Другие примеры латиноамериканского либерализма
В Венесуэле либеральные преобразования проводились Гусманом Бланко и его соратниками по партии, однако это был президент-каудильо, крепко державший в руках бразды правления. Реформы «гусманистов» были направлены на модернизацию экономики страны и ее социальной сферы. В 1870—1880-е гг. произошло оздоровление финансовой системы Венесуэлы — появилась новая денежная единица (боливар), была создана «Компания де кредито», в которую вошли представители деловых кругов, затем возникли другие кредитно-финансовые учреждения, в том числе Венесуэльский банк. Гусман Бланко разработал план экономического развития страны, предусматривавший строительство шоссейных дорог, шахт и рудников, реконструкцию важнейшие портов.
Гусман Бланко был противником церковного землевладения, монополии церкви на образование, выступал против вмешательства священнослужителей в политическую жизнь страны. В итоге были закрыты духовные семинарии, введена государственная регистрация брака, рождения и смерти, отменены некоторые церковные налоги, ограничены права монастырей. Церковные земли распродавались с аукциона, духовенство отныне подчинялось юрисдикции гражданских судов. На всей территории страны было введено обязательное бесплатное начальное образование, появились школы, профессиональные колледжи, педагогические училища. В столице открылась Национальная библиотека и другие учреждения, призванные способствовать развитию литературы и искусства.
Пример успешных экономических преобразований, придпринятых либералами, продемонстрировала Аргентина, где президентские выборы 1868 г. принесли победу Сармьенто, выдающемуся мыслителю и политическому деятелю, который выдвинул лозунг «Мир, порядок, свобода». Его избрание стало следствием компромисса между Буэнос-Айресом и олигархией других провинций, которая давно уже стремилась вырвать власть из рук «портеньо». Сармьенто был родом из Кордовы, оплота могущественных олигархических кланов, а пост вице-президента занял губернатор Буэнос-Айреса.
Сармьенто не возражал против сохранения крупного землевладения, однако был убежден, что отсталые латифундии препятствуют экономическому прогрессу страны и должны перейти на капиталистические методы хозяйствования. Согласно сто аграрной программе, всем желающим создать фермерские хозяйства наподобие североамериканских предоставлялась земля по низким ценам и в рассрочку. Он оставался сторонником введения в стране всеобщего избирательного права при тайном голосовании, но этому препятствовала, по его мнению, неграмотность подавляющего большинства населения.
Идеалом Сармьенто была демократическая республика с развитой экономикой — промышленностью, сельским хозяйством и торговлей. Автохтонное начало аргентинской нации он считал малосущественным, поэтому поддерживал идею оттеснения индейцев и расширения иммиграции, причем исключительно из развитых стран Европы. Он был убежден, что это поможет аргентинскому государству развиваться столь же успешно, как США. Заметим, что идея «переселенческого капитализма» завоевала популярность среди латиноамериканских либералов и постепенно воплотилась не только в Аргентине, но и в Чили, Уругвае, Бразилии, то есть там, где вытеснялись и уничтожались «дикие» племена индейцев. В этих странах было очень много европейских иммигрантов, а затем их потомков, и потому здесь быстро распространялись не только либеральные, но и социалистические идеи.
Преемник Сармьенто, либерал Николас Авельянеда, предпринял новое «завоевание пустыни», аналогичное походу консерватора Росаса. В течение года состоялось более двух десятков экспедиций с целью ликвидации остатков «варварства». В результате индейские племена в Чако, Пампе и Патагонии были почти полностью истреблены и огромные массивы плодородной земли перешли в руки латифундистов, военной верхушки, иностранных предпринимателем!.
За три десятилетия, прошедшие с падения диктатуры Росаса, «пастушеская страна» превратилась в одно из самых богатых и развитых государств Латинской Америки. Этому способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка, которая позволила Аргентине занять ведущие позиции в экспорте продовольствия — пшеницы, кукурузы, продукции животноводства. В латифундиях росли стада овец и крупного рогатого скота — по этому показателю страна уступала только России и США. Центром скотоводства оставалась провинция Буэнос-Айрес. Здесь практически не было фермеров, зато латифундии превратились в хозяйства капиталистического типа. Появились культурные пастбища, которые засевались кормовыми травами, начались селекционные работы но улучшению пород скота. Латифундисты заводили в своих имениях кабаньи, где выращивались племенные животные. Поголовье скота начало сокращаться, однако качество производимого мяса заметно улучшилось. В 1880-е гг. возникла новая отрасль пищевой промышленности — мясохладобойная, строились фригорифико, то есть предприятия по производству замороженного и консервированного мяса. Многие из них были весьма крупными, со штатом рабочих более тысячи человек. К началу Первой мировой войны городское население Аргентины превысило сельское, а в перерабатывающей промышленности преобладало фабричное производство. Столь раннее «аргентинское чудо» многие исследователи объясняют тем, что уже к концу колониального периода провинция Буэнос-Айрес отличалась «чистотой буржуазных отношений», поскольку здесь сложился настоящий скотоводческо-иромышленный комплекс (эстансия — соладеро — буэнос-айресский порт), а также широко применялся наемный труд.
В Мексике либеральную революцию — Войну за реформу — возглавил Бенито Пабло Хуарес, выходец из крестьянской семьи, по происхождению чистокровный индеец из племени сапотеков, по роду занятий — адвокат (случаи успешной карьеры представителей «низов» были крайне редкими). Важнейшим завоеванием либералов стала новая мексиканская конституция (1857). Страна была объявлена демократической федеративной республикой, состоящей из штатов, наделенных правом самостоятельно решать вопросы местного значения. Конституция запрещала рабство, декларировала демократические свободы, права личности и неприкосновенность частной собственности, отменяла наследственные титулы и привилегии, в том числе военных и церкви, вводила суд присяжных. Избирательное право предоставлялось всем лицам мужского пола, достигшим 21 года, а состоявшим в браке — 18 лет. В ходе революции были изданы «Законы о реформе», которые лишали церковь принадлежавшего ей имущества, отделяли ее от государства, вводили свободу вероисповедания, гражданский брак, государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Либералы во главе с Хуаресом были убеждены, что отсталость индейских общин объясняется единственной причиной — отсутствием права частной собственности на землю, не позволяющим индейскому крестьянству вписаться в капиталистическую систему хозяйства. Свободная продажа церковных угодий и передача крестьянам общинных земель (которые они обязаны были выкупать), считал Хуарес, создаст в Мексике класс средних собственников. Однако эти надежды не сбылись. Церковные и общинные земли перешли в основном в руки крупных латифундистов, зато возникла новая проблема — появилось огромное количество минифундий, то есть крошечных земельных владений, пригодных лишь для натурального хозяйства. Многие из них в скором времени захватили те же богатые асендадо, а их бывшие владельцы превратились в батраков или пеонов.
Иногда датой окончания либеральной революции в Мексике называют падение в 1867 г. власти императора Максимилиана Габсбургского, который был посажен на мексиканский престол благодаря совместным усилиям местных консерваторов и правительства Франции.
Таким способом французские банкиры стремились застраховать предоставленные Мексике займы и воспрепятствовать экспансии США на ее территорию. После краха империи либералы восстановили свои позиции, а во второй половине 1870-х гг. к власти пришел генерал Порфирио Диас. В течение длительного периода его диктатуры политическая деятельность в стране была сведена к установлению личных контактов с президентом, который превратился в «верховного каудильо», крепко державшего в своих руках все рычаги государственного управления.
Вместе с тем экономическая политика диктатора вполне отвечала «либеральному духу», как его понимали «порфиристы». Диас окружил себя так называемыми сьентификос (учеными). В их число входили представители деловых кругов, правительственные чиновники, известные юристы — короче, люди, совершенно оторванные от основной массы населения. Постоянно подчеркивая экономическую отсталость Мексики, они призывали широко открыть двери иностранному капиталу, и это преподносилось как единственный способ преобразовать страну. В Мексике начался экономический рост, однако он был достигнут за счет полного пренебрежения к ее социальным проблемам. Попытки проведения модернизации на основе иностранных капиталовложений не превратили страну в индустриальную державу, она по-прежнему оставалась аграрной, а в городах в начале XX в. проживала лишь пятая часть мексиканцев. Латифундисты еще больше укрепили свои позиции, а концентрация земельной собственности приобрела невиданные размеры. К концу диктатуры Диаса примерно 1% собственников владел 97% обрабатываемой земли! Правительство экспроприировало земли крестьян и индейских племен и передавало их в руки местных и иностранных владельцев, а затем эти угодья перепахивались под плантации или превращались в зоны нефтедобычи. Безземельные крестьяне, составлявшие около 95% сельского населения, неизбежно становились батраками, пеонами или пополняли ряды рабочих промышленных предприятий. Все проблемы латиноамериканского мира того времени нашли свое «концентрированное выражение» в Мексике, и это определило ее особую судьбу в ближайшем будущем, став причиной буржуазно-демократической революции 1910-1917 гг.
В Бразилии вскоре после свержения монархии временное республиканское правительство обнародовало важные декреты. Все грамотные мужчины, достигшие 21 года, получили избирательное право. Церковь отделялась от государства, устанавливалось равенство всех вероисповеданий. В начале 1890-х гг. была принята новая бразильская конституция, напоминавшая конституцию США. Государство, переименованное в Соединенные Штаты Бразилии, строилось на принципах федерализма. Парламент состоял из двух палат, и полномочия нижнем"! палаты были достаточно широкими. Она имела право законодательной инициативы в таких серьезных вопросах, как финансы и оборона, являлась первой инстанцией при обсуждении правительственных законопроектов. Функции центрального правительства и штатов были разделены. В ведении Рио-де-
Жанейро находились внешняя политика, оборона страны, денежная эмиссия, средства связи, государственная таможня. Штаты контролировали основные налоги и имели собственные таможни, которые взимали пошлины за вывоз экспортных товаров. Конституция зафиксировала основополагающие изменения в жизни бразильского общества, однако ее демократические установления сводились на нет реальным положением дел в стране. Контроль над выборами в федеральный парламент и в законодательные палаты штатов оставался в руках земельной аристократии, и борьба за власть между могущественными буржуазно-землевладельческими кланами штатов Сан-Паулу и Минас-Жераис не утихала. Когда их представители приходили к власти, в своей внутренней политике они исходили прежде всего из интересов крупных экспортеров кофе, а финансовые трудности страны пытались решать либо путем увеличения налогов, либо при помощи иностранных займов. В целом Бразилия развивалась в том же направлении, что и другие государства латиноамериканского региона.