Отзыв о фотовыставке «На наш взгляд: выставка фотографии североамериканских индейцев» (09.08-07.09.2014)
Вчера мы ходили на выставку фотографий североамериканских индейцев «На наш взгляд», проходящую в музее изобразительных искусств г. Екатеринбурга. В экспозиции собраны работы, охватывающие временной промежуток от второй мировой войны до нашего времени. Все авторы фотографий родились в резервациях для индейцев и являются представителями коренных народов Североамериканского континента. Сюжеты снимков разнообразны: природа, люди, самолёты, автомобили, растения и животные, архитектура, небесные явления.
Выставка открывается фотографиями времён второй мировой войны. Мы видим аэродромы и бомбардировщики ВВС США, пленного японца. В серии «Призрак, девушка, бабушка» автора Ниро Шелли из племени мохоки показаны простые люди, живущие в резервации. Они полностью лишены традиционных атрибутов, с которыми мы привыкли ассоциировать индейцев, они носят европейскую одежду, однако автор помещает их в окружение, напоминающее о древних мифах и легендах, атмосфера каждой работы таинственна и загадочна, будто бы фотограф говорит со зрителем о чём-то сокровенном.
Некоторые авторы представили не просто снимки, а коллажи, сочетающие кроме самой фотографии также рисунки и текст. Так в работах Ларри Мак Нейла из народа тлингит мы видим вопиющие образы постоянно разрушаемого белым человеком мира – небо, пересеченное проводами, воздух, насыщенный едким дымом фабрик, линии высоковольтных передач, серые стены электростанций и фабрик. Почти на каждом коллаже автор помещает наблюдателя – человека в противогазе, на котором видны традиционные орнаменты коренных американцев. Ещё более обостряют восприятие композиций объекты мёртвой природы – череп саблезубого тигра и чёрный ворон, птица-падальщик, – сквозной образ большинства композиций серии.
Наиболее запоминающейся работой является коллаж с автомобилем, раскрашенным в цвета флага США, и текстом, содержащим целую историю о встрече индейца с белым человеком, который удивлён тому, что не все аборигены ещё исчезли, как ему казалось. Он, не стесняясь, говорит собеседнику, что читал об этом в книгах. Кроме того, белый интересуется, почему у индейца нет традиционных атрибутов его народа, на что тот спрашивает у него, а сохранил ли белый человек свою собственную культуру, и вообще, чья же самобытность в таком случае исчезла, его или индейцев. Но эти вопросы так и остаются без ответа.
Настроение подавляющего большинства работ минорное, ностальгическое, пессимистическое. Слишком мало цветных фотографий на выставке, что возможно является не столько данью моде, сколько раскрывает безрадостный взгляд автора на окружающую действительность. Даже сейчас в современном мире индейцы по-прежнему продолжают сталкиваться с дискриминацией и расизмом. Все то немногое, что белое население знает о них, связано со стереотипами. Нет, фотографии коренных американцев не призывают на борьбу за восстановление попранных прав. Они отражают взгляд людей, которые пытаются сохранить своё общество, ценности и культуру в чуждом им мире белого человека, наступающем на них со всех сторон.
Д. Иванов, Екатеринбург. 18.08.2014