Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Вступление

1990 г. ::: Латинская Америка: Справочник

Предлагаемая читателям книга является новым изданием спра­вочника «Латинская Америка». За годы, прошедшие со времени вы­хода в свет предыдущего издания (1976 г.), в регионе произошли значительные изменения.

Республика Куба, преодолевая трудности социально-экономиче­ского развития, устраняя негативные явления в деле строительства нового общества, продолжает идти по пути, избранному 30 лет назад. Не оправдались надежды правящих кругов США изолировать Кубу; в настоящее время она поддерживает отношения более чем со 120 странами мира, в том числе с полутора десятками латино­американских государств.

Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева (2—5 апреля 1989 г.) на Кубу подчеркнул то значение, которое СССР придает растущей роли Латинской Америки в международных де­лах, позволил согласовать подходы к вопросам политического урегу­лирования региональных конфликтов, в особенности в Центральной Америке и на Юге Африки, ослабления бремени внешней задолжен­ности развивающихся стран, решения других глобальных проблем современности в контексте нового политического мышления.

Наглядным проявлением перемен, происходящих в Латинской Америке, явилась победа в 1979 г. сандинистской революции в Ни­карагуа, избавившая страну от диктатуры Сомосы. Сандинистское правительство осуществило ряд прогрессивных социально-экономи­ческих преобразований и начало проводить независимый курс в международных делах.

Углубился кризис правоавторитарных режимов Латинской Аме­рики. К гражданской форме правления перешли Боливия, Аргенти­на, Бразилия, Уругвай, Гватемала. Свергнуты претендовавшие на пожизненную власть Дювалье в Гаити и Стресснер в Парагвае. Неудержимый напор демократических сил Чили положил конец дик­татуре Пиночета и ускорил переход к гражданскому правлению и в этой стране.

Продолжался процесс ликвидации остатков колониальной систе­мы в регионе. Группу независимых государств в конце 70 — начале 80-х гг. пополнили Доминика (1978 г.), Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины (1979 г.), Белиз, Антигуа и Барбуда (1981 г.), Сент-Китс и Невис (1983 г.), а их общее число возросло до 33. В 1977 г. панам­ский народ добился пересмотра кабального договора о колониаль­ном анклаве на территории своей страны: к 2000 г. межокеанский канал должен перейти под полный суверенитет Панамы. Однако США пытаются сорвать выполнение этого договора. В декабре 1989 г. они осуществили массовое вооруженное вторжение в Панаму и ок­купировали ее с целью насаждения там послушного им правитель­ства.

Своеобразие положения латиноамериканских государств состоит в том, что по уровню экономического развития, по степени зрелости капиталистических отношений они, как правило, существенно превос­ходят страны других регионов бывшей колониальной периферии им­периализма. Многие страны Латинской Америки прошли довольно длительный путь капиталистического развития. К началу эпохи им­периализма в силу своей отсталости они, хотя формально не были колониями, стали объектом активной экономической экспансии ино­странного капитала. Это ускорило развитие капиталистических от­ношений (хотя и обусловило слабость местного капитала) и в ко­нечном счете привело к утверждению их господства.

Ряд латиноамериканских стран достигли значительных успехов в экономическом развитии. Так, например, Бразилия по объему про­мышленного производства вышла на 8-е место в капиталистическом мире, а к рубежу 2000 г., по прогнозам ООН, она способна занять 6-е место, оставив позади Италию и Канаду. В то же время насле­дие зависимости обрекает большинство латиноамериканских стран на тяжелый затяжной структурный кризис.

В ряде молодых государств Карибского бассейна, число которых возросло в последние годы, капиталистические отношения все еще недостаточно развиты, а образование самостоятельных государств, ускорившее процесс формирования наций, приобретает подчас весь­ма сложный и болезненный характер.

И те и другие страны продолжают занимать зависимое и под­чиненное положение в системе мировых хозяйственных связей совре­менного капитализма и, подвергаясь эксплуатации со стороны меж­дународного финансового капитала, «вынуждены вести напряженную борьбу против засилья монополий США и других империалистиче­ских держав» (Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 135).

В последние десятилетия резко ускорился процесс интернацио­нализации производства, транснационализации всех отраслей хозяй­ства в странах региона. Тесное и сложное переплетение интересов филиалов транснациональных банков и корпораций с интересами местной земельной, торговой, финансовой, а иногда и промышленной олигархии характеризуют современный этап развития капитализма в Латинской Америке. Мировой кризис начала 80-х гг. по широте ох­вата и глубине потрясений всех сфер общественного развития явился результатом кульминации коренных, глубочайших противоречий им­периализма, результатом кумулятивного эффекта накопленных за по­следние два десятилетия сдвигов. Главные противоречия современ­ного капитализма стали характерны и для Латинской Америки, яви­лись причиной небывалого кризиса во всех областях общественной жизни. В области экономики абсолютное падение производства охва­тило с начала 80-х гг. практически все страны региона, а в некоторых из них было беспрецедентно затяжным.

К Латинской Америке в наибольшей степени применим вывод, сделанный на XXVII съезде КПСС, что «научно-техническая рево­люция с предельной ясностью высвечивает нерешенность многих со­циально-экономических проблем, мешающих прогрессу в этой части мира» (Материалы XXVII съезда КПСС. С. 10). Развившийся в эти же годы кризис задолженности поставил большинство стран на грань финансовой катастрофы, ярко продемонстрировав несостоя­тельность концепций, которые пытались доказать возможность по­ступательного развития экономики стран региона в условиях роста зависимости, означал провал надежд как на стратегию «импортзамещающей», так и «экспорториентированной» индустриализации. В социальной области кризис 80-х гг. характеризуется ростом без­работицы и неполной занятости, резкой поляризацией в распределе­нии национального дохода и падением жизненного уровня широких народных масс. В политической области кризис прежде всего пора­зил общественные структуры, ориентированные на прямой союз с империализмом, правоавторитарные режимы. Он резко активизиро­вал борьбу трудящихся масс за свои права, значительно повысил ее роль в определении судеб своих стран. Кризис сдвинул влево по­литическую ориентацию средних слоев, углубив в то же время их политико-идеологическую поляризацию, что привело к возникновению и активизации как левоэкстремистских и радикально-демократиче­ских, так и ультраправых организаций и течений. Латиноамерикан­ский пролетариат (около 10% наемных рабочих несоциалистического мира), хотя и активизировал в последние годы свое участие в поли­тической жизни региона, остается раздробленным, разобщенным. Значительная часть рабочего класса тяготеет к христианским демо­кратам, социал-демократам, популистам. Компартиям в большинстве стран Латинской Америки (в регионе, включая Компартию Кубы, насчитывается 1 млн коммунистов) до настоящего времени не уда­лось занять сколько-нибудь заметное место в политической жизни (исключая, естественно, Кубу), повести за собой пролетариат и кре­стьянство. В то же время значительно усилились активность и влия­ние профсоюзов, которые во многих латиноамериканских странах (особенно в Мексике, Бразилии, Венесуэле, Чили) стали весьма влиятельным элементом социально-экономической жизни. Латиноаме­риканская буржуазия (особенно крупная и средняя), оставаясь за­висимой и склонной к переводу капиталов за рубеж при малейшей угрозе своим интересам, в то же время все более настойчиво пре­тендует на приоритетное место в отношениях с государством и ино­странным капиталом. Но, в конечном итоге, ее поиски выхода из кризиса сводятся к улучшению условий партнерства с иностранным капиталом и к наступлению на позиции государственного сектора экономики.

Народы Латинской Америки, прогрессивные силы региона ищут собственные пути ускорения социального и экономического прогрес­са. Наиболее важная и трудная проблема на этом пути — преодоле­ние разобщенности прогрессивных, демократических, антиимпериали­стических сил как в пределах одной страны, так и в масштабе всего региона, разобщенности, в которой крайне заинтересованы империа­лизм и местная реакция. В странах Латинской Америки все более крепнут идеи сотрудничества и солидарности, осознание того, что региональные дела можно и нужно решать силами самих латиноаме­риканцев. Об этом говорят такие факты, как создание Латиноаме­риканской экономической системы (ЛАЭС), в которую вошли прак­тически все страны Латинской Америки (включая Кубу), но не были допущены США, деятельность и жизнестойкость Контадорской группы, превратившейся в конце 80-х гг. в очень влиятельную «вось­мерку», все более активное участие Латинской Америки в Движе­нии неприсоединения и т. д. Широкую известность и признание получила миролюбивая деятельность «группы шести за ядерное разо­ружение», в которой активное участие принимают президенты лати­ноамериканских стран — Аргентины и Мексики.

Советский народ и его политический авангард — Коммунисти­ческая партия выступают в поддержку справедливой борьбы стран Латинской Америки против империализма и гнета ТНК, за утвер­ждение суверенного права распоряжаться собственными ресурсами, за перестройку международных отношений на равноправной демо­кратической основе, за создание справедливого нового международ­ного экономического порядка, за избавление от долговой кабалы. Как показывает исторический опыт латиноамериканских стран, по­литические и экономические связи с СССР способствуют укреплению их независимости. Исходя из основополагающих принципов внешней политики нашего государства, советский народ стремится к дружбе и сотрудничеству с народами всего мира, в том числе и с народами Латинской Америки.