Партизанское движение
Как показывают исторические факты, в деле сокрушения лагеря роялизма главную роль была призвана сыграть профессионально подготовленная армия. Однако существенная часть этого противостояния легла на плечи широких слоев перуанского народа во всем многообразии социальных слоев и этнических групп, принявших участие в широко развернувшемся народном партизанском движении. Об этом убедительно свидетельствует собрание документов по истории независимости Перу, вышедшее в начале 70-х годов XX в. Эти материалы открыли новую, доселе просто забытую историю освободительной войны. Документы начала 1819 и 1820 гг. подтверждают, что отряды ставших впоследствии знаменитыми партизанских командиров Отеро, Видаля, Акуньи и др. сражались с роялистами задолго до высадки освободительной армии. Уже в декабре 1820 г. на помощь колонне Ареналеса выступило более тысячи вооруженных партизан - герильеро, что говорит о длительных традициях народного сопротивления роялистам в сьерре, «исходящих к событиям революции 1812 г. в Уануко и революции 1814—1815 гг. в Куско. После подавления этих движений продолжалось накопление и собирание местных сил.
На фоне действий освободительной армии на побережье в горных районах Перу развернулась так называемая "малая война" - поистине всенародное партизанские движение, охватившее широкие слои перуанского народа от индейского крестьянства до жителей городов и предместий, метисов, креолов и негров. Вооруженное сопротивление роялистам принимало самые разнообразные формы. Наибольшее распространение получили отряды монтонеров, это были стихийно возникавшие отряды самообороны, составлявшиеся обычно из индейцев, жителей горных селений и вооруженные самым примитивным оружием - праща, камни и палки. Они собирались по мере надобности, как только возникала угроза нападения со стороны роялистов, и затем расходились по домам.
Более организованные формы приняло движение партизанских отрядов - ? guerrilleros, - вооруженных современным оружием, имевших строевой устав и более широкий простор боевых действий. Отряды различались численностью - от ? до 100 человек - и боевыми задачами, среди них были летучие отряды, отряды ?, авангарда и арьергарда, стрелки, копейщики и кавалеристы. Как правило отряды собирались и содержались за счет местных ресурсов.
Сан-Мартин придавал огромное значение развитию партизанского движения как стратегически важного резерва регулярной освободительной армии. Им была разработана тактика малой партизанской войны - герилъи, рассчитанная на действия в исключительно сложных условиях высокогорных перевалов, неприступных гор, сурового климата, отсутствия дорог и баз обеспечения. Война на уничтожение противника имела целью лишать роялистов запасов пищи и оружия, нападать на обозы, госпитали, действовать неожиданно, используя неосмотрительность врага при марше и бивуаке, внезапно атаковать и, если нужно, отступать, чтобы вновь напасть на фланги или тыл противника, изматывая его и ослабляя его боеспособность. О важности герильи Ареналес писал Сан-Мартину в декабре 1821 г.: "Провинция Хауха - очень важная в стратегическом отношении (это были ворота в глубинные районы Перу, занятые роялистами. - Авт.) и крайне неблагоприятная по климатическим и природным условиям для ее обороны от врага, значительно нас превосходящего. Только партизанским отрядам, привыкшим к местным условиям, разреженному воздуху, можно доверить ее защиту, остальное доделают холода и пустынные склоны гор".
О началом освободительной кампании неорганизованное партизанское движение выходит на национальный уровень, отряды принимают черты регулярных воинских частей с более высокой воинской дисциплиной. Генеральный штаб активно содействовал тому, чтобы отличившиеся партизанские командиры получали воинские звания полковников, капитанов, майоров или, наоборот, кадровые офицеры освободительной армии переходили служить к партизанам. Тем самым удалось подчинить действия партизанских частей планам регулярной освободительной кампании. Отдельные партизанские соединения начали действовать как армейские части -гвардейский полк гусар, батальон перуанского легиона, первый стрелковый батальон и др. Наметился также анархический рост партизанских групп, которые возглавляли "народные капитаны Родины", содержавшие отряды за свой счет и требовавшие вооружить их настоящим оружием.
В октябре 1821 г. Сан-Мартин, признавая заслуги и мужество герильеро, учредил боевые медали для активных участников герильи, среди них 60 золотых – для командиров, 150 серебряных - для солдат. В 1822-1824 гг. в Лиме было выпущено несколько изданий специального учебника по "Руководству партизанской борьбой".
Народная эпопея выдвинула целую плеяду партизанских командиров. Среди самых известных имен - Франсиско де Паула Отеро. Уроженец Аргентины, племянник прославленного аргентинского каудильо - гаучо М. Гуемеса, крупный торговец и горнопромышленник Отеро с начала десятых годов XIX в. осел в горнодобывающей провинции Тарма. Убежденный патриот, он проявил себя во время революционных волнений 1812 г. в Уануко и 1814-1815 гг. в Уаманге. В ноябре 1820 г. поело занятия Тармы освободительной колонной Альвареса де Ареналеса Отеро был единодушно избран губернатором провинции Тармы и принес клятву верности "священной системе независимости". В июне 1822 г. приказом Сан-Мартина он был назначен главнокомандующим партизанских соединений сьерры, и к 1824 г. прошел путь от полковника до бригадного генерала. По признанию самого Боливара, "без постоянных и напряженных усилий Отеро было бы невозможно осуществить военную кампанию, которая обеспечила свободу Перу".
Капитан Франсиско де Видаль, "первый солдат перуанской армии независимости", к апрелю 1821 г. собрал в Хаухе партизанские части численностью более 9 тыс. человек: он отличался отчаянной храбростью и сыграл решающую роль и блокаде Лимы 1821 г. и в последующих сражениях в сьерре. За голову Видаля роялисты назначили премию в размере 10 тыс. песо.
Аргентинский патриот подполковник Исидоро Вильяр, один из первых командиров, назначенных Сан-Мартином командующим партизанскими отрядами числом более 600 человек, установил в январе 1821 г. плотную блокаду Лимы с ее восточных границ. Легендарный Игнасио Киспе Нинавилька, индейский касик и капитан пехотного ополчения провинции Уарочири, сразу после высадки освободительной армии поставил всю провинцию "под знамена независимости", прошел путь до полковника регулярной армии, командующего партизанами сьерры и закончил его осадой крепости Кальяо в 1826 г. Среди его командиров отличились индейские касики X. Чильиванка, М. Чампи, Фр. Майта. В 1822 г. индейские общины провинции Хауха созвали военный совет и включились в партизанскую войну под началом своего избранного командира - "отца Инки". Среди многих десятков имен нужно назвать имена X. Прады, священника Бруно Террераса, X. Гусмана, активно воевавших н провинциях Центральной сьерры.
Нужно сказать, что и роялистский лагерь также использовал на своей стороне индейских монтонеро и герильеро, защищавших его позиции в окрестностях Куско, Арекипы и Мокегуа.
Успехи герильи были столь значительны, что в январе 1821 г. Сан-Мартин даже уповал на то, что при опоре на партизанское движение освободительная армия может принудить сдаться роялистов в течение двух месяцев. В 1821-1822 гг. оформилось около 40 очагов партизанского движения. Основные зоны - центральное и южное побережье от Уараса до Мокегуа и Центральная сьерра от Уануко на севере до Абанкая на юге. Это определялось наличием здесь плотного индейского и метисного населения, располагавшего значительным поголовьем скота, припасов и материальных средств для поддержки освободительной армии. Наиболее активные партизанские действия развернулись в окрестностях Уануко, Паско, Хунина, Уаикавелики, Аякучо и Ики. При этом Лиму буквально блокировали более 50 партизанских отрядов с севера, востока и юга.
Вторая горная кампания Ареналеса состоялась в апреле—мае 1891 г. Была поставлена задача "при случае полностью рассеять батальоны ? и отрезать им путь в Лиму . К июню 1821 г. […] Лима , по словам очевидца, была полностью окружена […]
На этом фоне проходили мирные переговоры с роялистами.
Роялистские отряды обрушили массовый террор на земли […] Особенно пострадали селения провинций Тарма, Уанта, Xaуxa […] выжигались, скот и имущество вывозились, мужчины уводились […] на судьба селения Кангальо. За поддержку дела патриотов его […] Рикафорт в декабре 1820 г. и Карратала в феврале 1821 г. Их имена наводили ужас на местное население. Несомненно деятельность монтонеров и герильеро в 1821-1826 гг. стала ярким социальным проявлением участия широких масс в ходе войны за независимость на андской земле.