Опять «незавершенные революции»?
В середине XIX в., приблизительно с 1850 по 1870 г. (а в некоторых странах и позже), по Латинской Америке прокатилась вторая волна буржуазных революций, часто именуемых гражданскими войнами между либералами и консерваторами. К ним относятся такие известные события, как, например, восстание сторонников Кастильи в Перу в 1854—1855 гг., Война за реформу в Мексике в 1857—1860 гг. или Федеральная война в Венесуэле в 1859—1863 гг., унесшая 40 тыс. жизней в стране, где численность населения едва достигала 2 млн. человек — не будем перечислять все кровопролитные столкновения нового революционного периода.
Важные события произошли и в Бразилии, где в 60-е гг. вновь развернулось мощное движение за установление республики. Теперь одним из главных требований либералов-республиканцев стала ликвидация рабства. Политический климат в стране определялся борьбой между аболиционистами — сторонниками освобождения рабов, и приверженцами традиционных социально-экономических устоев. Победу одержали либералы, и в 1888 г. был издан Золотой закон, полностью отменявший рабство. Рабы объявлялись свободными людьми без выплаты компенсаций владельцам. Множество негров, не имевших средств к существованию, вынуждены были в поисках заработка переселяться на новые места и вливаться в ряды наемных работников.
Следующим шагом на пути обновления Бразилии стало свержение монархии, в оппозицию к которой перешла даже часть бразильских консерваторов. Вновь сумев избежать кровопролития, бразильцы отстранили от власти императора Педру II, правившего страной на протяжении многих десятилетий. В 1889 г. он был низложен, и в Бразилии мирным путем установился республиканский строй. В советской историографии господствовало мнение, что провозглашение Бразильской республики нельзя считать революцией, поскольку произошла лишь смена формы правления, а отношения собственности и социальная структура общества остались неизменными, однако это событие все-таки стоит в одном ряду с другими латиноамериканскими либеральными революциями.
Как и во время предыдущих конфликтов между либералами и консерваторами, в ходе этих революций также выдвигался вопрос о принципах государственного устройства республик и, вроде бы, вновь разгорелась борьба между унитариями и федералистами. Однако это была лишь вершина айсберга — и разобраться в сути латиноамериканских либеральных революций не так просто.
Некоторые историки, особенно марксисты, рассматривают эти революции как продолжение борьбы внутри торгово-латифиндистской олигархии латиноамериканских стран: и либералы, и консерваторы стремились привлечь народ, но не ставили своей целью социальное переустройство общества. Вражда «олигархов» основывалась на противоречиях личного, делового или регионального характера, однако они были едины в своем стремлении сохранить власть в руках того узкого круга людей, к которому сами принадлежали. Случалось, в ходе борьбы бразды правления поочередно захватывали ставленники то одной, то другой группировки, то либералы, то консерваторы, и начиналось перераспределение доходов от внешней торговли и иностранных займов в пользу победителя, но, одержав верх, о нуждах народных масс «забывали» и те, и другие. В то же время далеко не все исследователи согласны с тем, что либеральные революции представляли собой лишь «борьбу элит», иначе они не имели бы столь ожесточенного характера.
Новые революции надолго привели к власти либералов и невероятно увеличили влияние и собственность латифундистов, окончательно утвердивших свои ведущие позиции в экономике и политической жизни латиноамериканских стран, тогда как положение народа еще больше ухудшилось. Не случайно либеральные революции иногда называют «термидором» национально-освободительных революций 1810—1826 гг. (напомним, что термидорианским переворотом завершилась якобинская диктатура во Франции). Означает ли это, что мы вновь имеем дело с незавершенными революциями? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, кто же возглавил мощное либеральное движение середины — второй половины XIX в. и под какими лозунгами лидеры «младшего поколения» либералов пришли к власти.
Исследования показали, что среди них были и крупные земельные собственники, и средней руки асендадо, и производители промышленной продукции, и владельцы горнодобывающих предприятий, и представители интеллигенции. Всех их объединяло то, что они не принадлежали к привилегированной торгово-латифундистской олигархии и страдали от ее произвола, но в еще большей степени их беспокоили ограничительные меры консерваторов. Либералы «второй волны» выступали за обновление общества и государственной власти путем проведения политических реформ, за ускоренное развитие промышленности, сокращение налогов, ликвидацию всевластия старых олигархических кланов, требовали соблюдения законов. Они были убежденными республиканцами, сторонниками федерализма (порой лишь потому, что этот принцип не поддерживали лидеры консерваторов), проповедовали идею полной свободы торговли и промышленности от каких-либо ограничений со стороны государства и отвергали протекционизм.
Либеральное движение нашло поддержку не только среди значительной части буржуазии, но и у тех слоев общества, которые при консерваторах так или иначе теряли свои экономические позиции: у ремесленников, крестьян, мелких торговцев. Либералы (как, впрочем, и консерваторы) часто выступали от имени народа и находили привлекательное для масс обоснование необходимости тех или иных реформ. Уничтожая общинное землевладение, либеральные политики мотивировали это стремлением превратить крестьян в процветающих фермеров, которые, разбогатев, начнут активно покупать изделия местной промышленности и ремесла, а отнимая земли у церкви, они обнадеживали крестьян возможностью участия в ее приобретении. Иногда народные «низы» оказывались настолько сбиты с толку противоречивыми доводами консерваторов и либералов, что, не зная, кого поддержать, выступали против тех и других.