Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Влияние древних людей на экологию Амазонии

:::
Статьи и материалы
:::
Кристал Макмайкл (справа) берет образцы почвы. Фото - Benjamin McMichael

Кристал Макмайкл впервые пришла в джунгли Амазонии в 2007 году, когда со своей командой пыталась найти древние следы деятельности человека. С мачете в руках, прорываясь сквозь толщу леса и отмахиваясь от пауков, москитов и пчёл, команда учёного исследовал окрестности эквадорского озера Аяучи, где по данным Макмайкл имелись следы культивации маиса возрастом 6000 лет. Но джунгли хорошо прячут свои секреты. «Если взглянуть на лес, то сложно понять, где именно есть следы древнего воздействия, - говорит Кристал Макмайкл, научный сотрудник Технологического института Флориды в Мельбурне (США). – Приходится копать».

Десятилетиями учёные пытаются понять есть ли следы человеческой деятельности в лесах Амазонской низменности и как их определить – где ландшафт естественный, а где рукотворный.

Исследования 1950-х годов предполагали, что до прибытия европейцев лишь немногие племена индейцев развивались в сообщества с более сложной формой, чем примитивные небольшие деревни. Но недавно учёные выдвинули предположение, что в Амазонии развивались и более сложные общества, расчищающие девственные леса и выращивающие сельскохозяйственные продукты на полях и в садах. По некоторым подсчетам, в Амазонии могло проживать до 10 млн.человек – цифра достаточно большая, учитывая, что ныне здесь проживает ок. 30 млн.человек. Дебаты продолжаются и сейчас - когда Макмайкл с коллегами сообщила в прошлом году о том, что индейцы редко заселяли отдалённые уголки джунглей, это сообщение вызвало критику со стороны археологов.

Эта тема поднимает такие сложные вопросы, как права индейцев на земли, а также сосуществование человека в гармонии с экосистемой (только в одной Бразилии за последние 25 лет под с/х угодья была расчищена территория больше Германии) – если в Амазонии обитало большое количество людей, не подвергнув экосистему разорению, то такую практику следует активно изучать и поощрять.

К последним относит себя антрополог Кларк Эриксон из университета Пенсильвании в Филадельфии, который считает, что люди жили на всей территории Амазонии.

Когда исследования в Амазонии только-только начинали проводиться, эта территория считалась негостеприимной, непроходимой и трудной для жизни. Учёные считали, что почва джунглей была бедной и это не позволяло культивировать растения, поэтому там не могли появиться крупные цивилизации, как, например, полагала в 1950-х годах Бетти Меггерс, археолог из Смитсоновского института в Вашингтоне. Эта теория хорошо вписывалась в старую колониальную парадигму, по которой джунгли Амазонии представлялись безлюдными и открытыми для заселения и эксплуатации.

И хотя Меггерс задокументировала осколки керамики, места захоронений и сеть оборонительных насыпей на острове Маражо в устье реки Амазонки, она утверждала, что это сообщество просуществовало недолго из-за природных ограничений, таких как бедность почвы.

Этот взгляд подвергся критике в 1980-е годы, когда появились работы Анны Рузвельт, археолога Иллинойского университета. На острове Маражо были найдены остатки культуры, просуществовавшей ок. 1000 лет 400 года н. э. - достаточно длительный срок для опровержения версии о природных ограничениях. Ко времени, когда в 1991 году Рузвельт опубликовала подробную книгу о своей работе, вектор мнения начал менять направление.

Пока Рузвельт изучала остров Маражо, Уильям Бале, антрополог Тулейнского университета в Новом Орлеане, жил в индейском племени каапор на юго-востоке Амазонии. В 1993 году он задокументировал знание общины о джунглях и огромного количества биологических видов. Члены племени также называли соседние участки леса дикими и нетронутыми. Для Бале это сало свидетельством того, что многие части ландшафта были рукотворными садами.

С тех пор исследователи находят в восточной и центральной частях Амазонии черноземные почвы «terra preta» («чёрная земля», по-португальски), созданные, вероятно, благодаря подсечно-огневой системе. Потом в 1990-х годах на западе Амазонии были найдены загадочные котлованы и насыпи. И уже к середине первого десятилетия 2000-х годов исследователи считали, что первобытные люди жили на обширной территории, строили сети дорог, рыли каналы и возводили мосты, выращивали кукурузу и маниок, и ухаживали за плантациями деревьев. «Эти сообщества сравнимы с малыми и средними народами, населявшие в XV веке нашу планету», - говорит антрополог Майкл Хекенбергер из университета Флориды из Гейнсвилля.

После подобного изменения направления вектора мнений было достаточно неожиданно услышать противоположное мнение. В июне 2012 года группа исследователей под руководством Кристал Макмайкл и Марка Буша из Флоридского технологического института опубликовала статью, в которой утверждалось, что в более влажных лесах западной и центральной Амазонии человеческие цивилизации встречались редко. Команда исследователей собрала 247 образцов почвы из десятков разных мест и нашли во многих из них древесный уголь – следы человеческих кострищ. Но нигде не было найдено ни артефактов, ни чернозема («terra preta»). Лишь в одном случае было зафиксировано культивирование маиса и в двух других были найдены следы травы, как свидетельство повторявшейся расчистки земли.

Буш подытожил, что другие ученые поспешили с экстраполяцией плотного заселения восточной Амазонии на весь бассейн. «Мы не верим ни в полностью девственные леса, ни в активное использование человеком экосистемы», - уточняет Буш.

Критика статьи Макмайкл последовала со всех сторон. Меггерс критиковала за признание доказательств существования крупных цивилизаций в восточной и центральной Амазонии. Но большая часть критики была от учёных, прокомментировавших статью журнала Science онлайн. Они утверждали, что в статье исследователи слишком сильно полагаются на пробы грунта, в которых могли не сохраниться следы выращивания маниоки и других признаков агролесоводства.

«Почва показывает одну сторону истории, но не раскрывает все аспекты», - говорит Сюзанна Хехт, специалист по исторической экологии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелеса. Она также отметила, что инки в конце XV века незадолго до прибытия европейцев основали военный аванпост в регионе Путумайо, в западной части Амазонии, целью которого была защита от военного вторжения и торговля с жителями региона. «Зачем строить аванпост, если там живёт лишь небольшая группа голых людей?», - восклицает учёный.

В ноябре 2012 года группа исследователей во главе с Чарльзом Клементом, садоводом из бразильского Национального института исследований Амазонии в Манаусе, опубликовала статью о следах глубокого проникновения человеческого влияния на джунгли. В статье приходят к выводу, что полезные деревья, такие как пальмы и бразильский орех, чаще растут по берегам рек, где следует ожидать высокой плотности населения. Учитывая, что многие из подобных растений обладают различными экологическими предпочтениями и не обязательно растут вместе, команда сделала вывод о том, что это дело человеческих рук. Но и их выводы подверглись критике.

Для всех участников дебатов частичной проблемой являются масштабы бассейна Амазонки и удалённость обсуждаемых мест. Для проведения своих исследований теперь используются снимки из космоса. Используя спутники, исследователи намерены определить залежи чернозема, которые находятся скорее всего там, где листья поглощают питательные вещества и воду в больших количествах. Макмайкл также разработала модель, использующую такие экологические факторы, как расстояние от реки, возвышенности и тип леса, которая с большей долей вероятности можно предсказать наличие чернозема. Точность модели, проверенной там, где уже было известно наличие или отсутствие чернозема составляет 89%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чернозем занимает 3-4% площади бассейна, в то время, как ранее разброс был шире - от 0,1 до 10%.

Подробную картину человеческого влияния на территорию Амазонии, как во времени, так и в пространстве, ещё предстоит выяснить учёным. Но уже сейчас известно, что люди жили здесь довольно продолжительное время и могли менять облик джунглей охотясь и занимаясь собирательством. Появление людей в регионе совпадает по времени (а то и способствовало) с исчезновением мегафауны в конце последнего ледникового периода ок. 12000 лет назад.

Нужно время, чтобы определить человеческое влияние на лес, но то, что нам известно сегодня, говорит Хекенберг, может быть уроком для современного мира. Наличие древних следов чернозема и культивированных «садов» в лесах показывает нам, что индейцы знали как жить в Амазонии задолго до изобретения цепных пил и искусственного удобрения.


Подготовлено по статье журнала Nature: 502, 160–162 (10 October 2013), автор - Jeff Tollefson, перевод – Sam (www.IndiansWorld.org), 2013.