Индейская община в 60—90-е годы
В конце XIX в. М. Гонсалес Прада отметил, что прогресс Перу не будет легким, если он не затронет многотысячные массы индейского крестьянства.
Коренное население Перу - это конгломерат многочисленных народов, племен и групп, оседавших на андской земле в течение тысячелетий. Многие из них сделались почти неразличимы в общей массе кечуанизированного населения за исключением примыкающих к оз. Титикака районов, где преобладают сохраняющие свою идентичность аймара. В то же время даже в начале века в глухих изолированных районах встречались небольшие этногруппы, языки и культура которых свидетельствовали о глубокой древности их происхождения. В большей степени сохранили свои характерные особенности и традиционные уклады племена перуанской сельвы - амуэша, кампо, уамбиса и др. благодаря […] самоизоляции и достаточных для воспроизводства ареалов обитания, которые, однако, все более сужаются по мере освоения богатых природными ресурсами районов Амазонки. Совершенно иной, чем европейский, расовый тип коренного населения, огромный разрыв в "историческом времени", почти не […] цивилизованные парадигмы завоевателей и завоеванных - все это сделало неизбежным расово-культурный, даже, пожалуй, структурный дуализм перуанского общества.
После демографического коллапса первых десятилетий конкисты с середины XVIII в. наметилась тенденция увеличения коренного населения, большую часть которого всегда составляли кечуа и аймара, земледельцы-общинники сьерры. Так, если в 1940 г. всех индейцев насчитывалось около 3 млн (40% населения страны), то в середине 80-х годов только кечуа, самая большая из аборигенных народностей, составляли 33,7%, а аймара (колья) - около 3,2% всего населения. К началу 90-х годов численность перуанских кечуа приближалась к 5,5 млн человек (52,4% от общего числа кечуа в Америке), а аймара - к 600 тыс. человек. При этом следует отметить, что эти данные получены на основании главным образом языкового критерия, а также в последние годы на основании самоидентификации. В то же время возрастает число людей, не знающих родного языка и считающих себя прежде всего перуанцами, будучи безусловно индейского происхождения, и потому, реально увеличиваясь, процентное содержание аборигенного населения по статистическим данным может даже как бы уменьшаться.
Большая часть кечуа проживает в департаментах Куско, Аякучо, Пуно, Апури мак, Уанкавелика, Хунин, Паско и Уануко, в районах древнейшего расселения земледельцев еще доинкских времен. В каждом из этих департаментов на языке кечуа говорит не менее половины населения, в департаментах Пуно и Апуримак - до 80-9 жителей. Кечуа составляют значительную часть населения городов и горнорудных поселков. Аймара сосредоточены в основном в департаментах Такна и Пуно, к северо-западу от оз. Титикака, также древнейшего ареала своего расселения.
XX век явился новым этапом для миллионных индейских масс, столетиями пребывавших как бы вне истории, так же как для многих других неевропейских народов, "пробуждающихся" по определению известного бразильского ученого Д. Рибейру, для определения собственной судьбы. С одной стороны, все больше осознающее свои социальные и национальные интересы индейское крестьянство андского нагорья, это древнее компактное ядро коренного населения, начало нарастающую с каждым десятилетием борьбу за землю, а затем и за самоуправление, сохранение общинного уклада и культурных традиций. А с другой стороны, развивало и крепло направление общественной мысли и культуры, получившее название и дихенизма, представители которого видели в коренном населении естественный культурно-этнический базис формирующейся перуанской нации и ставили своей з дачей его социальное раскрепощение и просвещение.
Литераторы, ученые и просветители этого направления (Г. Чурата, Уриэ Гарсиа, А. Перальта, С. Вальехо, X. Тельо, Л. Валькарсель и др.), многие сами смешанного происхождения, стали на том этапе выразителями интересов и чаяний индейского крестьянства. Уже в 1909-1910 гг. Университетская ассоциация Куско и давала газету "Sierra" , стремясь привлечь внимание общественности к бедственному положению индейцев, беззащитных перед гамоналами. В Лиме в 1909 г. бы создана Ассоциация в защиту индейцев во главе с X. Капело, Д. Мейер и П. Гулном, считавшая своей главной задачей борьбу за права индейцев, и прежде вес юридическую защиту от злоупотреблений местных властей и гамоналов. В 1921 состоялся первый индейский конгресс, который принял ярко выраженную антилатифундистскую направленность. Большое значение для осознания сущности индейского вопроса имели работы Х.К. Мариатеги, публикации в руководимых им журнале "Amaula" и газете "Labor", освещавшие положение общинников и сельскохозяйственных рабочих.
Завершением этого этапа в деятельности прогрессивной перуанской интеллигенции явилась Группа возрождения, созданная в 1927 г. в Куско известным исследователем и литератором Л. Валькарселем. Выдвигая на первый план социально-экономический аспект индейского вопроса, Л. Валькарсель и его сторонники связывают его окончательное разрешение с социалистическим переустройством перуанского общества. Хотя недолгая деятельность Группы возрождения не имела, казалось бы, особого эффекта, ею была заложена концептуальная основа для дальнейшего развития этого течения в культуре общественной мысли (известного как индихенизм, индеанизм, индеанидад, неоиндеанизм), вновь заявившего о себе в 60-е и в 70-е годы. Проиндейское направление в литературе (прежде всего в творчестве Х.М. Аргедаса) и публицистике никогда не теряло своего радикализма, горячо и страстно выступая от имени коренного населения в его защиту.
ИНДЕЙСКАЯ ОБЩИНА В 60-70-е ГОДЫ
На протяжении 500 лет после разрушения империи инков община оставалась той основой, которая позволяла индейцам не только выжить, но и сохранить свои культурно-этнические особенности, социальные традиции. Это то подлинное Перу, как писали Л. Валькарсель, Х.К. Мариатеги и Х.М. Аргедас, где еще продолжают сохраняться многие из архетипов уничтоженной самобытной цивилизации. Однако, покидая общину, индеец довольно быстро превращался в чоло (уже скорее перуанца, чем кечуа или аймара), а его дети и внуки, как правило, утрачивают родной язык, былые обычаи и представления. Постепенная интеграция, вливание значительной части коренного населения в формирующуюся перуанскую нацию исторически закономерны, однако общинный мир сьерры все еще достаточно силен и сохраняет свои определяющие аграрно-коллективистские характеристики.
Для XX в. была характерна неуклонная тенденция к увеличению числа общин, что объясняется постоянным перенаселением, своего рода "отпочкованием" новых общин от старых, куда перемещалось избыточное население, стремясь избежать миграции в города. Одновременно продолжался процесс признания общин, которые и силу различных причин не имели еще официального статуса. Так, в 1977 г. насчитывалось 2837 общин с 3 млн обитателей, по сравнению с 1500 общинами в 1924 г. К июлю 1980 г. их было уже 5000, причем признанных - 3030. На конец 80-х годов общины (каждая из которых объединяла примерно 600 человек) представляли более 50% сельского населения и около 20% всего населения страны. Как следствие нескольких этапов аграрных преобразований 60-80-х годов во владении общин оказалось 30% всей земли (пахотной и пастбищ), однако по причине прежде всего технологической отсталости производимая ими продукция составляла не более 5%.
При том что общинный сектор продолжает проявлять способность к воспроизводству и самоорганизации даже в неблагоприятной для традиционных укладов ситуации 90-х годов, внутри него происходят серьезные изменения. С одной стороны, индейская община вынуждена в той или иной мере отвечать на вызовы времени для того, чтобы сохраниться как таковая; с другой, - несмотря на меняющуюся систему землепользования, коммерциализацию, нарастающее стремление к образованию и овладению современной техникой, здесь не происходит, по мнению большинства исследователей, классообразования в привычном понимании, и главное, разрушения самого общинного этноса. Это дает основание говорить о некоей собственной модели развития андских общин в соответствии с оказавшимися на удивление прочными аграрно-коллективистскими архетипами.
Значительная часть земледельческого индейского населения продолжает сохранять многие из древних форм хозяйствования, сложившихся в течение долгих веков в результате приспособления к природным и климатическим условиям Андского нагорья, которые в связи с нарастающей нехваткой воды становятся в ряде мат все более неблагоприятными. Для индейских общин характерны различные формы землепользования, обычным является семейная парцелла и коллективное использование пастбищ и других угодий. Уже в 40-50-е годы преобладала индивидуальная обработка земли (хотя в ряде мест еще сохранялось периодическое перераспределение парцелл, принимавшее все более символический характер), а в общем пользовании находились "отдыхающие земли". Этот процесс усилился в 70-80-е годы одновременно с социальным расслоением (о чем будет сказано далее) и концентрацией значительной части пригодных для обработки земель в руках общинной аристократии. Во многих местах прекратилось перераспределение, а также вручение согласно общинным традициям, наделов молодоженам, вынужденным поэтому наниматься в пеоны, сельскохозяйственные рабочие, или же мигрировать в город. В то же время рынок земли в целом так и не сложился, поскольку в своей массе индейские крестьяне, независимо от положения в общинной иерархии, больше всею боятся перехода в руки "чужаков" своих исконных земель.
Одна из моделей землепользования, сочетающая частную собственность с общинной, наиболее характерна для районов центрального и южного Перу: все земли делятся на своего рода три концентрических круга, которые опоясывают селение расположенное обычно в наиболее низкой части территории, вблизи от лучших земель. Первый круг - это зона интенсивного, почти круглогодичного использования
[…] эти земли обычно поделены на частновладельческие парцеллы, находящиеся в собственности отдельных семей, с определенными ограничениями в […]. "Отдыхающие" участки первого круга могут использовать для выпаса скота и члены общины, хотя и здесь имеются правила относительно допустимого числа […].
Земли второго круга расположены в одном-двух часах ходьбы от сада, в […] окружающих холмов. Они также разделены на 6-12 больших участков, границы между которыми нередко обозначены каменными оградами. Обычно два или 1 из таких участка находятся под какими-то культурами, в то время как другие "отдыхают" или используются как пастбища. Эти более засушливые земли даются в […] собственность семьям только на время обработки, как пастбища их может пользовать […] вся община. И, наконец, третий круг - это общинные пастбища, находящиеся на значительном расстоянии от села, нередко на высоте до 4000 м. Система обработки и отдыха земель обычно регулирует община, однако в последние годы этот обычай начинает исчезать. Постепенно приватизация, начавшаяся с лучших земель, распространяется и на неорошаемые земли второго круга, хотя общинные власти еще продолжают следить за использованием "отдыхающих" участков, некоторые исследователи положительно оценивают этот процесс, считая, что приватизация общинных земель будет способствовать росту производительности труда, поддержанию и восстановлению почвы, неизбежно истощающейся при интенсификации, характерной для общинного землепользования.
Современная индейская община представляет собой достаточно разнородный в имущественном отношении социум с многоступенчатой внутренней иерархией. С развитием частнособственнических отношений процесс расслоения усилился. С одной стороны, возросла социальная мобильность, возможность повысить свой статус благодаря личным качествам и связям, а с другой - усилилась общинная аристократия. Между ней и остальными крестьянами складываются отношения зависимости, при которых малоземельные и бедные общинники должны своим трудом расплачиваться за покровительство, оказываемое согласно традициям парентеско и компадизго (родственных связей и кумовства). Как правило, внутриобщинную элиту составляют так называемые "старинные (или законные) семьи", владельцы лучших земель, интегрированные в систему многообразных родственных и личных взаимосвязей, в отличие от форастерос - чужаков, переселившихся из страдающих малоземельем общин ради небольшого надела.
Отличаясь более высоким образовательным уровнем, зная испанский язык, имея деньги и связи в городах, общинная аристократия стремится обосноваться на местных рынках, сосредоточить в своих руках сбыт сельскохозяйственной продукции. Выходцы из "законных семей" активно занимаются коммерцией, открывают рестораны и лавки, нередко имеют небольшой машинный парк. В то же время, будучи не в состоянии конкурировать с крупными землевладельцами и оптовиками, утвердиться самостоятельно в рамках капиталистическо-предпринимательских отношений, эта новая общинная верхушка заинтересована в том, чтобы сохранить саму общину как свою опору, своего рода сеньорию, где "старинные семьи" являются самыми главными. Они противятся преобразованию общин в кооперативы, поскольку перераспределение земель и обобществление средств производства означало бы конец их гегемонии.
Община продолжает оставаться последним прибежищем традиционной андской культуры с присущими ей элементами глубокой архаики. Низкий жизненный уровень, локализм менталитета, почти поголовная неграмотность, незнание испанского языка, а также определенное психологическое сопротивление со стороны наиболее консервативной части крестьянства - все это вплоть до последнего времени затормаживало неизбежное осовременивание быта и представлений. По существу собственно автохтонного, доиспанского в индейской культуре сьерры осталось немного, она имеет безусловно синкретический характер (как материальная, так и духовная). В то же время во многих индейских селениях сохраняется архаичный […] жилища - круглой формы, с конической крышей из соломы или из травы ичу; не меняется также обычай строить жилье для женатых сыновей рядом с отцовским. Индейцы по-прежнему предпочитают одежду собственного производства, […] рацион, и лишь в последние годы стали приобретать городские товары, […] бытовую технику. Более быстро осовременивается быт, изменяются ценные ориентации у зажиточной верхушки, однако и здесь сохраняют былую мощь многие элементы традиционного уклада. Религиозные представления индейцев также порой настолько отличны от католицизма, что это дает основание говорить о некоей народной синкретической религии.
Сам вопрос о том, существует ли андская культура как целостное явление, стал в последнее время дискуссионным. Если это не вызывало сомнений у Л. Валькселя и Х.М. Аргедаса, создавших в своих научных работах и художественных произведениях величественный образ поверженной, но все еще живой культуры народа кечуа, то, например, знаток и пропагандист индейской музыки Р. Монтойя считает этот искусственный образ всего лишь измышлением городских интеллектуалов. По его мнению, речь может идти только о локальных очагах достаточно архаичной земледельческой культуры, так и не сложившейся в нечто целостное. Так же обстоит дело и с исторической памятью: для индеанистов всегда были аксиомой живые воспоминания коренного населения о своем прошлом - о времени инков, завоевании, восстаниях Тупака Амару и Тупака Катари. Монтойя же утверждает, что теперешние кечуа о прошлом знают очень мало и оно для них ничего не значит. В то же время современный фольклор даже индейских мигрантов в городах свидетельствует о том, что память об Инканате жива, что прошлое приобретает в их представлении все более идеализированные очертания, а конкиста остается незаживающей раной.
Хотя в 50-60-е годы в общинах велась работа по ликвидации неграмотности, результаты ее не были особенно впечатляющими и нередко бывало так, что из 200 детей в общине только 12 посещали школу и лишь единицы говорили по-испански, Еще в 70-е годы Х.М. Аргедас писал о "боязни образования" у индейцев. Но в 80-е годы исследователи повсеместно отмечали нарастающую тягу к образованию и стремление отправить детей учиться в город, и не только в среднее учебное заведение, но даже в университет, дать им современную профессию. Развитию этой тенденции способствовал и Всеобщий закон об образовании 1972 г., принятый при военном правительстве X. Веласко Альварадо, поощрение изучения местных языком и подготовки на их основе учебников. Был взят курс на связь школы с жизнью сельских общин, на то, чтобы привести систему образования для коренного населения и соответствие с его социокультурными традициями. К сожалению, в дальнейшем, в 80-90-е годы большинство этих начинаний были оставлены. Тем не менее стремление индейской молодежи к овладению современными знаниями нарастает. Ее нее меньше устраивает традиционный, идущий от романов С. Алегрии и Х.М. Аргедаса образ патриархального бесхитростного земледельца, вечной жертвы и страдальца. Новое поколение общинников все более определенно ищет пути для самоутверждения в том "большом и чужом мире", который казался абсолютно неприемлемым для их дедов.
В 60-70-е годы в обстановке подъема борьбы за землю, активной деятельности различных просветительских организаций, а главное, официального курса на интеграцию стала как будто бы преодолеваться вековая самоизоляция горных общин […]. принадлежности к более широкой социальной […]. Появился интерес к общенациональным проблемам. Однако, по мере […] менялся внутренний курс правительства и становился все более очевидна […] реформ и утверждалась концепция развития Перу, по существу, отход […] в расчет жизненные интересы индейского крестьянства, […], превращаются в прибежище, в своего рода скорлупу проверенных […] установлений. Закономерным ответом на безразличие […] стала актуализация собственных, внутриобщинных механизмов […] и самоорганизации. Вновь вышли на передний план (никогда, впредь […] своего значения) кровнородственные, а также приобретенные […] крещения и бракосочетания связи.
[…] рода "ренессанс" переживают и общинные власти, значимость и […] по мере того, как андское крестьянство все меньше ощущает […] поддержку и пользу от властей официальных. Продолжает сохраняться […] система должностей, которая охватывает все стороны жизни […] на эти должности могут только женатые мужчины, достигнуть […] - алькальда майора можно, только пройдя все предшествующие ступени […] мандоны, кураки, алькальды и илакатас (ведущие свое начало […] их старост еще инкских времен) следят за соблюдением религиозных […] внутренние конфликты, и главное, отстаивают интересы общины […] внешним миром. Обычно все высшие должности сосредоточиваются в руках […] аристократии, решающим фактором здесь становится образование […] уровень, который позволяет противостоять муниципальным и […] частям в их посягательствах на общинную автономию.
Процессы, развивавшиеся в андском селе во второй половине XX в., […] изменению системы ценностей, психологии и мировоззрения […] нарастающему стремлению приобщиться к современности. Эту тенденцию, […] представляется, уже не могут изменить ни внутриполитический курс […] правительств 90-х годов, ни общая идейная атмосфера конца тысячелетия, […] ним ей социал-дарвинистским отрицанием архаичных народов, якобы […] присущих ответить на вызов неолиберализма.