Эпилог
Прожив в Мексике несколько лет и проехав по ней не одну тысячу километров, мы попытались представить себе единый образ Мексики, но оказалось, что это сделать крайне трудно. Возникают и образ мексиканца, нарисованный Джеком Лондоном: Мексика — это огромная жизненная сила; и образы страны, отраженные в сознании героев К. Фуэнтеса: Мексика— незыблемое индейское прошлое и Мексика — пока неясное, но великое будущее. Вспоминается итог размышлений одного из крупнейших мексиканских романистов Мариано Асуэлы: «У Мексики светлое будущее». Но как суммировать все это?
Совершив путешествия по стране, увидев ее сегодняшнюю жизнь и прикоснувшись к ее прошлому, мы пришли к выводу, что путь к пониманию сегодняшней Мексики лежит через познание жгучей мексиканской проблемы — индейской, ибо в ней как в фокусе сконцентрированы наиболее острые противоречия страны.
Двигаясь вперед, мексиканская машина прогресса оставляла нетронутыми на обочине своего пути пласты вековой индейской отсталости и нищеты. С предельной ясностью рисует положение мексиканских индейцев Г. Агирре Бельтран, крупный мексиканский этнограф, бывший в конце 70-х годов директором Национального института по делам индейского населения: «Индейская проблема в Мексике отражает то несправедливое неравенство, которое все еще преобладает в социально-экономической структуре населения страны. С одной стороны, есть слои общества, которые пользуются всеми благами достижений современной жизни, а с другой — этнические группы, находящиеся в худших условиях, жизнь которых проходит как бы в далеком прошлом и определяется родо-племенными нормами».
Индейская проблема, положение индейского населения и его будущее,— один из главных общенациональных вопросов страны. Прогрессивные силы Мексики понимают, что эта проблема тесно переплетена с другими социально-экономическими проблемами государства и может быть решена только вкупе с ними. Пробуждаясь от многовекового сна, мексиканский индеец все более ощущает себя мексиканцем, гражданином своей страны.
Возросшая в последние десятилетия роль Мексики на международной арене дала возможность мексиканцам еще острее почувствовать свою солидарность с другими народами мира. Это возросшее у мексиканцев сознание своего равноправия выразилось в крылатой фразе мексиканского поэта Октавио Паса: «Впервые в нашей истории мы стали современниками всего человечества».