Вместо послесловия
В канун XIX столетия на огромных просторах американских колониальных владений Испании и Португалии остро ощущалось приближение эпохи войны за независимость, эпохи антиколониальной буржуазной революции. Подготовившие ее переломные десятилетия прошли под знаком «века» латиноамериканского Просвещения. Независимые государства на американском континенте образовывались под воздействием таких глобальных событий мировой истории, как Великая французская революция 1789—1794 гг. и война английских колоний за независимость 1776—1783 гг. Наиболее радикально настроенные представители формировавшейся креольской буржуазии органично впитывали лучшие достижения передовой общественной и научной мысли Европы. Однако они не были слепыми подражателями. Мировоззрение латиноамериканских просветителей имело свою неповторимую окраску, оно возникало из плодотворного синтеза не только европейских, испанских, но и самобытных, индейских культур и традиций. Его питали неуклонно развивавшиеся ростки капиталистического уклада, разрушавшие отсталую социально-экономическую структуру колоний.
Процесс расового и культурного смешений народов Америки, Африки и Европы, развернувшийся в колониальных владениях Испании и Португалии, дал знать о себе уже в середине XVII в., а к концу XVIII в. принял бурный и повсеместный характер. В различных частях континента складываются локальные варианты метисных национально-этнических общностей, со своим социально- экономическим укладом, своеобразным культурным и психологическим обликом: будущие колумбийцы, мексиканцы, аргентинцы... К концу XVIII в. крепнущее национальное самосознание проявилось, в частности, в том, что уроженцы американских колоний уже осознавали себя как «американцы», как «сыны или отцы Отечества», «соотечественники» в противовес испанцам, чужеземцам и угнетателям, которых в колониях презрительно называли чапетонами (выскочками) и «полуостровитянами» (выходцами с Пиренейского полуострова, т. е. из Испании).
Просвещение не только сообщило новый импульс подъему промышленности и сельского хозяйства, науки и образования. Активно и плодотворно изучая богатства американской земли и ее недр, многообразие ее флоры, фауны и климата деятели Просвещения дали новое восприятие окружающего их мира. Произошла как бы переоценка ценностей. В этой новой шкале ценностей значение придавалось не господствовавшему испанскому влиянию, а огромному вкладу десятков поколений «американцев» в дело создания материальных и духовных традиций колониального общества: будь то строительство городов, крепостей и храмов, складывание местных школ живописи и скульптуры, развитие народного творчества. При этом была отдана дань и великим достижениям древних индейских цивилизаций, которые уже рассматривались как неотъемлемая часть принципиально новой, отличной от испанской, собственно американской культуры народов, населявших колонии.
Подъем антиколониального, освободительного движения, затронувший самые широкие слои населения Испанской Америки, не обошел стороной и наиболее образованную часть креольских кругов. Эта часть общества с пристальным вниманием следила за происходившими в Европе XVIII в., в том числе и в Испании, важными переменами. Особенный интерес возбуждали новые идеи, направленные против гегемонии церкви и засилья схоластических догм, теории экономистов, искавших новые пути развития промышленности и торговли. Это стремление к новому в интеллектуальной жизни Латинской Америки имело под собой вполне материальную основу. Колониальный режим, с его многочисленными запретами и ограничениями, тормозил исподволь начинавшееся развитие новых социально-экономических отношений.
Так складывалось передовое креольское мировоззрение, проникнутое высоким духом патриотизма. Оно решительно отстаивало право американских народов на самостоятельное развитие и от критики и неприятия колониального угнетения перешло к прямому призыву порвать узы многовекового рабства. Так шла идеологическая подготовка близившейся войны за независимость.
Мощное, хотя и не однородное в интеллектуальном и идеологическом отношении, течение — латиноамериканское Просвещение — формировало динамичное поколение ученых-энциклопедистов, ставших героями и вождями новой .эпохи, Такими многогранными и цельными личностями были аргентинец Мануэль Бельграно, передовой мыслитель и революционный генерал, колумбийцы — Антонио Нариньо, переводчик «Декларации прав человека» и активный участник освободительных кампаний, эрудит Франсиско Хосе де Кальдас, расстрелянный в
В плеяде выдающихся общественных политических деятелей Латинской Америки особое место принадлежит великому сыну венесуэльского народа — Освободителю Симону Боливару. В
Однако подъем антиколониальных настроений ощущается не только в креольских кругах, но и среди наиболее угнетенных сословий — индейских крестьян, метисных городских низов. Освободительное движение индейских народов надолго опередило развитие креольского. В продолжение трех столетий (XVI—XVIII вв.) оно было повседневной реальностью в жизни испанских и португальских колоний, распространялось на обширные районы и зачастую приводило к тому, что целые области полностью выходили из-под контроля колониальных властей. Так индейцы куна в Панаме к концу XVIII в. добились от местных властей признания своей автономии; северо- восток Мексики до начала XVIII в. не был освоен из- за длительных индейских волнений, в которых временами принимало участие до 300 племен; классическая зона индейского сопротивления, какой была Араукания в Чили, к югу от реки Био-Био, являет беспримерную историю более чем трехвековой борьбы индейцев-араукан, окончательно сломленных лишь каких-нибудь 100 лет тому назад.
Кульминационным моментом в истории освободительного движения индейских народов стала грозная крестьянская война 1780—1783 гг. во главе с индейским вождем X. Г. Кондорканки, принявшим имя инки Тупак Амару II. Восстание охватило широкие, прежде всего индейские, слои населения современных Перу, Боливии и северной Аргентины. Оно затронуло жизненно важные устои всей колониальной системы Испании, открыло эпоху антиколониальных движений в Латинской Америке, которая завершилась войной американских колоний за независимость (1810— 1826 гг.). Важно подчеркнуть, что уже Тупак Амару проявил себя решительным сторонником глубоких социальных реформ: индейский вождь осуществил освобождение рабов в охваченных войной провинциях и рабы влились в ряды его повстанческой армии; выступив против кастовых предрассудков, он потребовал признать индейского крестьянина полноправным соотечественником креола; качественно новым являлся и призыв Тупак Амару к единству «соотечественников всех званий и положения, рожденных в наших землях... для борьбы против тяжкого тиранического правления Испании». Этот план национального единства Тупак Амару не удалось осуществить. Однако этот и другие его революционные заветы были восприняты и развиты наиболее радикальными деятелями освободительного креольского движения, что нашло отражение в революционной теории и практике Симона Боливара.
Временами переплетаясь, временами развиваясь параллельно, оба течения освободительного движения — креольский и индейский — в конечном итоге, слились в широкий поток борьбы с испанским владычеством. Своего рода катализатором стал внешний фактор. В
* * *
Книга, с которой только что познакомился читатель — итог многолетних и глубоких изысканий недавно скончавшегося видного советского латиноамериканиста Валентина Николаевича Селиванова (1932—1983). В книге создана яркая, запоминающаяся панорама узловых моментов социального и экономического развития и становления национальных культур стран Латинской Америки во всей их динамике и противоречиях. Исследование основано на богатом документальном материале, основательном знании описываемой эпохи. Изданная посмертно эта книга, так же, впрочем, как и прижизненные публикации ученого, послужит делу дальнейшего изучения мало исследованных аспектов истории Латиноамериканского континента и еще раз привлечет к ней внимание широкой читательской аудитории.
С.А. Созина, кандидат исторических наук