Чтоб мир торжествовал (Памяти Д. А. Сикейроса)
СТАНИСЛАВ СЫЧЕВ[53]
ЧТОБ МИР ТОРЖЕСТВОВАЛ
(Памяти Давида Альфаро Сикейроса)
В Мехико немало красивых зданий, имеющих историческую ценность. Но одно из них занимает особое место. Это необычайное сооружение — воплощение гения мексиканского художника-монументалиста — напоминает крупный сверкающий перстень. Каждая его грань несет отпечаток зрелого мастера, суммировавшего свой духовный, жизненный и профессиональный опыт. В результате Мексика, а с ней и весь мир получили величайшее творение художника — «Полифорум» Сикейроса.
Мое знакомство с маэстро — учителем, как его называли даже люди, далекие от искусства, — состоялось в конце 60-х годов, когда я получил задание редакции ТАСС взять у него интервью. «Приезжай к завтраку, — сказал мне по телефону Сикейрос, — до и после работаю».
С чего, думалось мне, следует начать рассказ о художнике, которого уже при жизни называли великим? Может быть, с того, что публичное признание пришло к нему в раннем возрасте? Ведь в 1911 году, когда в Мексике выступала великая русская балерина Анна Павлова, молодой художник, котому было всего 15 лет, нарисовал ее, и восхищенная артистка в торжественной обстановке на сцене театра вручила Сикейросу одну из первых его наград. С того, что уже тогда он избрал путь борьбы, приняв участие в ставшей широко известной забастовке студентов Академии изящных искусств Сан-Карлос? Юноши протестовали против существовавшей системы преподавания, и многие считают, что этот протест стал точкой отсчета в истории мексиканской монументальной живописи. С того, что Сикейрос никогда в последующие годы не отделял себя от освободительного движения масс, страстно и последовательно отстаивая предназначение искусства — служить человеку, быть выражением его революционной идеологии?
...Куэрнаваку, где жил и работал в 60-е годы Сикейрос, называют «краем вечной весны». В разбросанном по холмам городке легко заплутать, поэтому приходилось постоянно спрашивать дорогу у прохожих. Когда я задавал вопрос: «Как проехать к дому Сикейроса?», мне радостно кивали головой и объясняли.
Сикейрос уже ждал меня. За накрытым столом, кроме него, — супруга Анхелика Ареналь и незнакомая мне гостья. Сикейрос приветливо улыбнулся и пригласил меня сесть рядом с собой.
После традиционного манго и чашки бодрящего кофе все настраиваются на общую беседу. Мы коснулись в ней переломных моментов истории, участником и свидетелем которых был художник.
1914—1917 годы — война на родине, война за землю для обездоленных, за свободу для всех. Мужество, проявленное в боях, принесло звание капитана. Двумя десятилетиями позже — в составе Интернациональной бригады — в Испании, на защите правого дела, в чине подполковника республиканской армии. «Я не уеду из Испании до полной победы, — писал он на родину. — Хочу отдать триумфу нашего дела все лучшее, что у меня есть». В то время он уже широко прославился, написав в 1934 году фреску огромной драматической силы «Остановите войну».
Мысли Сикейроса неизменно возвращаются к борьбе вьетнамского народа с империализмом. Об этом он говорил и во время состоявшейся 28 сентября 1967 года в здании посольства СССР в Мексике церемонии по случаю вручения ему международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». «Какую более высокую награду может получить старый борец за мир, чем международная Ленинская премия, учрежденная в стране, которая с первых дней своего рождения показала всем нациям пример борьбы за мир! Что может быть ценнее премии страны, чей героический и самоотверженный народ создал самую справедливую систему в истории человечества, систему, заложившую основу социалистической цивилизации! Я не единственный, кому принадлежит эта премия, я братски разделяю ее со всеми моими соотечественниками и гражданами планеты, которые, следуя примеру советского народа и его правительства, сражаются за мир. Мне не пришлось долго думать, чтобы принять решение о передаче денежной части премии вьетнамскому народу, который, сражаясь с империализмом, показывает пример героической борьбы за мир».
Сикейрос был человеком непоколебимой веры в светлое будущее человечества. Уже в юношеские годы он четко осознал, что за жизнь без эксплуатации, за триумф демократии надо бороться. Он идет в массы, работает среди крестьян, горняков, становится агитатором, активным деятелем родившегося в 20-е годы Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов. В условиях постоянных преследований вместе с Диего Риверой, Хавьером Герреро и другими художниками Сикейрос начинает выпускать газету «Мачете». Через нее передовая творческая интеллигенция прорубала дорогу революционным идеям, поднимала рабочих и крестьян на массовые выступления.
Художники писали политические статьи, рисовали карикатуры, плакаты, сами распространяли газету; иногда, если не удавалось ее отпечатать, на центральной площади столицы, напротив президентского дворца, продавали целиком рисованные номера, расклеивали их на стенах домов, рассылали по странам Латинской Америки, где газета находила живейший отклик. «Мачете» из боевого листка Синдиката превратилась в официальный печатный орган Мексиканской коммунистической партии, одним из руководителей которой Давид Альфаро стал в 1924 году.
Сикейрос — основатель первого в Мексике комитета «Друзья Советского Союза». Пристально следил он за становлением новой жизни в СССР, за внешнеполитическими акциями молодого государства на мировой арене, за выступлениями В. И. Ленина. «Имя Владимира Ильича и его дело вошли в мое сознание и сердце», — скажет Сикейрос об этом в нашей беседе несколькими десятилетиями позже. По словам Сергея Эйзенштейна, Сикейрос стал «выразителем большой социальной мысли, убежденности в большой идее». А это сделало из него «поистине крупного художника». Они познакомились в 1931 году, когда Эйзенштейн приехал в Мексику снимать фильм о мексиканской революции 1910—1917 годов. Сикейрос жил тогда в ссылке, в небольшом «серебряном» городке Таско. Это был важный для художника период подведения творческих итогов. Они часто беседовали, и Эйзенштейн отметил у Сикейроса высокий душевный накал, сказав: «Чем страстнее эта убежденность, тем больше мастер».
Как-то Сикейроса пригласили сделать в Национальном музее истории Мексики доклад о настенной живописи. Представители столичной общественности собрались во дворце Чапультепек, выстроенном на скале среди леса, с годами превратившегося в парк. Здесь Сикейрос создал ансамбль фресок, который искусствоведы относят к числу лучших его монументальных росписей. Именно здесь художника арестовали в 1960 году по сфабрикованному политическому обвинению. Его «сняли» прямо с лесов и отправили в тюрьму. Удар был направлен не только против Сикейроса — он был нанесен по тем демократическим завоеваниям, за которые боролось несколько поколений мексиканцев. Во всем мире развернулась мощная кампания протеста. И срок приговора был уменьшен вдвое. Через долгих четыре года он вышел на свободу. И в первый же день своего освобождения возвратился к прерванной гигантской работе...
Во двор въехала легковая машина с Анхеликой Ареналь и Сикейросом. «Я всегда волнуюсь, когда бываю здесь», — сказал художник. На темной от времени брусчатке стоял человек, который соединял в себе недавнее героическое прошлое Мексики с ее мечтами о будущем. Это ощущение, как мне показалось, охватило всех, кто пришел в тот августовский вечер 1971 года на встречу с Историей. Они внимательно слушали выступление маэстро о зарождении в Мексике революционной, как назвал он, «оратории в пластике». А за его спиной поднимались красные стяги, разворачивалась прямо на собравшихся лавина рабочих — десять тысяч бастующих горняков Кананеа, медного рудника на севере Мексики, принадлежавшего американцам. В 1906 году они заявили о своих правах администрации компании США. Их сплоченности решительности и отваге художник подвластными ему средствами сотворил гимн. Придерживаясь исторической правды — вплоть до фотографической точности портретов героев-рабочих, — он выразил на монументальной фреске мощь пробуждающегося пролетариата.
Сикейрос говорил о том, что к новой живописи революционные мастера пришли через горнило гражданской войны. Они хорошо поняли душу народа, узнали свою страну. Их творчество питал фольклор, яркие красочные фрески индейцев, создавших культуру, которая в древние времена ни в чем не уступала достижениям народов Египта, Греции и Индии. Нужно было овладеть искусством фресок эпохи Возрождения, которое к началу XX века превратилось в музейный памятник Европы. «Мы решили: наше искусство будет гуманистическим и настенным, потому что фреска доступна всем, — говорил Сикейрос. — Для нас она стала речью, обращенной к народу.
Мы начинали рисовать по-разному, затрагивая те социальные проблемы, которые нас волновали, пытаясь выразить то, что видели во время революции... В разные годы и в различных местах Мексики мы оставили более тысячи фресок. Наша работа всегда была связана с борьбой народа».
Именно этого художнику и не могли простить. Сикейрос написал в Лос-Анджелесе фрески «Митинг рабочих» и «Тропическая Америка», где вместо идиллически солнечного края изобразил распятого на кресте негра, над головой которого восседает орел — символ США. Автора выслали из страны. Обе работы были уничтожены. Исчезли и две росписи Сикейроса, сделанные им на дореволюционной Кубе. В Мексике «неизвестные лица» обливали произведения художника растворителями красок, резали, пытались «стереть» обращения к народу художника-интернационалиста. Десять лет монументальная роспись Сикейроса «Драма и театр» была закрыта от зрителей холстом. И даже в таком виде ее пытались уничтожить. После 1968 года Сикейрос восстановил роспись, теперь она открыта для всеобщего обозрения.
После того как в 1932 году Сикейроса выслали из США, он работает в Аргентине, Уругвае, затем в Чили создает роспись о борьбе чилийских и мексиканских трудящихся. В разгар второй мировой войны, в течение нескольких лет, пишет в Мексике настенную роспись «Куаутемок против мифов»: молодой предводитель ацтеков, несмотря на гибель от рук испанских завоевателей, развенчивает миф о мощи врагов и их идей.
Художник считал, что монументальная живопись названа так не только из-за своих гигантских размеров, а по масштабности выражаемых революционных идей. И он ищет новые пути, новую технику, работает над усовершенствованием используемых материалов. Сикейрос изобретает грунт, соединяющийся с бетоном. Правда, это вынуждает отказаться от кисти и взять на вооружение воздушный пистолет — аэрограф. Маэстро ищет такие краски, которые время и непогода не могут разрушить, — он видел, как разрушались росписи Диего Риверы в Национальном дворце Мексики. И Сикейрос во имя интересов дела обращается за помощью к известной американской химической компании «Дюпон де Немур». Однако ее дирекция отказалась помочь художнику-революционеру. И все же краска, не подверженная колебаниям внешних температур, была найдена: ею стал пироксилин.
Сикейрос добивается максимальной выразительности фресок. Он первым среди монументалистов начинает расписывать не только внутренние, но и внешние стены зданий. «Мы хотели, чтобы зритель был активен, — объяснял мне художник во время нашей очередной встречи. — Он должен двигаться, чтобы увидеть фреску. Перед ней не поставишь стулья. Зритель не может останавливать свое внимание на деталях, а должен воспринимать их целиком, в движении, и реагировать на то, что вццит, то есть участвовать». Он хотел — и добивался — того, чтобы человек чувствовал себя частью отражаемой художником действительности. Сикейрос приходит к скульптурно-объемным изображениям из нержавеющего металла. «Новые идеи рождают новую технику», — говорил он в нашей беседе.
Непоколебимая вера в силы народа, в передовые идеалы, активная жизненная позиция художника делают труд Сикейроса просветленным и одухотворенным. И не случайно профессор Академии Сан-Карлос Херардо Мурильо, более известный в стране под именем доктора Атла, дал такую характеристику художнику: «Давид Альфаро Сикейрос —это вера, это действие, это моральная и интеллектуальная сила... Великий художник, его творения отражают его великий мощный ум».
Да, у него была завидная судьба! Он все время находился в эпицентре бурь. Когда художник не подвергался официальным репрессиям, на него вели атаки так называемые критики. Одни обвиняли его в том, что он, используя аэрограф, якобы «теряет контакт с тем, что рисует», другие силились доказать, что его образный язык сложен и что ему-де лучше перейти к абстракционизму. Но художник шел своей дорогой.
В последние годы Сикейрос — в первых рядах борцов за мир. На улицах Мехико он собирает подписи под Стокгольмским воззванием, выступает на митингах, пишет в газеты. В 1966 году он приступает к воплощению грандиозного замысла — «Марш человечества». Художник готовил себя к этому произведению всю жизнь. «Я многие годы вынашивал мечту,— рассказывал он мне, — создать монументальную объемную фреску философского содержания. Мне виделись росписи, переходящие с внутренних стен здания на внешние и образующие при этом единое целое». Мы вели этот разговор в Куэрнаваке, у порога мастерской художника. Я уже неоднократно замечал, что ее порог — своеобразная граница; как только он перешагивал ее — становился другим. Еще минуту назад его движения были неторопливы, размеренны речь текла плавно, спокойно. Но вот он входит в мастерскую, окидывает взглядом затвердевшие краски и уже хлопает себя по карманам, ища сигареты. Чиркнула одна спичка — руки маэстро волнуются, — другая, следует несколько быстрых затяжек, и посторонние для художника больше не существуют.
Теперь перед вами совсем другой человек. В нем распрямилась какая-то невидимая пружина, она сделала его выше, собраннее, энергичнее, заставила отмобилизовать к действию все чувства. Быстрым шагом Сикейрос переходит с одного места на другое, короткими, отрывистыми фразами дает понять помощникам, что надо сделать. Маэстро берет кисть и что-то подправляет на полотне... Идет обычный процесс обновления давно написанной картины, подготовки ее к новой выставке.
«Всю жизнь, — говорит художник, — я мечтал о громадной, просторной мастерской с множеством разных станков, аппаратов, автоматически раздвигающимися лесами, с химической лабораторией, где прямо на месте можно было бы проверить прочность тех или иных красок... Пространство мне нужно, чтобы писать, чтобы собирать монументальные объемные росписи». И Сикейрос с гордостью показывает свою мастерскую, где он создавал и собирал «Марш человечества». Под потолком высокого, просторного помещения проложены рельсы, по которым движутся мощные электрические подъемники. С их помощью фрагменты росписи вывешиваются на нужной для художника высоте. Для удобства работы их можно, если потребуется, даже опустить в сделанные в полу двухметровые щели-траншеи. Вторая половина мастерской, занимающая, как и первая, 500 квадратных метров, находится под открытым небом — благо в Куэрнаваке оно всегда весеннее. Здесь тянутся вверх многоэтажные металлические конструкции — на них собирались панно последней работы Сикейроса.
Маэстро поглядывает по сторонам, как бы не одобряя образовавшейся в мастерской пустоты: почти все полотна увезены в Мехико. Там, на краю небольшого парка, художнику удалось к началу 70-х годов создать то, что столько лет было лишь мыслью, образом. Промышленник Мануэль Суарес решил выстроить в столице огромную гостиницу, а чтобы гарантировать прибыли, предложил Сикейросу разместить рядом свою работу. Так родился «Полифорум»...
Мне удалось побывать внутри «Полифорума», когда там еще велись работы. Ярко светили лампы-софиты, и снизу было невозможно увидеть, что творилось наверху. Четырнадцатиметровые леса оккупировали художники из бригады
Сикейроса. Маэстро стоял в центре зала, внизу (в 1964 году он пал с лесов во дворце Чапультепек и с тех пор подниматься под потолок больше не мог), и руководил их работой. В эти часы он не любил посетителей: рождение новой росписи требовало полной самоотдачи.
В «Полифоруме» Сикейрос шел к осуществлению своего давнего замысла: для выражения основной идеи создаваемого произведения свести воедино возможности архитектуры и живописи. И в старом парке Лама из глубины земли ацтеков взметнулся взрыв. Его зримым отпечатком стали контуры здания «Полифорумаг», новаторство росписей.
К «Полифоруму» ведет пересекающая весь город улица Инсурхентес (улица Повстанцев). На территории комплекса справа — скульптурно-живописные портреты прославленных мексиканских художников: гравера Хосе Гуадалупе Посады, графика Леопольдо Мендеса, великих муралистов Хосе Клементе Ороско и Диего Риверы. Впереди — двенадцатигранное здание. Его внешние стены покрыты яркими объемными росписями. В нижнем зале здания, состоящего из двух этажей, фрески повествуют об истории мексиканского народа; это помещение предназначено для концертов, спектаклей, проведения литературных вечеров.
Лифт с прозрачной кабиной поднимает всех наверх, где перед взором открывается огромное — 3 тысячи квадратных метров — многоцветное пространство. Это самая большая в мире роспись, сделанная внутри помещения: по площади она в три раза больше фрески Микеланджело в Сикстинской капелле.
В первые мгновения кажется, что здесь не найдешь ни начала, ни конца. Я всматриваюсь в отдельные детали росписи. Неожиданно пол зала начинает вибрировать, вращаясь, и написанные фигуры оживают, двигаются. Постепенно проникаешься той единственной философской темой, выражению которой все подчинено в «Полифоруме». Звучит в записи голос Сикейроса: он говорит о своей работе. Но это введение — или, скорее, напутствие — необходимо лишь для того, чтобы еще раз убедиться, что все это увидел и сделал человек. Можно описывать росписи, их цвета — преобладают оранжевые и зеленые, — но это будет несравненно беднее чувств, которые рождает творение мастера. Ему созвучны строки из стихотворения русского поэта Николая Заболоцкого:
И сквозь покой пространства мирового
до самых звезд прошел девятый вал...
Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово,
ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.
15 декабря 1971 года в Мехико состоялось официальное открытие «Полифорума». Выступавший на митинге Сикейрос призвал художников развивать пластическое искусство родившееся из народных глубин и выражающее революционный дух народа.
...Когда Сикейрос узнал, что смертельно болен, он решил никому об этом не говорить. Продолжал, насколько это было возможным, вести обычный образ жизни. Его можно бьгло видеть в окружении туристов, иностранных художников, в окружении тянувшихся к нему детей...
Еще в 1958 году Пабло Неруда писал: «Давид Альфаро Сикейрос — один из крупнейших художников нашего времени, гордость всего мира... Единственное, что сделал Сикейрос, заключается в том, что он откликнулся на боль народов Латинской Америки». И сделал он это гениально. А революционная работа, как отмечал недавно в интервью никарагуанским радиослушателям Габриэль Гарсиа Маркес, состоит в том, чтобы каждый хорошо делал свое дело.
Теперь в мастерской, где работал маэстро, открыта Школа творчества молодых монументалистов. И она, и росписи Сикейроса в «Полифоруме» объявлены национальным достоянием Мексики.
[53] Сычев Станислав Васильевич (р. 1938) — журналист-международник, в течение ряда лет работал корреспондентом ТАСС в странах Латинской Америки.