 году археологи вели раскопки лестницы «Сооружения A-1» и нашли первый монумент из Типан-Чен-Вица – большую плиту из кристаллического известняка, имеющую 1,25 м в длину, 0,9 м в ширину и 26 см в высоту. Текст памятника состоит из пяти иероглифических медальонов, вырезанных на передней и правой сторонах плиты. Надпись, вероятно, начиналась с Календарного круга, от которого сохранилась только дата 365-дневного солнечного года хааб 13 Муваахн. Если предположить, что монумент 1 создали по случаю окончания двадцатилетия, то полную дату можно реконструировать как 9.14.0.0.0, 6 Ахав 13 Муваахн (5 декабря 711 года). Далее сказано, что в этот день «была придана форма его камню», то есть резчики завершили работу над монументом 1. В соответствии с правилами построения предложений в иероглифических текстах майя классического периода, после описания действия должно следовать имя или титул того, кому «принадлежал» камень. Комбинация иероглифических знаков PIIT?-ta-AJAW в четвертом медальоне действительно напоминает запись царского титула, который можно перевести как «владыка Пиита» или «владыка паланкина».[viii] Правда, чтение знака Т168 в этом контексте как AJAW не бесспорно, поскольку элементы Т733 и Т168 могут быть здесь не отдельными знаками, а частями одной большой логограммы.[ix] В таком случае полностью текст на монументе 1 можно перевести следующим образом: «[В день 6 Ахав] 13 Муваахн была придана форма его каменному паланкину». Каменные копии паланкинов в искусстве древних майя в настоящее время неизвестны, хотя на стеле 32 из Наранхо изображен большой паланкин на приподнятой платформе. Теоретически монумент 1 из Типана мог изначально использоваться как пьедестал для такого паланкина. Последний иероглифический медальон монумента 1 частично разрушен эрозией, но в нем также можно опознать логограмму PIIT?, «паланкин».[x]
Иероглифические медальоны монумента 1 из Типан-Чен-Вица (прорисовки К. Хелмке)
Монумент 1 из Типан-Чен-Вица, вероятно, еще в древности разбили, поэтому его оригинальный текст сохранился не полностью. Тем не менее, открытие этого памятника стало важным археологическим событием. Это был первый монумент с иероглифической надписью, найденный в данной части Центрального Белиза. Находка подтвердила мысль ученых, что Типан-Чен-Виц являлся столицей отдельного царства, распространившего свою власть на окрестности. В 2013 году археологи продолжили раскопки лестницы «Сооружения A-1», преследуя цель найти отсутствующие части монумента 1 и неожиданно выявили фрагменты нового памятника, монумента 2. Состояние находки свидетельствует о том, что этот монумент также разбили еще в древности. Изначально он мог представлять собой настенную панель или украшать лестницу. От иероглифического текста, к сожалению, сохранились лишь мелкие и разрозненные обломки, поэтому о его содержании невозможно сказать ничего определенного.[xi]
Самые впечатляющие открытия в Типан-Чен-Вице были сделаны в 2015 году. Как и на протяжении предыдущих сезонов, археологи исследовали «Сооружение A-1». На этот раз главным итогом раскопок стало открытие двух панелей с изображениями игроков в мяч, монументов 3 и 4 из Типана. Памятники такого типа хорошо известны в Петене, но впервые их обнаружили на территории Белиза. Обе панели нашли разбитыми и перемещенными из оригинального контекста еще в терминальный классический период. Можно предположить, что эти памятники, также как и монументы 1 и 2, были умышленно повреждены вандалами во время опустошения царского дворца Типана.[xii]
Монумент 3 сохранился почти полностью, хотя его и разбили на два больших куска. Изображение и надпись также довольно четкие, утрачены лишь незначительные детали. На панели мы можем видеть игрока в защитном снаряжении, готового отбить массивный каучуковый мяч. Как и на других подобных монументах, внутри мяча содержится иероглифическая запись «9 нахб», по мнению исследователей, обозначающая его размеры.[xiii] Основной текст монумента 3 начинается с даты 7 Кими 14 Сек. Известно, что даты Календарного круга повторяются через каждые 52 года, поэтому исследователям порой бывает трудно установить точное время того или иного события. Стоит, однако, напомнить, что монумент 1 из Типана, вероятнее всего, освятили в день 9.14.0.0.0, 6 Ахав 13 Муваахн (5 декабря 711 года). Ближайший к этой дате Календарный круг 7 Кими 14 Сек соответствует дню 9.14.4.9.6, 7 Кими 14 Сек (18 мая 716 года), поэтому именно такой вариант реконструкции в настоящее время следует признать самым приемлемым. Глагол события в блоке А3 является производным от корня ч’ам, «схватить, взять». Его появление в контексте игры в мяч является довольно неожиданным, ведь обычно древние майя употребляли это слово для описания церемонии царской коронации, в частности взятия скипетра с изображением бога К’авииля. В настоящее время значение глагола «взял» на монументе 3 из Типана не вполне понятно, хотя стоит обратить внимание на то, что изображенный на нем игрок в своей левой руке удерживает необычный предмет, напоминающий веер. Возможно, в иероглифическом тексте речь шла именно о взятии этого предмета или о некоем неизвестном нам этапе игры. Оканчивается надпись именем главного героя повествования, очевидно, идентичного изображенному игроку. Имя персонажа можно лишь частично дешифровать как Тивооль-…-Хиш,* к сожалению, на монументе не приводится ни один из его титулов. Гипотетически он мог быть царем Типана, но надежных доказательств, подтверждающих данное предположение, пока нет.[xiv]
Монумент 3 из Типан-Чен-Вица (фото и прорисовка К. Хелмке)
Монумент 4 также представляет собой фрагмент панели с изображением игрока в мяч и иероглифическим текстом. Левая часть монумента весьма сильно повреждена, но надпись, к счастью, сохранилась лучше. В ней сообщается, что перед нами образ Ханаахб-Ути’-Чаналь-К’ахк’а, «Нааххо’чанского владыки». Наах Хо’ Чан, что в переводе может означать «Дом пятого неба» или «Первые пять небес», неоднократно упоминается в текстах майя классического периода как мифическая местность, в которой живут и действуют боги. Например, на боковом косяке святилища в «Храме лиственного креста» в Паленке «юным Нааххо’чанским владыкой» назван Унен-К’авииль, один из богов «Паленкской триады». Исторические личности носили такой титул очень редко. Некий «Нааххо’чанский владыка», вероятно, совершил ритуальное паломничество к пещере в Нах-Туниче в 745 году. На стеле 5 из Тикаля «Священный Кукульский Владыка» Йихк’ин-Чан-К’авииль назван «Нааххо’чанским калоомте’».[xv] Наконец, на вазе неизвестного происхождения K0791 упомянут дух вахй из Нааххо’чана. По мнению известного американского исследователя Д. Стюарта, древние майя представляли существ вахй как одушевленные темные силы, использовавшиеся могущественными колдунами, в частности правителями, для нанесения вреда другим людям.[xvi] Эти демоны часто упоминались в привязке к той или иной династии, своих собственных вахй в частности имели «Священные Кукульские Владыки», «Священные Баакальские Владыки» и так далее. Таким образом, тексты пещеры в Нах-Туниче и вазы K0791 подталкивают к выводу, что, помимо небесного владения богов, на политической карте майя классического периода существовало вполне реальное земное царство Нааххо’чан. На монументах с изображением игры в мяч древние майя нередко увековечивали спортивное состязание между местным правителем и владыкой из какого-то другого царства. По этой причине пока трудно определить, был ли Типан-Чен-Виц столицей Нааххо’чана. Стоит, однако, обратить внимание на то, что в надписи на кольце со стадиона в Наранхо упомянут персонаж с очень похожим именем Ути’-Чаналь-К’ахк’. Если предположить, что в обоих случаях речь идет об одном и том же человеке, то мы имеем очередное свидетельство тесной связи Типана с Са’альским царством. Впрочем, в настоящее время исследователи имеют еще слишком мало конкретной информации, поэтому пока преждевременно отбрасывать и мифологическую интерпретацию текста на монументе 4 из Типана, ведь гипотетически речь в нем могла идти о легендарном событии из далекого прошлого, игре, в которой принимали участие боги и которую теперь должны были воссоздать земные цари. Древние майя в своих текстах нередко использовали такой идеологический прием, проводя параллель между современным им событием и деяниями богов или легендарных предков.[xvii]
Монумент 4 из Типан-Чен-Вица (фото и прорисовка К. Хелмке)
Завершив рассказ об отдельных монументах, давайте теперь перейдем к более широкой проблеме и попытаемся дать хотя бы предварительный ответ на вопрос: какое место Типан-Чен-Виц занимал в общей политической системе майя классического периода? Из дат Календарного круга следует, что монументы Типана, вероятнее всего, создали в первой четверти VIII века. Это было время, когда Са’альское царство достигло пика мощи в правление сына царицы Иш-Вак-Чан К’ахк’-Тилив-Чан-Чаахка. Тогда как первая половина его владычества прошла под знаком непрерывных военных кампаний, после 710 года К’ахк’-Тилив-Чан-Чаахк уделял немалое внимание укреплению своей власти над завоеванными территориями. В частности са’альский царь активно налаживал дипломатические контакты и пытался обеспечить лояльность вассалов, поднося им ценные дары, прежде всего собственную изысканную парадную посуду. К большому сожалению, несколько стел из Наранхо, установленных между 714 и 721 годами, плохо сохранились, но в тексте на стеле 31 под 719 годом, возможно, упомянуто то самое лицо, которое играет в мяч на монументе 3 из Типана. Хотя плохая сохранность надписи не позволяет говорить об этом с уверенностью, можно предположить, что на стеле из Наранхо фигурировал правитель Типана как вассал и союзник К’ахк’-Тилив-Чан-Чаахка. Данный вывод представляется вполне логичным, ведь Са’альское царство тогда господствовало в регионе.[xviii]
Изображение К’ахк’-Тилив-Чан-Чаахка на стеле 2 из Наранхо (прорисовка Я. Грэхэма)
Впрочем, имеются основания говорить о связи Типан-Чен-Вица не только с Са’алем. Как уже отмечалось ранее, панели с изображением игроков в мяч являются уникальной находкой для Белиза. Однако такие монументы хорошо известны археологам и эпиграфистам, изучающим городища Петена: Ла-Корону, Эль-Перу, Ушуль, Сапоте-Бобаль и другие. С политической точки зрения эти города объединяет одно важное обстоятельство: все они признавали верховенство могущественного Канульского царства. На панелях из Ушуля и Ла-Короны показано как местные правители играют в мяч против своих сюзеренов, «Священных Канульских Владык». Можно, таким образом, предположить, что существовала целая система подтверждения лояльности подчиненных царей к своему гегемону путем участия в спортивных состязаниях. Но принадлежал ли Типан к числу вассалов Кануля? Связь в данном случае могла иметь опосредованный характер, ведь по крайней мере в начале собственного правления са’альский царь К’ахк’-Тилив-Чан-Чаахк признавал над собой верховенство «Священного Канульского Владыки» Йукноом-Йич’аахк-К’ахк’а. Правда, после поражения в войне 695 года влияние Кануля в регионе, видимо, несколько уменьшилось, но у него с Са’алем были общие враги, поэтому едва ли союзнические контакты полностью прервали.[xix]
Панель из Ла-Короны, на которой показана игра местного правителя против своего сюзерена, «Священного Канульского Владыки»
Подводя итоги, можно сказать, что найденные монументы дают основания говорить о Типан-Чен-Вице как важном центре культуры майя классического периода в Центральном Белизе, столице влиятельного царства. Археологические раскопки в городище стартовали сравнительно недавно и, вне сомнения, исследователей еще ожидают важные открытия, которые помогут составить более полное представление об истории Типана. До сих пор все найденные монументы из Типана были связаны с «Сооружением A-1», но есть основания полагать, что их еще в древности извлекли из оригинального контекста. Археологи надеются прояснить этот вопрос в будущем и отыскать новые монументы. Высказывалось среди прочего предположение о существовании в Типане иероглифической лестницы, частью которой могли быть монументы 3 и 4. Новые находки могли бы помочь выяснить название царства Типан в древности, уточнить характер его связей с соседями. Пока что на основании косвенных доказательств исследователи пришли к предварительному выводу, что Типан повторил путь многих других царств майя классического периода. До середины VI века он, вероятно, находился под влиянием Кукуля, а после поражения этого царства в войне 562 года стал вассалом Са’аля и при его посредничестве попал в орбиту влияния Кануля.
* Третий знак в блоке В1 – это Т578. Он изображает кольцо с элементами воды внутри и, вероятнее всего, является стилизованным изображением водной волны. Самое интересное, что в типанской надписи он совершенно четко сопровождается дополнением Т78, ma. На вазе К0771 мы видим его с таким же подтверждением, только записанным через Т142: 558.578:142, ba-T578-ma. В словарях чоланских языков слово «волна» отсутствует, но оно есть в юкатекском и оканчивается именно на –m: yaam, “ola, onda de agua”. Поскольку двойная гласная в юкатекском, как правило, соответствует аспирированной в восточночоланских, можно предположить для Т578 чтение YAHM. При этом блоки В1-С1 типанской надписи прямо соответствуют подписи возле кошачьей фигуры на К0771: YAHM-ma hi-HIX. Второй знак в блоке В1 может быть полустертым Т109, CHAK, следовательно, в таком случае полная надпись имеет вид:
HUK-CHAM BOLONLAJUUN ka-se-wa CH’AM-wa TIWOOL-CHAK?-YAHM-ma HIX
«В день 7 Кими 19 числа месяца Касев тот, кто взял (мяч?) – Тивооль Чак (?) Йахм Хиш (Паук – Великий (?) Оцелот Волн)» (примечание В. Талаха).
[i] Helmke C., Andres C., Morton S. et al. For Love of the Game: The Ballplayer Panels of Tipan Chen Uitz in Light of Late Classic Athletic Hegemony // The PARI Journal. – 2015. – Vol. XVI, No. 2. – P. 1-30. URL: http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/1602/Tipan.pdf
[ii] Andres C., Wrobel G., Morton S. Tipan Chen Uitz (“Fortress Mountain Well”): A Major “New” Maya Center in the Cayo District, Belize // Mexicon. – 2010. – Vol. XXXII, Nr. 4. – P. 88-94.
[iii] Andres C., Helmke C., Morton S. et al. Contextualizing the Glyphic Texts of Tipan Chen Uitz, Cayo District, Belize // Latin American Antiquity. – 2014. – Vol. 25, No. 1. – P. 46-48; Helmke C., Andres C., Morton S. et al. For Love of the Game… P. 3-5.
[iv] Имя царицы дано в сокращенной форме. Полностью оно состоит из пяти компонентов, но чтение двух остается предметом дискуссий среди исследователей.
[v] Смотрите: Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – P. 74-75.
[vi] Andres C., Helmke C., Morton S. et al. Contextualizing the Glyphic Texts… P. 49-52.
[vii] Andres C., Helmke C., Morton S. et al. Contextualizing the Glyphic Texts… P. 52-55.
[viii] Чтение PIIT, «паланкин» для логограммы Т733 было предложено российским майянистом Д. Беляевым. Известно, что в классический период цивилизации майя иероглиф «паланкин» был частью титула царей Эль-Пальмара, которые называли себя Вакпиитскими владыками, то есть «владыками шести паланкинов». Смотрите подробнее: Стюфляев М. И. История царства шести паланкинов. URL: http://www.indiansworld.org/Articles/istoriya-carstva-shesti-palankinov.html
[ix] Stuart D. The Inscriptions from Temple XIX at Palenque: A Commentary. – San Francisco: Pre-Columbian Art Research Institute, 2005. – 208 p. URL: http://www.mesoweb.com/publications/stuart/TXIX-spreads.pdf ; Stone A., Zender M. Reading Maya Art: A Hieroglyphic Guide to Ancient Maya Painting and Sculpture. – London - New York: Thames and Hudson, 2011. – P. 99.
[x] Подробное описание монумента 1 из Типана и эпиграфический анализ его текста смотрите в: Andres C., Helmke C., Morton S. et al. Contextualizing the Glyphic Texts… P. 56-60.
[xi] Helmke C., Andres C. Discovery and Description of Monument 2 at Tipan Chen Uitz, Belize // Mexicon. – 2015. – Vol. XXXVII, Nr. 5. – P. 112-117.
[xii] Helmke C., Andres C., Morton S. et al. For Love of the Game… P. 7-8.
[xiii] Смотрите: Zender M. Glyphs for "Handspan" and "Strike" in Classic Maya Ballgame Texts // The PARI Journal. – 2004. – Vol. IV, No. 4. – P. 1-5. URL: http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/404/Handspan.pdf М. Ко Другой взгляд на игру в мяч у майя. URL: http://www.indiansworld.org/Articles/drugoy-vzglyad-na-igru-v-myach-u-mayya.html
[xiv] Подробное описание монумента 3 из Типана и эпиграфический анализ его текста смотрите в: Helmke C., Andres C., Morton S. et al. For Love of the Game… P. 12-16.
[xv] Любопытно, что стела 5 из Тикаля была установлена через несколько месяцев после блестящей военной победы Йихк’ин-Чан-К’авииля над Са’альским царством. Если земной Нааххо’чан существовал и располагался неподалеку от Са’аля, то принятие кукульским владыкой титула «Нааххо’чанский калоомте’», возможно, преследовало цель подчеркнуть его власть над только что завоеванным регионом.
[xvi] Stuart D., Macleod B., Martin S. et al. Glyphs on Pots: Decoding Classic Maya Ceramics. Sourcebook for the 29th Maya Hieroglyphic Forum / Ed. by D. Stuart. Department of Art and Art History, University of Texas at Austin: Austin, 2005. – P. 160.
[xvii] Подробное описание монумента 3 из Типана и эпиграфический анализ его текста смотрите в: Helmke C., Andres C., Morton S. et al. For Love of the Game… P. 16-19, 23, Note 12.
[xviii] Helmke C., Andres C., Morton S. et al. For Love of the Game… P. 19-21.
[xix] Helmke C., Andres C., Morton S. et al. For Love of the Game… P. 21-25.