ОТКРЫТИЕ БРАЗИЛИИ
После того как была решена проблема морского пути и Индию вокруг Африки, перед португальским двором встали две другие задачи, продиктованные той осмотрительной политикой, которой он неуклонно придерживался: первая — вступить во владение всеми территориями, расположенными и Атлантике в пределах установленных для Португалии границ; вторая — основать в Азии португальскую империю.
Дон Мануэл и был поглощен преимущественно решением второй задачи, однако не настолько, чтобы целиком оставить в стороне первую.
Хотя экспедиция Васко да Гамы увенчалась успехом как коммерческое предприятие, она не привела к утверждению влияния Португалии на Востоке. Там были арабы, ожесточенно ставившие христианам всяческие препятствия, которые надо было преодолевать лишь с помощью военной силы.
Именно с этой целью Дон Мануэл спешно снарядил сильный военный флот, командование которым было поручено Педру Алварис Кабралу.
В состав эскадры вошли одномачтовые парусные корабли, каравеллы и одно транспортное судно, к которым присоединились еще два торговых корабля. Всего было тринадцать судов.
Всеми кораблями командовали люди, любившие морскую службу и уже прославившиеся своими подвигами.
В походе участвовали лоцманы и опытные моряки, принимавшие долгого участие в плавании Васко да Ганы.
В состав экспедиции входили также Перу Вас де Каминья, секретарь фактории, которую намечалось основать в Каликуте, ставший впоследствии автором знаменитого письма, отправленного Дон Мануэлу с острова Вера-Крус; местри (бакалавр) Жуаниш, он же медик, физик и астроном, которому мы также обязаны письмом с точным указанием местоположения открытой земли; хронист Дуарти Пашеку Перейра, автор «Esmeraldo de situ Orbis»*; восемь миссионеров-францисканцев во главе с настоятелем Энрике де Коимбра; несколько священников и викарий, назначенный в Каликут.
* «Изумруд на карте Земли».
Всего в составе экспедиции на всех кораблях насчитывалось более тысячи человек «отборного и хорошо вооруженного люда», снабженных всеми необходимыми съестными и боевыми припасами на полтора года.
Начальнику экспедиции были даны подробные инструкции, записанные в специальном руководстве. Помимо этого, он получил в устной форме от самого короля и наиболее авторитетных королевских советников множество конфиденциальных указаний, а также советов относительно случайностей, могущих произойти во время экспедиции.
В первые дни марта 1500 года на улицах и площадях Лисабона царило необычайное оживление, вызванное большим стечением народа из всех провинций, как это всегда происходило при объявлении об отплытии в дальние моря более или менее крупной экспедиции.
В прежние времена сцены прощания носили волнующий характер и походили на похороны. Ведь никто не мог предугадать, суждено ли путешественникам вернуться благополучно домой. Не все выходили победителями из мужественной схватки со стариком океаном. Прощание могло быть и последним.
Но затем положение стало меняться. Герои стали мало-помалу привыкать к морю. И тогда радость и надежда стали преобладать над страхом.
Наконец, после того как все тайны морей были окончательно раскрыты, отплытие больших экспедиции превратилось в праздник для всех жителей королевства.
И вот теперь одно из таких событий взбудоражило весь Лисабон.
8 марта из дворца Алкасова вышли члены экспедиции во главе с капитан-мором* и, окруженные рукоплещущей им толпой, двинулись к берегу Тежу.
* Капитан-мор — старший капитан, военно-административное звание в средневековой Португалии.
Река походила на лес из мачт. Корабли были украшены флагами и множеством гордо реявших ярких вымпелов.
Под шум приветствий и звуки фанфар люди поднялись на борт, и корабли приготовились к отплытию под восторженные овации многотысячной толпы. В три часа дня были подняты якоря, и суда медленно спустились к Белену.
На следующее утро члены экспедиции явились на торжественную мессу, устроенную в часовне Рестелу. На мессе присутствовал король и весь его двор.
Во время церемонии капитан-мор стоял рядом с Дон Мануэлем на королевской трибуне.
После мессы и проповеди епископа дон Дьогу де Ортиса король собственноручно вручил Кабралу знамя ордена Христа, славный символ нового-героизма, который повергал в изумление мир.
Вновь выстроился кортеж, который направился затем к берегу.
Кабрал шел рядом с королем. Впереди шагали офицеры-знаменосцы и распевающие гимны монахи с поднятыми крестами в руках.
По прибытии на берег капитан-мор и командиры кораблей стали прощаться с Дон Мануэлем, прикладываясь к его руке, а затем поднялись на борт, провожаемые последними напутствиями и пожеланиями всех собравшихся на берегу люден.
Выйдя из устья Тежу, эскадра взяла курс на юг.
Утром 14 марта она подошла к Канарским островам, где простояла целый день, ожидая окончания штиля.
Отойдя от Канарских островов и избегая штиля, Кабрал все время стремится по мере возможности удалиться от африканского берега, следуя предостережениям Васко да Гамы.
Неделю спустя все корабли вновь собрались на стоянке у острова Сан-Николау (острова Зеленого Мыса).
Отсюда флот стал уходить все дальше в открытое море. Из прежнего опыта было известно, что мыс Доброй Надежды следует огибать в наибольшем от него отдалении.
В середине апреля эскадра находилась приблизительно на широте 17°, примерно в трехстах милях от Африки, после чего был взят курс на запад, словно в поисках какого-то известного уже пункта.
Поиски эти носили все более уверенный характер, и вскоре начали появляться признаки близости земли. 21 апреля число этих признаков стало увеличиваться.
На следующий день, 22 апреля перед глазами мореплавателей открылась линия земли, простиравшейся с севера на юг. Вскоре из темной береговой полосы показались очертания горы, которой дали имя Паскуал. Корабли бросили якоря и провели здесь ночь.
На следующий день исследователям удалось лишь установить, что земля населена дикарями. В связи с ухудшением погоды путешественники стали искать убежища и 24 апреля нашли расположенную нисколько севернее закрытую бухту, достаточную по своим размерам для размещения всей эскадры.
Корабли поднялись вверх до этого места и бросили якоря у нескольких островков в длинной бухте, которая была названа Порту-Сегуру (ныне — Кабралия в Санта-Крус).
В воскресенье 26 апреля на одном из островов (Короа Вермелья) был сооружен импровизированный алтарь, у которого была совершена месса, первая на бразильской земле.
Несколько дней спустя эта церемония была проведена с большей торжественностью уже на самом материке, на вершине холма, где был водружен большой деревянный крест. Напротив был сооружен алтарь, у которого монах Энрике де Коимбра совершил официальную мессу.
Впервые в этих краях, рождавшихся для истории, раздались пушечные залпы: от имени своего повелителя Кабрал официально вступил во владение землей, дав ей название «Остров Вера-Крус»*. Было это 1 мая 1500 года.
Расскажем, кстати, как развивались события со времени отплытия с Канарских островов.
Сначала эскадра направилась в открытое море. В какой-то точке она повернула на запад, почти под прямым углом к первоначальной линии следования.
Через несколько дней и была обнаружена земля, которую искали. Там высадились, отслужили мессу; рядом с крестом был установлен символ владычества короны**.
На следующий день после этой церемонии, то есть 2 мая, флот снова вышел в море, направляясь теперь уже по заданному курсу.
* «Остров истинного креста».
** Символом колониального господства Португалии считался воздвигаемый португальцами высокий каменный столб.
[…]
Что касается происхождения этих народов и их проникновения в Америку, то существует несколько традиционных версий, достоверность которых еще нуждается в проверке.
В числе выдвигаемых гипотез наиболее популярной и признанной среди историков является версия о том, что люди, которые здесь обитают, пришли из Азии.
Действительно, само местонахождение этих народов уже свидетельствует о пройденном ими пути и о том, каким образом они обосновались затем в различных частях континента.
Проникнув через крайний север, эти люди начали спускаться по побережью Тихого океана, обосновываясь в местах, где условия существования были наилучшими.
Так начали складываться уже цивилизованные объединения людей и даже нации со значительно развитой культурой (это в первую очередь две древние империи на территории Мексики и Перу).
Из этих обширных центров цивилизации сразу же выделились родовые группы, полностью заселившие восточную часть двух огромных полуостровов*.
Таким образом для южноамериканцев высшим исходным типом туземной расы является население Перу.
Южноамериканский дикарь — это выродившийся аймора**, который в силу превратностей кочевой жизни утратил многие черты породившей его цивилизации, но который в то же время сохранил многое из того, что позволяет установить его происхождение.
Перевалив на крайнем юге через Анды, люди, пришедшие в восточную часть Южной Америки, разделились на два основных потока: один из них шел к северу по берегу Атлантики, другой двигался в том же направлении через бассейн Ла-Платы.
Эти две ветви заселили весь континент, лежащий к востоку от Кордильер; в течение многих веков кочевой жизни, сохраняя более или менее тесные связи, этот людской поток раздробился на множество племен, которые в момент завоевания оказались в состоянии значительного упадка в сравнении с культурным уровнем центра происхождения их цивилизации.
* Автор имеет в виду полуостров Юкатан в Центральной Америке и считает полуостровом всю Южную Америку.
** Аймора — индеец из племени, проживавшего на территории Перу, у озера Титикака.
Итак, в общих чертах произошло выделение двух групп индейцев: тапуйя (те, что первыми прошли через Анды и поднялись вверх через внутренние районы) и тупи, (поднявшиеся по побережью).
Эти народы, оторвавшиеся от Перу, пережили здесь стадию значительного упадка культуры, или деградации. Однако благодаря собственным усилиям тупи уже начали решительно выходить из состояния упадка.
И именно поэтому у тупи обнаружились очевидные признаки начала новой фазы развития расы, в то время как у тапуйя можно еще проследить более определенные следы исходной цивилизации.
Все племена тапуйя обожествляли солнце и луну, причем некоторые авторитетные исследователи считают, что солнце было главным божеством в общей системе верований индейцев Южной Америки.
Кроме того, именно в группе тапуйя обнаруживаются наиболее живучие пережитки религии инков.
Среди племен тапуйя были распространены еще колдовство и бесчисленные суеверия, характерные для древних перуанцев.
Некоторые другие важные свидетельства указывают на их близость к культуре кичуа*. Сюда относятся: искусство керамики, не соответствующее уровню их интеллектуального развития; изготовление предметов домашнего обихода, как деревянных, так и костяных или терракотовых; культ камня; тщательность, с которой сберегается огонь (пережиток культа домашнего очага); культ предков; обязанность воина самому изготовлять свое оружие, орудия и принадлежности для охоты, рыбной ловли и т. д. Как уже указывалось, тупи (или тупи-гуарани) в момент завоевания выходили из полосы пережитого ими упадка и сделали в своем развитии шаг вперед.
Тапуйя представляли собой прошлое этой ветви, которая выделилась из общего потока и вновь возродилась. Тапуйя (тамуйя или тамой) в переводе означает дальний родственник, дед. Тупи из Баии (тупинамба), как и все мигрировавшие на север племена, называли тамуйя (дедами) тупи, живших на юге.
Ко времени завоевания наиболее значительными группами рода тупи были гояны (на плато Пиратининга) и тамойо (на побережье между Сан-Висенти и Кабу-Фриу).
Характерной их чертой становится стремление к героическим деяниям, порожденное превратностями кочевой жизни, ибо в Перу это стремление у них не наблюдалось.
Тупи жили войной. Они необычайно гордились своей силой и удалью, которая отвечала их страстным стремлениям к славе. Наивысшей радостью для воина была победа над врагом.
* Кичуа — индейское племя, жившее на территории Перу.
Все это произошло без малейших осложнений и выражений страха или удивления, как будто все, что делалось, было занятием, ставшим уже привычным и обыденным.
Кабрал сообщил о своем открытии королю. Каминья написал Док Мануэлу свое известное послание. Местри Жуаниш также отправил письмо королю. Однако никто из них не ставил восклицательных знаков и не употребил ни единого слова, свидетельствовавшего о тщеславии по поводу столь большой удачи.
Эти люди писали так, словно докладывали королю о выполнении данного им поручения.
И для того, чтобы король не напугал Европу, полностью приоткрыв завесу, вновь открытую землю назвали пока «островом», как это делалось всегда и как, несомненно, было условленно перед отплытием из Лисабона.
Если это был только «остров», то почему же в следующем году первая исследовательская экспедиция, вместо того чтобы идти по широте Порту-Сегуру, отправилась открывать землю в двухстах лигах к северу?
Португальцы, несомненно, знали, что «остров» Вера-Крус был на самом деле огромной территорией...
Прежде чем продолжить свой путь, капитан-мор направил в Лисабон капитана Гаспара де Лемуш, поручив ему уведомить короля об открытии. С этим же капитаном были отправлены Дон Мануэлу сообщение главы экспедиции, а также письма Перу Вас де Каминья и бакалавра Жуаниша.
Указанное известие не вызвало в Лисабоне никакого удивления. Дон Мануэл поспешил только уведомить об этом событии монархов других стран, И это было сделано с умыслом. Не показывая вида, что к нему пришла большая удача, он сообщал лишь: найден остров, являющийся удобной стоянкой для мореплавателей, идущих в Азию...
Еще и теперь ведется немало споров относительно некоторых вопросов, связанных с экспедицией Кабрала; говорят, например, что неясно, был ли он первым, кто прибыл в эту часть Нового света, и имелось ли у него намерение открывать земли в этой части Атлантики.
Что касается указанного вопроса, то дискуссия по этому поводу излишня, поскольку открытие португальского мореплавателя является единственным исторически достоверным фактом открытия Бразилии.
Если же разногласия усилятся и затронут все стороны вопроса, то приоритет португальцев, несомненно, найдет обоснование в тех выдающихся заморских экспедициях, которые впервые были предприняты ими и в которых они не имели соперников среди других народов, вплоть до того времени, когда великие морские пути были окончательно разведаны.
А если будет выдвинуто имя какого-либо другого мореплавателя — предшественника Кабрала в Бразилии, то португальцы смогут противопоставить ему многих своих мореплавателей, которые знали о существовании американского континента даже до Колумба.
Разве могут иметь какую-нибудь действительную ценность в свете этого путешествия Жана Кузена, Висенте Пинсона и Дього де Лепе?
Другой предмет спора был еще более сомнительным.
До определенного времени все хронисты и даже известные отечественные и иностранные историки считали, что открытие Бразилии было чистой случайностью.
В начале прошлого века возникли некоторые сомнения в этом, и вскоре прежняя версия, господствовавшая в течение трех столетий, стала опровергаться сначала робко, а затем весьма рьяно.
Ныне можно считать полностью опровергнутой старую легенду о буре и морских течениях.
Открывая южный путь в Азию, португальцы никогда не отказывались от мысли одновременно исследовать и западную часть Атлантики.
Начиная с Васко да Гамы, перед португальцами возникла насущная задача закрепить за собой владение землями, открытыми ими в Атлантике.
И лишь после установления обоими иберийскими королевствами соответствующих зон владения португальцы сумели достигнуть того, на что прежде не решались, стремясь не подвергать риску свое огромное достояние.
Ясно, что Кабрал вышел из устья Тежу не для открытия Бразилии. Об этом не могло быть и речи ввиду неизменной осторожности лисабонского двора. Последний постоянно стремился представить открытие Бразилии лишь как явление случайного характера.
Вот почему вместо того, чтобы направить одну из каравелл прямо к земле Вера-Крус, снаряжается большая экспедиция, перед которой ставится другая цель и лишь попутно ей поручается найти эту землю.
Кабрал, собственно говоря, пропел всего лишь предварительную рекогносцировку.