ИНДЕЙСКИЕ РЕЛИКВИИ
В Мехико постоянно ощущаешь поступь веков. Это заметил еще В. В. Маяковский:
... корявые камни
Мехико-сити
прошедшее вышепчут мне.
Если первые следы появления человека на мексиканской земле пока относят к 20-му тысячелетию до н. э., то переход к оседлости, к развитию земледелия, ремесел, искусства, религии в Центральной Мексике начался в середине 1-го тысячелетия до н. э. Первой древнеиндейской цивилизацией в Центральной Мексике считается теотиуаканская с центром в городе Теотиуакан, руины которого сохранились недалеко от Мехико. Точно не установлено, что за народ создал теотиуаканскую культуру, хотя и предполагается, что это были или предки тотонаков, с побережья Мексиканского залива, или предки науа — индейских племен юто-ацтекской языковой группы, которые продвигались с севера в Центральную Мексику на протяжении веков, начиная с рубежа нашей эры. В IX—XII веках в Центральной Мексике существовало крупное раннерабовладельческое государство тольтеков, представителей науа, которых здесь сменили чичимеки и некоторые другие индейские народы, также сумевшие создать отдельные государственные образования, в том числе и на землях в районе озера Тескоко. Наконец появившиеся в этой зоне приблизительно через столетие после чичимеков ацтеки, также представители науа, создали в XIV веке раннерабовладельческое государство со столицей в Теночтитлане, находившемся на месте нынешнего Мехико.
Вторгшиеся в пределы ацтекского государства в 1519 году испанские конкистадоры разрушили в 1521 году столицу ацтеков Теночтитлан и на том же месте основали столицу Новой Испании, которую назвали Мехико. Понятие «Мехико», как и многие другие географические названия на современной карте страны, имеет прямое отношение к прежним хозяевам этих земель. В Мехико индейская первооснова присутствует по крайней мере в половине названий районов, улиц, окружающих столицу гор и лесов. Яркий пример — с детства знакомое каждому жителю Мехико слово Чапультепек. Чапультепек по-ацтекски—«гора стрекоз» (на языке науатль Chapultepec, «гора кузнечика», авторы ошиблись – прим. Sam). Когда вникаешь в некоторые ацтекские названия, рисуются поэтичные образы, навеянные природой. Слово «ацтеки» означает не только «люди из Ацтлана», то есть их легендарной родины, но переводится и так: «люди из страны белого цвета». Есть и такой перевод: Ацтлан — «рядом с цаплями».
Парк Чапультепек — одна из главных древнеиндейских реликвий Мехико — хорош в любое время года. Бродя по его тенистым аллеям среди древних ауэуете (дерева, родственного кипарису), житель шумного многомиллионного города может отдохнуть, прийти в себя, задуматься о жизни и о вечности природы. Одна из аллей так и называется — Проспект философов.
Ауэуете по-ацтекски означает «старец у воды». Это дерево наравне с сейбой считалось священным деревом, предоставлявшим человеку пристанище. Оно росло в долине Мехико. С 1921 года его объявили «национальным деревом» страны.
В этом лесу любил охотиться Моктесума II — ацтекский правитель, свергнутый испанцами. От того давнего времени в парке еще сохранилось более 500 деревьев-старожилов. Они «помнят» и Нецауалькойотля, правителя небольшого, зависимого от Теночтитлана тескокского царства на восточном берегу озера Тескоко. Древнемексиканский мыслитель, поэт, зодчий Нецауалькойотль, живший во второй половине XV века, создал также несколько садов в долине Мехико, в том числе и Чапультепек. Ныне имя Нецауалькойотля носит город-спутник Мехико. В столице есть улица Нецауалькойотля, а в штате Чьяпас его именем названо водохранилище.
Сегодня Чапультепек—это не только легкие многомиллионного города, но и центр художественной и культурной жизни мексиканской столицы.
В XVII веке на скале, возвышающейся над парком, был построен Чапультепекский замок. Теперь там расположился Исторический музей. На территории парка находятся Музей современного искусства с полотнами Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. А. Сикейроса, Национальный музей истории природы, зоопарк, концертно-спортивный зал «Аудиторио насиональ», здание Национального музея антропологии — уникальное архитектурное сооружение, созданное в начале 60-х годов по проекту П. Рамиреса Васкеса. В этом музее собраны ценнейшие материалы об индейских цивилизациях Мексики.
Сегодня в парке сосуществуют рядом древнемексиканский бог дождя Тлалок, гигантское каменное изваяние которого помещено у входа в Музей антропологии, и герои Сервантеса — бронзовые и рисованные, украшающие одну из изразцовых скамеек. И все же для столичных жителей Чапультепек — часть ацтекского Теночтитлана.
Ацтеки, еще будучи племенем, жившим на родных землях легендарного Ацтлана, называли себя «Мексики» (производное от имени древнего героя ацтеков Мекситли). Более позднее самоназвание ацтеков—«теночки» (Теноч — другой древнеацтекский герой, предводитель племени). Согласно легендам, ацтеки покинули легендарный Ацтлан в 1168 году и в 1256 году остановились на скале, омываемой водой родника и окруженной рощами деревьев ауэуете. Это был Чапультепек, тогда лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.
Как же был основан Теночтитлан? Однажды, как гласит легенда (это было в XII веке), Мексики увидели сидящую на дереве птицу, которая напевала: «Тиуи, тиуи». Толкование пению птицы дал мудрец Уитцитон. Он сообщил вождю Текпатцину, что боги повелевают людям их племени покинуть свои земли. После двухсотлетних скитаний небольшое воинственное племя ацтеков-охотников достигло долины Анауак—«страны у воды». Так ацтеки оказались в долине у озера Тескоко, где сейчас находится столица страны.
Посреди озера они увидели остров и различили на нем орла, сидящего на кактусе нопаль (опунции) и пожирающего змею. Великое предзнаменование! Один из верховных богов еще до похода приказал построить город на месте, где ацтеки увидят сидящего на кактусе орла, пожирающего змею.
К приходу ацтеков на озеро Тескоко все земли, включая и облюбованный ими остров, были уже поделены между прибрежными городами-государствами. Только признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки смогли поселиться на острове, основав поселение Тлателолко. Столица же их Теночтитлан была основана позднее, в 1325 году (в нее вошло и Тлателолко). По-видимому, название столицы происходит от имени уже упоминавшегося ацтекского предводителя Теноча.
Первой постройкой города стал скромный храм в честь божества племени. Жертвенник ацтеки решили покрыть человеческой кровью в знак признательности богу, который, согласно их легендам, питался человеческими сердцами. Сущность древнемексиканских представлений о человеческой жизни заключалась в том, что люди на земле могут существовать, только имея связь с некой космической душой, для пополнения энергии которой требуется человеческая кровь. Обсидиановым ножом они рассекали грудную полость и вырывали из нее сердце. Известный мексиканский поэт и писатель Октавио Пас так интерпретирует этот обряд: «Для ацтеков смерть — наиболее полное участие в мироздании, в постоянном регенерировании творческих сил, которым угрожало угасание, если в жертву не будет принесена священная пища — кровь». Однако в дальнейшем обряд человеческих жертвоприношений, который был перенят, по-видимому, от живших на западе тарасков, ацтекские правители и жрецы использовали как один из инструментов своей экспансии сначала в долине Мехико, а затем за ее пределами.
Не зная о древнемексиканском представлении о жизни и смерти, как о постоянно идущем процессе гибели и обновления, трудно понять и отношение сегодняшних мексиканцев к традиционному празднику Дню мертвых — дню поминовения усопших. Как ни странно, но это действительно праздник. В нем выразилось иное отношение к смерти, чем в Европе или на Востоке. Отмечают его ежегодно 2 ноября. Уже накануне ни одна газета не выходит без юмористических подписей к рисункам скелетов и черепов — в таком виде изображают известных политических и государственных деятелей. Дети рисуют мелом на асфальте и в школе на классной доске своих родителей и учителей тоже в виде скелетов. Во всех кондитерских продаются сладости в форме черепов и скелетов. Жилища украшаются цветами, в красный угол ставят изображения святых. Обеденная трапеза 2 ноября также должна быть праздничной. Вечером каждая семья отправляется на кладбище и с горящими свечами в руках садится вокруг могил своих умерших близких родственников. Но грусти в этой процедуре нет. В какой-то мере такое отношение к жизни и смерти содействовало принятию мексиканцами корриды — национального испанского зрелища, привнесенного на землю Мексики.
В первые годы существования Теночтитлана из-за нехватки свободной площади ацтеки делали подобие плотов, засыпали их землей и превращали в плавучие огороды «чинампас». Жильем служили хижины из осоки и других трав. Одежда шилась из волокон агавы. Скудное пропитание добывалось в озере и по его берегам. Одним из основных материалов для изготовления различных инструментов и утвари был вулканический камень обсидиан.
Раннерабовладельческое государство у ацтеков существовало с конца XIV века. Удачные войны с соседями, а также политические и брачные союзы правителей позволили ацтекам к середине XV века стать хозяевами долины Мехико.
Испанские конкистадоры, захватившие в 1519 году обширное царство ацтеков, назвали его империей. Ацтекский правитель возглавлял достаточно сложный социально-политический конгломерат, имевший черты как общинной структуры, так и неограниченной монархии наподобие древневосточных деспотий. Один из участников завоевания ацтекской державы, Берналь Диас дель Кастильо, оставил нам такие строки, характеризующие власть правителя Моктесумы II: «Говорили с ним всегда с потупленным взором, и никто никогда не смел ему смотреть прямо в лицо». Ел властелин в полном уединении. Послов принимал лишь после того, как они снимали сандалии и покрывали свои дорогие хлопчатниковые мантии скромным покрывалом из волокон кактуса магея. Вне дворца Моктесума передвигался в позолоченном паланкине и под зонтиком из перьев. Его нога касалась земли, лишь когда ее покрывали дорогим ковром.
Формально государство ацтеков было конфедерацией приблизительно пятидесяти территорий. Его границами на востоке стало побережье Мексиканского залива, на западе— Тихого океана, на севере — устья рек Бальсас и Пануко, на юге — земли майя. Отдельные ацтекские колонии были созданы на территории нынешней Гватемалы. Однако, несмотря на военную мощь, правителям Теночтитлана так и не удалось к моменту вторжения испанцев полностью подчинить себе земли, включенные в состав их владений. Отдельные районы, например государство Тласкала, в северной части долины Пуэблы, так и не подчинились ацтекам. Неоднократно восставали сапотеки, миштеки, тараски, уастеки.
Развитие торговых связей с народами Центральной Америки, получение дани с покоренных земель, использование достижений покоренных народов, широкое применение рабского труда и труда общинников позволили ацтекским правителям превратить свою столицу в один из благоустроенных и красивейших городов. В начале XVI века Теночтитлан был одним из самых многолюдных городов мира. Столица ацтеков насчитывала 300 тысяч жителей, тогда как в Париже проживало не более 200 тысяч человек.
Зеленый город (в котором выделялись 25 пирамид), Раскинувшийся посреди бирюзового озера, обрамленного горами, рассеченный несколькими широкими прямыми магистралями и множеством каналов, соединенный с прибрежными городами четырьмя дамбами, по трем из которых шли акведуки, Теночтитлан не мог не казаться сказочным. Пирамида высотой около
Обратимся к свидетельствам тех, кто видел Теночтитлан, — Кортесу и участнику его похода Диасу дель Кастильо.
Кортес. «Город столь же велик, как Севилья и Кордова». «Его улицы, я говорю о главных, очень широкие и прямые, и некоторые из них... наполовину земля, наполовину вода, по которой передвигаются в каноэ...»
Диас дель Кастильо. «...Видели в тех городах «ку» (пирамиды) и святилища в виде башен и крепостей, и все сверкают белизной; это достойно восхищения...»
И все же испанские конкистадоры разрушили город!
Поражает, насколько хорошо древние индейцы сумели познать богатства природы и воспользоваться ими. Вот перечень товаров, виденных Кортесом и Диасом дель Кастильо на базарах Теночтитлана и других городов: изделия из золота, серебра, драгоценных камней, перьев птиц, ткани из хлопка, волокон магея, сандалии из этого же материала, шкуры пум и ягуаров, нутрий и шакалов, оленей и волков и там же фасоль, зелень, живые индейки, зайцы, собаки, мед, древесина, дрова, керамические изделия.
Около 300 имеющихся в сегодняшнем Мехико рынков своей красочностью, обилием овощей и фруктов напоминают базары Теночтитлана. Мексиканские художники-муралисты внесли свою лепту в дело прославления столичных рынков. Один из крупнейших современных художников Мексики, П. О’Хиггинс, участвовал в росписи крытого рынка «Меркадо Абелардо Родригес». В Национальном банке внешней торговли О’Хиггинс создал мураль «Индейский рынок».
На складах ацтекского правителя, учтенные в специальных бумажных книгах (бумага изготовлялась из волокон магея), хранились огромные богатства, полученные в качестве дани. Там были склады с зерновыми, фасолью, перцами. Пять тысяч тонн бобов какао!
Ацтеки ценили более благоприятные условия для жизни на высоте свыше
Орел, змея, ягуар, птица кецаль и некоторые другие, а также кукуруза считались символами божественных сил. Во дворце Моктесумы II имелись птичник и зверинец, десять бассейнов, в которых содержались представители всех водоплавающих птиц, обитавших в стране, в том числе и морских. В специальных помещениях обитали хищные птицы, стояли клетки с пумами, ягуарами, волками, лисами.
Ацтекские правители владели обширными садами, в том числе и ботаническими, куда привозились саженцы из других климатических зон. В Оакстепеке (ныне в штате Морелос) в ботаническом саду проходили акклиматизацию некоторые растения из тропических низин.
Значительная часть уникальной и богатой мексиканской флоры использовалась для лечебных целей. Опираясь на данные испанской медико-ботанической экспедиции XVI века, возглавлявшейся врачом короля Филиппа II Ф. Эрнандесом, можно предполагать, что ацтеки использовали не одну тысячу лечебных растений. Таким арсеналом, возможно, не располагала ни одна древняя цивилизация Старого Света. На огородах простых жителей и в садах правителя специально высаживались растения, употребляющиеся в медицине.
Ацтекские лекари были великими знатоками лечебных свойств многих растений, умели приготовлять из них несколько сот лекарств, часто с добавлением элементов фауны, минералов. Испанцы, например, были поражены уникальными лечебными свойствами снадобья, изготовленного из хвоста еще неизвестного в Старом Свете сумчатого зверька мыши-тлакуаче. За большие деньги в Европе стали продавать вывезенный из Мексики «черный бальзам». Элементы этого бальзама частично входят сегодня в известный «рижский бальзам». Кстати, первоначально, как лекарство, попали в Старый Свет древнеиндейские напитки какао («какауатль») и шоколад («чоколатль»). Кукуруза, томаты, перец и другие культуры обогатили рацион жителей Старого Света.
Знаток и пропагандист древнеиндейской культуры художник Д. Ривера в своих известных настенных росписях в Национальном дворце запечатлел жителей Теночтитлана в процессе труда, в том числе и за оказанием медицинской помощи. Хронист XVI века Б. де Саагун отмечал, что у индейцев еще в те далекие времена врача отличали от знахаря. Деятельность врача разрешалась специальным советом при правителе, а знахарь, замеченный в колдовстве, преследовался властями. И все-таки знахари существовали.
И сегодня лечебные травы — непременный товар столичных рынков. Продают их, как правило, индейцы, ими лечат все—«от больного уха до зла любви». Врачебная медицинская помощь — непозволительная роскошь для индейца.
Успехи ацтеков в лечебном деле в значительной мере опирались и на их приверженность к чистоте. Работа по наведению чистоты в Теночтитлане была поставлена довольно хорошо. Тысяча человек ежедневно убирали город. Большое внимание уделялось личной гигиене. Каменные паровые бани — темоцкальи — имели многие семьи. Существовали и общественные бани. В парке Чапультепек, у подножия холма, сохранились остатки облицованных камнем резервуаров — ванн Моктесумы. Сейчас это одна из достопримечательностей Мехико.
В Мехико есть район, где можно увидеть каналы, созданные индейцами до прихода в страну испанцев. Это Сочимилко, «место цветочных полей», расположенное на юго-восточной окраине столицы. Отсюда в город доставляется большое количество цветов и зелени, кроме того, это одно из излюбленнейших мест отдыха жителей столицы и притягательный центр для туристов. Для одних это приятное времяпрепровождение в «мексиканской Венеции» — плавание по живописным каналам, где юные мексиканцы в сомбреро управляют широкими, украшенными цветами лодками с навесами от солнца и дождя. Для других — возможность почти реально побывать в загадочном мире древних ацтеков. Третьи едут в Сочимилко посмотреть соревнования на построенном к Олимпиаде 1968 года гребном канале Куэманко, проложенном вдоль одного из древних водных путей, которых там сохранилось более сорока.
Июньское воскресенье. Жара в городе нестерпима. А здесь, в Сочимилко, среди цветочных полей и голубых и зеленоватых петляющих больших и малых каналов, окруженных тополями, прохладно. К остановившемуся автомобилю бежит индейский мальчик лет восьми. (Сочимилко — один из окраинных районов столицы, где традиционно живут индейцы.)
— Я буду охранять,— твердо говорит он, глядя в глаза. За каких-нибудь песо-полтора этот добровольный сторож будет охранять машину во время вашего отсутствия. Так дети помогают семье, зарабатывая на жизнь.
— Как хотите, с марьячи, с пивом? На час, два? — это спрашивает уже местный маклер по найму лодок.
Вдоль главной пристани выстроились разнообразные лодки, раскрашенные во все цвета радуги. Под крышей — названия, выложенные цветами,—«Хуанита», «Мария», «Лупита», «Карменеита»... Выбирай любую! Лодочник отталкивается от берега шестом. Плавно двигаясь, лодка то плывет мимо плавучих садов-огородов чинампас, то мимо мильпас (это участки обрабатываемой земли, когда-то отвоеванной у леса).
К одной из лодок причалила лодка с марьячи. После некоторого диалога окрестности наполнились звуками скрипок, гитар, харанит (маленьких гитар) и гитарронов (больших гитар). По воде то тут, то там скользят остроносые каноэ, с которых смуглые женщины продают цветы.
— Розы, орхидеи, гвоздики... Сеньор, купите для сеньориты лилии...
Благодаря труду археологов в Мехико все больше появляется мест с памятниками ацтекской культуры, особенно вблизи площади Сокало. Весной 1982 года был обнаружен главный храм ацтекской столицы. Близ храма найдены тысячи прекрасно сохранившихся предметов пятисотшестисотлетней давности: статуэтки богов, черепа, жертвенные ножи, изображения рыб, змей и морских раковин — символов войны и воды.
При строительстве станции метро «Пино Суарес» в центре столицы под одной из улиц строители «наткнулись» на ацтекскую пирамиду, ныне занявшую центральное место в интерьере станции. То, что пирамида находилась на глубине
В пределах Мехико найдены остатки одного из самых древних каменных строений Американского континента. Это развалины пирамиды Куикуилко, недалеко от кварталов Олимпийской деревни и Университетского городка. Слово «пирамида» следует употреблять условно, так как в действительности это усеченный конус—пятиярусное сооружение, облицованное камнем и наполовину покрытое застывшей вулканической лавой, излившейся при извержении ныне потухшего вулкана Хитле.
Случилось оно более четырех тысяч лет назад. С того времени весь юго-западный район долины Мехико, называющийся Педрегаль («каменистая местность»), покрыт окаменевшей лавой.
Во время строительства Университетского городка в конце 40-х годов в близлежащем районе Копилко в одном из пробитых туннелей обнаружили древние захоронения, которые получили звучное, но не совсем оправданное название «мумии из Педрегаля». В подземном музее Копилко выставлены останки древнейшего жителя этих мест.
Но в Мехико индейские реликвии не музейные редкости. Древний Мехико неотделим от Мехико наших дней. Именно здесь, в столице, повседневно встречаются великое древнеиндейское прошлое и зарождающийся завтрашний день страны.