У ИСТОКОВ (Пролог)
Омейокан[1]! Я возникаю в этом двуедином месте, где Мрак господствует и Ветер, Ёальи Эекатль[2], где тишь Безмолвия взвихрилась по всемогущей воле Слова.
Я уже здесь. «И значит, существую?» — спросил себя мой дух.
Ты здесь. «И значит, я такой, каким возник?»
Вне времени и вне пространства, там, где в кромешной тьме и дикой круговерти сгущается таинственная бесконечность в непостижимо малое; там, где неведомое двуобразие становится Единым миром; там, где Тлокэ Науаке[3] взбивает в темном урагане все, что может чем‑то стать; там, где Властитель Ночи, бог Тескатлипока[4], вдруг отступит и вспыхнет свет, создается Мир, тот, что по-своему устроить хочет Кецалькоатль[5], Брат‑близнец, Перо на чешуе, Орел‑Змея, Паренье в небесах и Стланье по земле.
И солнца были созданы.
И перья были созданы.
И тигры были созданы.
И песни были созданы.
Страдание и кровь явились вместе.
«Я то, что есть», — сказало Слово.
«Я знаю, что я есть», — сказал и человек.
Он вырвался из рук Творца и с той поры живет сам по себе.
Ёальи Эекатль!
Ночь и Ветер!
[1] Омейокан — «Тринадцатое небо» или «Двойное место» (яз. науатль), где правит бог Ометеотль (мужчина‑женщина), создатель Вселенной, и где объединяются противоположности (добро — зло, жизнь - смерть и т. п.). Для теогонии и мифологии индейцев науа типичен принцип двойственности, то есть соединение двух противоречивых начал в едином целом, — как в человеке, так и в божестве или понятии
[2] Ёальи Эекатль — Ночь и Ветер (яз. науатль)
[3] Тлокэ Науаке — Божество, которое везде (миф. науа).
[4] Тескатлипока — бог тьмы, божество, враждебное богу Кецалькоатлю, и в то же время одна из отрицательных ипостасей бога Кецалькоатля
[5] Здесь речь идет об упомянутом выше единстве противоположностей в мифологии науа: бог Кецалькоатль (носитель добра) является Братом‑близнецом бога Тескатлипоки (носителя зла). Оба эти божества представляют собой две ипостаси бога Кецалькоатля (соответственно «светлую» и «темную»). Однако автор в своей повести наделяет бога Кецалькоатля только положительными характеристиками, а бога Тескатлипоку только отрицательными, делая их разными божествами, хотя иногда напоминает об их родстве, называя их Братьями‑близнецами. Кецалькоатль‑человек утверждает культ «светлого» бога Кецалькоатля.