Население
Этнический состав
Формирование совр. народов Латинской Америкипроисходило на основе разнообразных этно-национальных и расовых элементов.
До открытия Америки европейцами ее населяли индейские племена и народности, принадлежавшие к различным языковым семьям и группам (численность коренного населения до начала конкисты оценивается в 12—20 млн чел.). Среди них были создатели высокоразвитых цивилизаций: майя и ацтеки — в Месоамерике, инки — в Андской области. В результате колониальных захватнических войн и жестокой эксплуатации многие племена индейцев были уничтожены или значительно уменьшились в числе, другие вымерли из-за болезней, занесенных конкистадорами. Уже в 16 в. почти полностью исчезло индейское население на островах Вест-Индии и в ряде др. областей. Лишь некоторые народы (кечуа, аймара, гуарани, науа и др.) сумели отчасти сохранить свою культуру и этническую территорию.
Др. важным этническим компонентом явились негры, ввозившиеся в качестве рабов начиная с 16 в. (гл. обр. в Бразилию и Вест-Индию). За три с половиной века существования работорговли в Латинскую Америку было завезено несколько миллионов негров, принадлежавших к различным племенам и народностям (банту, йоруба, хауса и др.).
Европейцы (сначала испанцы и португальцы, а позднее — англичане, французы, голландцы, датчане), которые были относительно малочисленными (в нач. 19 в. их насчитывалось здесь немногим более 4 млн), представляли собой третий важнейший элемент формирования совр. народов Латинской Америки.
С начала европ. колонизации происходило смешение населения. Появились новые расово-этнические категории: креолы (так называли в основном потомков завоевателей, родившихся в Америке; в Бразилии и некоторых Кариб. странах также потомки негров-рабов), метисы (родившиеся от браков европейцев и индейцев), мулаты (от браков европейцев и негров), самбо (от браков индейцев и негров). Помимо этих осн. категорий существовало и много других, отражавших различную степень смешения глав. расовых компонентов. Принадлежность людей к той или иной категории, как правило, предопределяла их общественное положение.
С сер. 19 в. в Латинскую Америку (гл. обр. в Аргентину, Уругвай и Бразилию) происходила значительная иммиграция из Европы и Азии. Помимо иммигрантов из Испании и Португалии массовым был приток итальянцев и немцев. Значительное число иммигрантов составляли выходцы из Вост. Европы (поляки, украинцы, евреи). В Бразилию и Перу происходило переселение японцев, в ряд стран Латинской Америки — арабов (гл. обр. выходцев из Ливана) и китайцев, в некоторые Кариб. страны — индийцев и индонезийцев, прибывших в качестве плантационных рабочих. Всего в Латинскую Америку переселилось более 10 млн иммигрантов (в т. ч. в Аргентину — 6,5 млн, в Бразилию— 3,5 млн и т. д.). Многие из них, попав в родственную этническую среду (прежде всего испанцы, итальянцы), быстро ассимилировались, другие (немцы, славянские народы, японцы и др.) в значительной мере сохранили свои языки и некоторые особенности культуры.
В условиях этнической, языковой и религиозной пестроты совершался процесс нац.-этнической консолидации. Во многих странах Латинской Америки (Боливия, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Эквадор) формирование наций происходило на метисской основе. У аргентинцев, уругвайцев и костариканцев почти чисто европ. происхождение (лишь с небольшой примесью индейского и африканского элементов). Доминиканцы в основном мулаты; гаитяне, ямайцы, население Малых Антильских островов — негры. В формировании бразильцев, венесуэльцев и колумбийцев участвовали белые, негры и индейцы; кубинцев и пуэрториканцев — белые, негры и мулаты. На Кубе после победы революции
В Перу, Боливии, Эквадоре, Гватемале, Парагвае и некоторых др. странах проживают значительные по численности индейские народы (в сер. 80-х гг. 20 в. насчитывалось ок. 35 млн индейцев). Среди крупнейших индейских народностей — кечуа (ок. 13 млн)—в Перу, Боливии и Эквадоре, аймара (2,2 млн) — в Боливии и Перу, науа (1,1 млн) —в Мексике, киче (250 тыс.) — в Гватемале и др. Индейские народности, племена и этнические группы в процессе исторического развития подвергались нац. угнетению со стороны господствующих в большинстве лат.-амер. стран буржуазных наций. В настоящее время в ряде стран (Мексика, Аргентина, Бразилия, Перу и др.) предпринимаются меры для улучшения жизни коренного населения. Правительства этих стран поощряют развитие программ ликвидации неграмотности и развития культуры.
Сложная этническая ситуация существует в Гайане, где почти половину населения составляют потомки выходцев с п-ова Индостан (гайанцы-индопакистанцы), а др. крупную этническую общность образуют англоязычные гайанцы (т. н. креолы)—гл. обр. потомки негров-рабов и мулаты, частично смешавшиеся с европейцами и выходцами из Азии. Подобная ситуация сложилась и в Тринидаде и Тобаго. В Суринаме — четыре осн. этнические общности. Помимо суринамцев-креолов и индопакистанцев существуют значительные группы индонезийцев и т. н. «лесных негров» (потомки беглых негров-рабов).
Наряду с внутриэтнической консолидацией, охватывающей романоязычные этносы, в Латинской Америке происходит консолидация некоторых наиболее развитых индейских народов. Для ряда стран характерны также процессы межэтнической интеграции.
Большинство стран Латинской Америки многонационально. В Бразилии, Например, проживают представители более 80 народов, в Аргентине и Мексике — св. 50, в Боливии, Венесуэле, Колумбии, Перу и Чили — св. 25. Значительную их часть составляют различные иммигрантские группы и нацменьшинства, не ассимилированные осн. народами.
Религия
Религиозная структура населения Лат. Америки отличается сложностью. Подавляющее большинство жителей (ок. 300 млн в нач. 80-х гг.) являются католиками по вероисповеданию (официально определяемая численность католиков, как и последователей др. религий, распространенных в регионе, значительно превышает число действительно верующих). Католицизм насаждался в исп. и португ. колониях со времени конкисты и долгое время являлся единственной офиц. религией. Принадлежность к др. вероисповеданиям преследовалась инквизицией.
В настоящее время католики составляют осн. массу населения в большинстве стран Юж. и Центр. Америки — в Аргентине, Белизе,
Боливии, Бразилии, Венесуэле, Гватемале, Гвиане (Франц.), Гондурасе, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Никарагуа, Панаме, Парагвае, Перу, Сальвадоре, Уругвае, Чили, Эквадоре. Католики преобладают также в некоторых странах Вест-Индии — на Антильских (Нидерл.) островах, Арубе, в Гаити, Гваделупе, Гренаде, Доминике, Доминиканской Республике, Мартинике, Пуэрто-Рико, Сент-Люсии.
Католическая церковь традиционно играет важную роль в политической и общественной жизни Латинской Америки. Начавшийся во 2-й пол. 20 в. процесс обновления — модернизации церкви и всей системы католических организаций — затронул не только сферу церковной идеологии, христианской догматики, но и социальную политику. Это привело к заметным сдвигам в религиозном сознании: происходит массовое включение верующих в политическую жизнь. Именно в Латинской Америке — регионе острых социальных противоречий появились подлинно народные массовые организации верующих — христианские низовые общины. Обобщением опыта этих общин стала теология освобождения, получившая распространение с сер. 60-х гг. 20 в. Эта обновленческая теология, некоторые идеи которой созвучны новому политическому мышлению, способствует развитию диалога коммунистов и верующих.
Вторым после католицизма по числу приверженцев вероисповеданием в Латинской Америке является протестантизм (общее число протестантов в нач. 80-х гг.— более 15 млн), представленный большим количеством различных церквей и сект. Получив распространение в регионе в первые десятилетия 19 в., он стал религией большинства населения во многих странах Вест-Индии.
На Антигуа и Барбуде, Барбадосе, Монтсеррате, а также на островах Тёркс и Кайкос преобладает англиканская епископальная церковь. Кроме того, англиканство получило распространение на Ямайке и Багамских островах (наряду с баптизмом), а также на Ангилье, Сент-Винсенте и Гренадинах, Сент-Китсе и Невисе (наряду с методизмом). Методизм имеет наибольшее число сторонников на Брит. Виргинских островах. Несколькими различными исповеданиями протестантизм представлен на Виргинских островах США и Каймановых островах. В др. странах Латинской Америки существуют отдельные, хотя иногда и весьма многочисленные группы протестантов. Наибольшее число исповедующих протестантизм проживает в Бразилии (св. 10 млн), в т. ч.: пятидесятников — 5,8 млн, баптистов—1,1 млн, лютеран — 815 тыс., пресвитериан — 807 тыс. Значительное протестантское население имеется в Мексике (св. 1,5 млн, гл. обр. пятидесятники и пресвитериане), Чили (св. 1 млн, в основном пятидесятники) и Аргентине (св. 700 тыс., из них ок. половины — пятидесятники) .
Рост влияния среди верующих в последние десятилетия протестантских (евангелических) церквей — одна из особенностей религиозной обстановки в Латинской Америке. В них также происходят обновленческие процессы, вызванные пробудившимся в рядах верующих и духовенства интересом к острейшим социальным проблемам современности. Вместе с тем с нач. 60-х гг. отмечен процесс активного проникновения в страны региона ряда организаций и сект из США, которые поддерживают, как правило, правые политические силы.
Среди христиан — помимо католиков и протестантов — в Латинской Америке имеются православные верующие.
Из нехристианских религий в Латинской Америке наиболее широко представлены индуизм и мусульманство, получившие распространение гл. обр. в Гайане, Суринаме и Тринидаде и Тобаго, а также иудаизм (самые многочисленные общины существуют в Аргентине — св. 300 тыс., Бразилии—150 тыс., Уругвае и Чили).
У различных этнических и социальных групп индейцев Мексики, Перу, Боливии и некоторых др. стран сохранились пережитки дохристианских традиционных вероисповеданий и обрядов.
В Бразилии, Гаити и др. странах со значительным негритянским населением распространены афрохристианские культы воду, кандомбле, шанго и др., сложившиеся в процессе синкретизации афр. религий и верований с элементами христианства.
На Кубе подавляющее число верующих составляют католики. Сохраняется определенное число последователей афрохристианских культов. Вследствие коренных социально-экономических и культурных преобразований, происшедших после революции
Языковая ситуация
Со времени конкисты европ. завоеватели насаждали свои языки в регионе. Принадлежавшие к двум языковым группам (романской и германской), они стали государственными (или официальными) языками государств и территорий совр. Латинской Америки.
Самым распространенным языком, принятым в качестве государственного (офиц.) языка (или одного из них) в большинстве стран Южной и Центр. Америки (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор и Пуэрто-Рико), является испанский язык (более 220 млн говорящих). На португ. языке, ставшем гос. языком Бразилии, говорит более 120 млн чел. Оба языка функционируют в Латинской Америке в виде нац. разновидностей (вариантов), для которых характерно наличие ряда фонетических, лексических и грамматических особенностей (их особенно много в разговорной речи), объясняющихся, с одной стороны, влиянием индейских и др. языков, а с другой — относительной автономностью их развития. Общее число говорящих на исп. и португ. языках в Латинской Америке гораздо больше, чем в прежних метрополиях.
В странах Кариб. бассейна государственными (офиц.) языками являются гл. обр. английский (Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Табаго, Ямайка, Ангилья, Виргинские острова — Британские и США, Каймановы острова, Монтсеррат, острова Тёркс и Кайкос, Фолклендские (Мальвинские) острова) и французский (Гаити, Гваделупа, Мартиника, Франц. Гвиана) языки. В Суринаме, Арубе и на Антильских (Нидерл.) островах гос. (офиц.) язык — нидерландский.
Языковая ситуация в большинстве стран Латинской Америки вследствие неоднородности этнического состава населения отличается сложностью и характеризуется функционированием нескольких (а иногда и многих) языков.
В странах со значительным индейским населением распространены многочисленные индейские языки (общее число говорящих в нач. 80-х гг.— ок. 40 млн). В соответствии с новейшими классификациями Дж. Гринберга, Н. Мак-Куауна, М. Свадеша большинство этих языков можно объединить в семь больших семей (или филий): макрочибчанскую, андско-экваториальную, же-панокарибскую, макроотомаигскую (макро-ото-манге), сиу-хоканскую (хока-сиу), пенутианскую и таньо-ацтекскую (ацтеко-таноанскую). Выделяется также один изолированный язык (тараска в Мексике). После завоевания Америки индейские языки были оттеснены в узкую сферу бытового общения угнетенного коренного населения. В настоящее время лишь кечуа стал государственным языком в Перу наряду с испанским. В Парагвае гуарани не является гос. языком, однако на нем говорит более 90% населения страны. На этом языке, так же как и на некоторых других (в Мексике, Гватемале, Перу, Чили и др.), существует письменность, издается литература, которые, однако, не получили широкого распространения вследствие низкого уровня грамотности осн. массы индейского населения.
В ряде стран Кариб. бассейна в процессе межнац. общения возникли т. н. креольские языки, образовавшиеся в результате неполного усвоения европ. языков носителями языков др. лингвистических групп. Различаются креольские языки на основе англ. языка (в Ямайке, Гайане, Белизе, на Барбадосе, Багамских островах и др.), французского (в Гаити, Франц. Гвиане, на Гваделупе, Мартинике, Доминике, Гренаде и др.). На основе исп. и португ. языков возник язык папьяменто, распространенный на Арубе и Антильских (Нидерл.) островах. На Тринидаде и Тобаго существуют два креольских языка: один на англ., другой — на франц. основе. Сложная языковая ситуация существует в Суринаме, где функционирует несколько креольских языков: сарамаккан — на англ. и португ. основе, джука и сранантонга — на англ. Последний, известный под названием суринам. язык, является (наряду с нидерл.) языком, на котором развивается художественная литература страны. Литература существует и на папьяменто и на гаитян, креольском языке, ставшем государственным наряду с франц. языком. Эти языки, а также некоторые другие используются в прессе, в передачах радио и телевидения.
В Бразилии, на зап. и сев.-западе страны, среди индейцев сохраняется «лингва жерал» (т. н. общий язык), в основе которого лежит гуарани, дополненный лексическими заимствованиями из португ. языка.
Сложность языковой ситуации в ряде стран дополняется сохранением языков различных этнических групп иммигрантов, прежде всего итальянцев (более 2 млн говорящих), а также немцев, индонезийцев, индийцев, арабов, китайцев и т. д.
Для значительной части населения Латинской Америки характерно двуязычие (билингвизм) и даже многоязычие. При этом, несмотря на официализацию некоторых индейских языков, сохраняется их неравноправие с основными гос. языками. Если европ. языки, являющиеся государственными (офиц.) языками, как правило, преобладают в сфере политики и гос. управления, то индейские, креольские и др. языки используются гл. обр. в семейно-бытовом обиходе. Особая ситуация существует в Пуэрто-Рико, где официальными являются два европ. языка — испанский и английский, а языковая политика направлена на вытеснение исп. языка из офиц. адм.- государственной сферы и системы образования в семейно-бытовую. Однако испанский язык продолжает оставаться осн. языком художественной литературы Пуэрто-Рико.
Естественное движение населения
Начиная с 40-х гг. 20 в. рост населения региона резко ускорился. Среднегодовые темпы прироста населения, составлявшие в 20-е гг. 1,8%, в 30-е—1,9%, возросли в 40-е гг. до 2,4%, а в 50-е — до 2,8%, достигнув своего апогея. С 60-х гг. темпы увеличения населения начали замедляться: в 60-е гг.— 2,75%, в 70-е гг.— 2,5%, в 1981—87 гг.— 2,3%. В целом за 1940—87 гг. население региона выросло более чем в 3 раза — со 130 млн чел. до 406 млн. По прогнозам ООН, к
Между отдельными странами Латинской Америки имеются значительные различия в темпах прироста населения. Наиболее низкий показатель (1,5% и менее в год за период 1981—87 гг,) имели Аргентина, Барбадос, Куба, Сальвадор, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай и Ямайка. Среднее положение (темпы прироста населения 1,6—2,5% в год) занимали Гайана, Гаити, Бразилия, Доминиканская Республика, Колумбия, Мексика, Панама, Чили. Особенно быстро росло население (на 2,6—3,5% ежегодно) в таких странах, как Боливия, Венесуэла, Перу, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Парагвай, Эквадор и Коста-Рика.
Интенсивный рост численности населения региона является следствием быстрого снижения смертности в послевоенный период при сохранении высокой рождаемости. Чтобы добиться того снижения смертности, которого Европа и Сев. Америка достигли за 100—150 лет, Латинской Америке (за исключением Аргентины и Уругвая) благодаря достижениям мировой медицины и санитарии понадобилось лишь 25—40 лет. Со 2-й пол. 30-х до 2-й пол. 80-х гг. коэффициент смертности на 1000 жит. сократился в Мексике с 23,3 до 6,9, в Чили — с 23,3 до 6,3, в Пуэрто-Рико — с 19,1 до 6,0, в Венесуэле — с 17,8 до 4,6, в Коста-Рике — с 20 до 3,9. В среднем по региону этот коэффициент в 1980—85 гг. составил 8, т. е. был ниже и среднемирового показателя (11), и уровня развитых стран: в США — 9, в Зап. Европе — 11.
Средняя продолжительность жизни латиноамериканцев хотя и выросла за последние десятилетия (в 1-й пол. 50-х гг. она составляла 50 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а в 1-й пол. 80-х гг.— соответственно 62 года и 66 лет), но все еще не достигла уровня экономически более развитых регионов (69 лет для мужчин и 76 лет для женщин). Показатель средней продолжительности жизни населения колеблется в широких пределах по странам. Наибольшую среднюю продолжительность жизни населения имеет социалистическая Куба — 72 года для мужчин и 76 лет для женщин. Далее следуют страны «Юж. конуса» (в Аргентине и Уругвае — 67 лет для мужчин и 73 года для женщин, в Чили — соответственно 64 года и 70 лет) и некоторые государства Центр. Америки (Коста-Рика и Панама— 69 лет для мужчин и 73 года для женщин). Наихудшее положение в самых отсталых странах региона (в Боливии — 49 лет для мужчин и 53 года для женщин, в Гаити — соответственно 51 год и 54 года).
В отличие от Европы и Сев. Америки сокращение смертности в Латинской Америке (за исключением Аргентины и Уругвая) не сопровождалось заметным снижением рождаемости (а в ряде случаев она даже повышалась). В сер. 80-х гг. коэффициент рождаемости на 1000 жит. составил: в Бразилии — 23,3, в Сальвадоре — 29,8, в Мексике — 33,9, в Перу — 36,4.
Из-за высокого прироста в Латинской Америке сложилась молодая возрастная структура населения. В
Размещение населения
Средняя плотность населения в Лат. Америке 20 чел.на 1 км2 (
Неравномерность размещения населения в Латинской Америке значительнее, чем в Европе, Азии, Сев. Америке, Африке и Австралии. Средняя плотность населения здесь колеблется от 1 чел. на 1 км2 во Французской Гвиане до 628 чел. на Барбадосе (
Урбанизация
Для лат.-амер. стран характерен интенсивный процесс урбанизации. Начиная с 40-х гг. 20 в. население лат.-амер. городов увеличивается значительно быстрее, чем население региона в целом. Так, в 50-е гг. среднегодовые темпы прироста городского населения составляли 4,6%, в 60-е — 4,2, в 70-е — 3,7, в 1980—87 гг.— 3,2%. В
Отдельные страны региона резко отличаются друг от друга по уровню урбанизированности. Самый высокий удельный вес городского населения имеют (
Если в кон. 19 — нач. 20 в. увеличение доли городского населения региона происходило во многом за счет притока иммигрантов из Европы (гл. обр. в Аргентину, Бразилию, Уругвай, Чили и на Кубу), то в последние 40—50 лет оно вызвано внутренними миграциями, что связано не столько с развивающейся в регионе индустриализацией, сколько с нерешенностью аграрного вопроса, порождающей бегство сел. жителей в города.
В процессе урбанизации в Латинской Америке происходит все большая концентрация населения в крупных городах. Если в
В регионе происходит активный процесс формирования городских агломераций, в первую очередь столичных. Так, столичные агломерации Мексики, Перу, Аргентины и Уругвая сосредоточивают от 23 до 50% населения своих стран (
В Латинской Америке складываются и высшие формы городских образований — мегалополисы, которые представляют собой обширные урбанизированные территории, состоящие из нескольких агломераций. Крупнейшие на них: Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро и Росарио — Буэнос-Айрес — Ла-Плата.
Концентрация населения и экономического потенциала в крупнейших агломерациях создает немалые проблемы как для самих городов-гигантов (обострение проблемы занятости, обеспечения населения продовольствием, водой, трудности ведения городского хозяйства, рост цен па землю, ухудшение экологической ситуации и т. д.), так и для стран, где они находятся (усиление имеющихся и появление новых территориальных, отраслевых и др. диспропорций, распространение гегемонии крупнейших городов на окружающую территорию, между которыми складываются противоречия «центра» и «периферии», возникновение межрегиональных антагонизмов). Приток населения в города не всегда сопровождается реальной адаптацией его к городской жизни; большая часть мигрантов из сел. местности пополняет ряды городских «маргинальных слоев» — обитателей кварталов перенаселенных трущоб, не имеющих надежных средств к существованию.
Экономически активное население
Офиц. статистика стран Латинской Америки относит к экономически активному населению всех занятых, безработных и ищущих работу в первый раз, а к трудоспособному — лиц в возрасте от 15 до 64 лет.
Удельный вес экономически активной части в структуре населения региона составляет 33% (
Невысокая экономическая активность населения Латинской Америки отчасти объясняется слабой вовлеченностью в хоз. деятельность женщин (которые составляют половину трудовых ресурсов региона), хотя во всех странах налицо тенденция к ее повышению. В
Значительная часть трудовых ресурсов лат.-амер. стран не находит себе применения, о чем свидетельствует массовая и все увеличивающаяся безработица. Даже офиц. индекс безработицы возрос с 1982 по
Для большинства лат.-амер. стран характерен высокий уровень занятости в сел. хозяйстве, хотя в последнее время он постепенно снижается. В нач. 80-х гг. на сел. хозяйство приходилось 36% экономически активного населения (в
Применение наемного труда в Латинской Америке постоянно растет как абсолютно, так и относительно. По оценке на
На буржуазию, латифундистов и адм.-бюрократическую верхушку приходится 3—5% экономически активного населения.
Положение трудящихся
В Латинской Америке существует огромное имущественное неравенство между различными слоями населения. Львиную долю доходов присваивает богатая верхушка, составляющая небольшую часть населения. Например, в Гватемале ок. 10% населения с наиболее высокими доходами присваивают св. 40% ВНП, тогда как 80% гватемальцев живут ниже уровня бедности. Удельный вес заработной платы трудящихся в нац. доходе увеличивается медленно, а в ряде стран даже сокращается.
Меры, принятые в сер. 80-х гг. правительствами лат.-амер. стран в целях оздоровления экономики, привели к снижению жизненного уровня трудящихся. Так, отмена гос. контроля над ценами на важнейшие товары вызвала рост цен, какого Латинская Америка не знала на протяжении последних десятилетий. В Гватемале цены на некоторые виды продовольствия к концу
В результате роста цен уменьшилась покупательная способность трудящихся. За
Мероприятия правительств лат.-амер. стран, призванные как-то компенсировать трудящимся рост стоимости их жизни, недостаточны. Так, установленный правительством Перу новый минимум заработной платы, по некоторым оценкам, не покрывает и 10% расходов средней перуанской семьи. Из 19,7 млн чел. экономически активного населения Мексики, имеющих доходы ниже официально установленного минимума, более 11 млн не получают никаких дотаций. В результате, как показало специальное обследование, 43 млн мексиканцев (52% населения) недоедают, 60 млн (72% населения) — не имеют достаточно средств на приобретение пром. товаров, одежды, лекарств. Под давлением профсоюзов в ряде стран (Бразилии, Аргентине, Эквадоре и некоторых др.) приняты программы, направленные на достижение соответствия заработков растущим потребительским ценам.
Сокращение гос. расходов на жилищное строительство, вызванное проводимой политикой выравнивания госбюджетов, чрезвычайно обострило жилищную проблему. Существуют оценки, что до 2/5 латиноамериканцев ютятся в трущобах. По данным офиц. статистики Мексики, в
Проводимая правительствами ряда стран региона переориентация сельского хозяйства на производство новых экспортных товаров за счет сокращения производства традиционных видов продукции ведет к ускорению процесса обнищания и даже разорения крестьянских хоз-в, связанных с «традиционным» сектором.
Снижение жизненного уровня населения привело к усилению социальной напряженности во многих лат.-амер. странах, что проявляется в забастовках, массовых манифестациях, студенческих выступлениях. Многие из них сопровождались столкновениями с армией и полицией, в результате чего имелись убитые и раненые. По официальным данным, в
Борьба за улучшение материального положения народных масс, против стремления правящих кругов решить экономические проблемы за счет трудящихся — одна из важнейших задач коммунистов и др. прогрессивных сил лат.-амер. стран.
Несомненных социальных достижений (особенно в области здравоохранения, образования и социального обеспечения) удалось добиться Республике Куба, несмотря на трудности, связанные с тем, что эта страна первой в Зап. полушарии встала на путь строительства социализма, и унаследованную от прошлого отсталость, а также продолжающуюся экономическую блокаду со стороны США (подробнее см. в статье, посвященной этой стране).