Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Культура Мексики

:::
Страны
:::
Мексика

Флаг Мексики ||| 21Kb Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США. В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие великолепные образцы искусства и зодчества и сформировавшие стабильные государственные образования. Революция 1910-1917 гг. стала поворотным моментом в социальном и культурном развитии Мексики. Мощный импульс пробудившейся индейской культуры нашел отклик во всех сферах национальной жизни, в том числе в искусстве — особенно в музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, литературе и архитектуре.

Карта Мексики ||| 258Kb Архитектура и изобразительное искусство. В древний период (до 16 в.) на территории Мексики развивается ряд художественных культур индейцев. Подъём архитектуры начинается в 1-м тыс. до н. э. (вначале на побережье Мексиканского залива; ольмекская культура) и позже достигает своей вершины с переходом к классовому обществу. Складываются религиозные и культурные центры, города в центральной области Мексики (Теотиуакан; Эль-Тахин; Чолула и Толлан — культура тольтеков; Теночтитлан — культура ацтеков), на юге страны (Монте-Альбан — культура сапотеков и миштеков; Митла — культура миштеков), на юге и на полуострове Юкатан (Бонампак, Паленке, Яшчилан, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица — культура майя). В древнем градостроительстве Мексики выработались приёмы геометрической планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле — 440 м), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Изобразительное искусство, представленное во 2-м тыс. до н. э. статуэтками и фигурными сосудами т. н. архаических культур, начиная с 1-го тыс. до н. э. осваивает всё богатство видов, свойственное культуре раннерабовладельческого общества; в изображениях пантеона древнемексиканских религий объединяются символические мотивы с антропоморфными изображениями и фантастическими образами. Представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявились в каменной скульптуре тольтеков и ацтеков, в декоративных рельефах, украшавших стены и постройки майя. Непосредственным наблюдением окружающей жизни отмечена мелкая пластика, распространённая у всех народов Древней Мексики. Значительное развитие получили также настенная роспись земляными красками по полированной штукатурке (в Бонампаке и др. центрах) и ювелирное искусство (например, у миштеков); были распространены изделия из перьев и орнаментированная бытовая керамика. Завоевание Мексики испанцами привело к гибели самобытных культур индейских государств. Однако художественные традиции индейцев, сохранявшиеся главным образом в народном декоративно-прикладном творчестве, оказывали влияние на колониальное искусство, а синтез обеих культур предопределил впоследствии расцвет национального искусства Мексики.

Герб Мексики ||| 50Kb В колониальный период (16 — начала 19 вв.) в Мексике особенно бурно развиваются архитектура и градостроительство. Здания сооружаются по испанским образцам, вместе с тем в их архитектуре обнаруживаются черты местного своеобразия. Новые города строились с прямоугольной сеткой улиц — согласно "Законам для Индий" (т. е. испанских колоний в Америке). В их центре создавалась обычно главная площадь с богато украшенными зданиями — собором, дворцом правителя и ратушей. Одинаковые жилые кварталы состояли из 1- или 2-этажных домов испанского типа, с внутренним двором (патио), обнесённым галереей. По этим правилам была выстроена столица Мексики — г. Мехико (на месте разрушенного Теночтитлана). Ранние испанские гражданские постройки (дворец Кортеса в Куэрнаваке, 1530—33) и помещичьи усадьбы имели во многом крепостной облик, несмотря на обильный декор порталов и обрамлений окон, в котором причудливо смешивались мотивы готики, платереско и мудехара. Особенно сильно укреплялись монастыри, в большом количестве появившиеся к середине 16 в. (в Чолуле, Сакатлане и др.); в них строились выдержанные в архаическом стиле готики однонефные храмы и открытые "капеллы для индейцев". Отход от традиций готики обозначился во 2-й половине 16 — начале 17 вв. в архитектуре больших городских соборов, 3-нефных, с цилиндрическими сводами, куполами и двумя высокими башнями (собор в Пуэбле, 1555—1649; собор в Мехико, 1563—1667). Возрождение, слабо проявившееся в мексиканской архитектуре, быстро сменилось стилем барокко, вначале тяготевшим к монументальности, массивным формам (собор в Морелии, 1640—1705; Национальный дворец в Мехико, 1692—99), а затем достигшим фантастической пышности в "ультрабарокко" 18 в. Крупнейшей в это время была архитектурная школа Мехико (оказывавшая влияние на С. страны). Для неё характерно великолепие каменного убранства фасадов, включавшего декоративные элементы многих стилей, индейские мотивы в орнаменте и превращенные в узор ордерные формы (церкви: Ла Професа, 1714—20, и Саграрио Метрополитано, 1749—68, в Мехико; Санта-Моника в Гвадалахаре, 1720—33). Школа Пуэблы широко использовала многоцветную керамическую и лепную отделку фасадов ("Каса де Альфеньике" в Пуэбле, около 1760—90; церковь Санта-Мария де Окотлан, близ Тласкалы, около 1745—60, см. илл.). Народное творчество индейцев во многом определило своеобразие мексиканского барокко. К концу 18 в. в архитектуре Мексики становятся заметны классицистические веяния (постройки М. Тольсы). Изобразительное искусство колониального периода представлено выполненными в древнемексиканской технике черно-белыми (иногда с вкраплением др. цветов) монастырскими росписями 16 в., религиозной станковой живописью 2-й половины 16—17 вв., зависимой от европейских школ (мастера семейств Хуарес и де Эчаве), более самостоятельной портретной живописью 18 в., сочетающей точность характеристик с парадной декоративностью (М. Кабрера). В скульптуре выделяется ряд проникнутых экзальтацией статуй 17 в., но в основном она развивалась как отрасль архитектурного декора (убранство фасадов и интерьеров церквей, пышные заалтарные образа — ретабло). На рубеже 18—19 вв. мексиканская живопись и скульптура воспринимают влияние европейского классицизма.

В 19 в. архитектура Мексики развивалась медленно; характер массовой застройки почти не менялся. Ведущую роль играли испанские, итальянские и французские мастера; подготовка местных архитекторов началась лишь во 2-й половине 19 в. В архитектуре больших столичных сооружений господствовал поздний классицизм, сменившийся на рубеже 19—20 вв. пышной эклектикой (Дворец изящных искусств в Мехико, 1904—34, архитектор А. Боари) и стилем "модерн". Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. крупное строительство ведётся главным образом в Мехико, где прокладываются новые магистрали и застраиваются пригородные районы. С конца 19 в. расширяется типология сооружений, в строительстве применяются металл, бетон, железобетон. В 20—30-е гг. столичная архитектура ориентируется на т. н. колониальный стиль, а также на неоклассицизм, главным представителем которого был К. Обрегон Сантасилья (административные здания, банки и отели в Мехико). С середины 20-х гг. в Мексике складывается одна из ранних в мире и первая в Америке архитектурная школа функционализма во главе с Х. Вильяграном Гарсией (больницы, спортивные сооружения и школы в Мехико). Под его влиянием ряд архитекторов-функционалистов (Х. Легоррета, Х. О'Горман, Э. Яньес) предпринимает в 30-е гг. опыты строительства домов для рабочих, профсоюзных центров, школ. Деятельность функционалистов оказала воздействие на последующее развитие мексиканской архитектуры, хотя, натолкнувшись на сопротивление буржуазных заказчиков, она не получила широкого распространения. Характерная черта основного направления современной мексиканской архитектуры, самым известным представителем которого является М. Пани, — стремление к использованию и развитию национальных художественных традиций и привлечению в сферу архитектуры средств изобразительного искусства. В огромном ансамбле Университетского городка в Мехико (возведён в 1949—54 под руководством К. Ласо и при участии более ста архитекторов) воплотились многие лучшие качества мексиканской архитектуры середины 20 в.: мастерство планировки и объёмно-пространственной композиции, использование разных уровней рельефа, живописное сочетание искусственных и естественных материалов, широкое применение синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, выразительность декора. Ориентация на исторические традиции (сторонниками которой были К. Ласо, А. Арай и Д. Ривера) вызвала в 50—60-е гг. реакцию в виде несколько запоздалого обращения к приёмам школы Л. Миса ван дер Роэ, к принципам органической архитектуры (Л. Барраган, Х. О'Горман), к использованию принципов абстрактной скульптуры в архитектурном формообразовании (творчество М. Гёрица, автора башен при въезде в город-спутник Мехико). На развитие не только мексиканской, но и мировой архитектуры середины 20 в. повлияло творчество Ф. Канделы, создателя многообразных железобетонных сводов-оболочек (главным образом седловидной формы), позволивших осуществить самые сложные композиционные замыслы. В 50—60-е гг. в Мексике расширяется строительство многоэтажных жилых и общественных зданий с применением антисейсмических конструкций, в Мехико застраивается ряд новых жилых районов (в т. ч. парковых) и городов-спутников, строится много новых спортивных сооружений к Олимпиаде 1968 (стадион Ацтека, архитектор П. Рамирес Васкес; Дворец спорта, архитектор Ф. Кандела), расширяется строительство музейных зданий (творчество П. Рамиреса Васкеса), интенсифицируется строительство в крупных индустриальных (Гвадалахара, Монтеррей) и курортных (Куэрнавака, Акапулько) центрах, возникают новые города (Сьюдад-Пемекс, Санта-Фе), небольшие исторические города реконструируются как туристические объекты.

В течение 19 в. в развитии мексиканского искусства не наблюдалось значительных сдвигов. На Всемирной парижской выставке 1889 году Мексика выстроила свой павильон в мавританском стиле, характерном для Испании 14 в. В 1909 году, накануне падения диктатуры Порфирио Диаса, в Мексику вернулись художник Диего Ривера (1886-1957 гг.) и теоретик искусства Доктор Атль (псевдоним Херардо Мурильо, 1875-1964 гг.). К этому времени в национальном изобразительном искусстве обозначились две крупные фигуры: автор гравюр Хосе Гуадалупе Посада (1851-1913 гг.) и живописец Франсиско Гойтия (1884-1960 гг.).

В 19 в. изобразительное искусство Мексики постепенно освобождается от косных традиций колониального периода и начинает быстрее воспринимать импульсы художественной культуры Европы. В то же время в нём возникает интерес к национальной тематике и народным персонажам. Приезжих рисовальщиков и живописцев привлекает экзотика мексиканской природы, национальных типов, костюмов и обрядов. К изображению характерных сцен народного быта обращаются и местные мастера (Х. А. Аррьета и др.), связанные с народным творчеством. Вместе они составляют типичное для всего латиноамериканского искусства 19 в. Течение — костумбризм. В середине 19 в. появляются сатирическая гравюра и литография (Г. В. Гаона и др.), развивается портретная живопись, стремящаяся к непосредственной, несколько наивной передаче модели (Х. М. Эстрада, Э. Бустос и др.). Народное творчество представлено в живописи т. н. ретабло (картинками на жести, в которых религиозные сюжеты получают жанровую трактовку). Во 2-й половине 19 в. обращение к национальной тематике (в основном к истории Мексики) заметно также в академической скульптуре (М. Норенья) и живописи (Х. Кордеро, Х. Обрегон и др.). Обобщённые образы родной природы создаёт пейзажист Х. М. Веласко, для живописи которого характерно тяготение к передаче света и атмосферы. На рубеже 19—20 вв. на мексиканскую живопись воздействуют новые европейские художественные течения ("модерн", импрессионизм); тогда же живописцы Х. Мурильо и С. Эрран выдвигают идею возрождения мексиканского искусства, создания национального современного стиля, а Х. Г. Посада выступает как основоположник революционно-демократической сатирической графики, прочно связанной с народными художественными традициями. Мексиканская революция 1910—17 и подъём коммунистического движения вдохновили Д. Риверу, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса и др. мастеров на создание монументальной настенной живописи, проникнутой национально-демократическим революционным содержанием, обращенной к широким народным массам (в своих работах они использовали фресковую технику доиспанского периода, а с 30-х гг. перешли к живописи синтетическими красками). В передовых художественных кругах формируется новый тип художника, осознающего творчество как политическую борьбу и связывающего свою деятельность с Мексиканской коммунистической партией. По инициативе Сикейроса в 1922 оформляется "Революционный синдикат работников техники и искусства".

В начале 1920-х годов министр просвещения Хосе Васконселос (1881-1958 гг.) заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, прозванные муралистами (от исп. mura — настенная роспись) — Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско (1883-1949 гг.), Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974 гг.), Руфино Тамайо (1899-1991 гг.), Хесус Герреро Гальван (1910-1973 гг.), Мигель Коваррубиас (1904-1957 гг.) — пытались сочетать современную пластику с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Колоссальные по размерам фрески и мозаики муралистов представляют собой не столько росписи на стенах, сколько стены-картины, создающие поистине архитектурное пространство. Мексиканский мурализм оказал огромное воздействие на искусство всей Латинской Америки, особенно стран Андского региона. Настенные росписи до сих пор остаются наиболее престижным жанром мексиканской живописи. Из современных художников наибольшей известности достиг Луис Гуэвас (р. 1933 г.). В 1922 г. Ривера, Ороско, Сикейрос начали росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико, а затем и в др. городах. Эпические росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы древнемексиканского искусства, вместе с тем они говорят об освоении традиций итальянского Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции. Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символическим формам. Росписи Сикейроса полны драматизма и динамики, пространственных эффектов, активно воздействующих на зрителя. В 50—60-е гг. в монументальной живописи Мексики преобладают произведения, создаваемые в синтезе с новыми архитектурными сооружениями (декоративные мозаики О'Гормана и Х. Чавеса Морадо, тематические мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и О'Гормана). Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса "Полифорум" в Мехико (1971). С 30-х гг. в М. распространяется также модернистическая станковая и монументальная живопись (Р. Тамайо и др.). С конца 30-х гг. начинается расцвет мексиканской графики (в основном линогравюра и литография), обращенной к массам и проникнутой политической публицистичностью. Художники, объединившиеся в "Мастерскую народной графики", выступают с антифашистскими и антиимпериалистическими работами, занявшими важное место в мировом реалистическом искусстве середины 20 в. (Л. Мендес, П. О'Хиггинс, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос и др.). Современная скульптура развита в Мексике меньше, чем живопись и графика; в ней заметно увлечение абстрактными формами (Х. Куэто), но особенно показательно обращение к традициям древнемексиканской пластики (К. Брачо, Ф. Суньига). Наиболее выразительны скульптурные работы, связанные с архитектурой (Р. Аренас Бетанкур, Ф. Суньига). В народном искусстве М. переплетаются традиции индейского и испанского искусства, проявляющиеся в технике и стиле и различные для разных районов и даже селений.

Литература. Из доколумбовых литератур Мексики до наших дней дошли отдельные образцы эпической, лирической и гимнической поэзии, большей частью в переводах на испанский. Собственно мексиканская литература начинает складываться в раннеколониальный период в хрониках конкисты. Выдающимися творцами этого жанра были конкистадоры Эрнан Кортес (1485-1547 гг.) и Берналь Диас дель Кастильо (ок. 1492-1582 гг.), монахи Бернардино де Саагун (1550-1590 гг.), Торибио Мотолиния (1495-1569 гг.) и Хуан де Торкемада. В начале 17 в. появилось первое собственно художественное мексиканское произведение — поэма Б. де Вальбуэны (1568—1627) "Великолепие Мексики" (1604). В мексиканской литературе 17 в., как и в архитектуре, преобладал барочный стиль с характерными для него искусственностью, избыточной образностью и метафоричностью. В колониальный период выделяются три фигуры: прозаик-эрудит Карлос Сигуэнса-и-Гонгора (1645-1700 гг.), великая поэтесса Хуана Инес де ла Крус (1648-1695 гг.), заслужившая почетный титул "Десятой музы", и Хуан Руис де Аларкон (1580-1639 гг.), уехавший в Испанию, где он прославился как один из крупнейших драматургов Золотого века испанской литературы.

Наряду с т. н. учёной поэзией, развивалась устная народная поэзия. Присущая ей сатиричность приобрела размах в конце 18 в., когда во всех областях политической и духовной жизни страны назрел протест против колониального режима Испании. Тенденция к самоутверждению нашла выражение в литературе — поэма "Сельская Мексика" (1781) Р. Ландивара (1731—93), а также "Древняя история Мексики" (1780—81) Ф. Клавихеро (1731—87).

В период борьбы за независимость (1810—24) достигли подъёма публицистика и патриотическая поэзия в духе революционного классицизма, представленная стихами А. Кинтаны Роо (1787—1851), автора национального гимна "Шестнадцатое сентября". Первым художественным направлением, возникшим в литературе независимой Мексики, был романтизм, представленный поэзией М. Акуньи (1849—73), Г. Прието (1818—1897) и др. Чертами романтизма отмечены и первые исторические романы. Художественное изображение национальной действительности независимой М. дали М. Пайно (1810—94) в романе "Проделки дьявола" (1845—46), Л. Инклан (1816—75) в романе "Астусиа..." (1866). В них, как и в цикле романов Х. Т. де Куэльяра (1830—94) "Волшебный фонарь" (1871—92), присутствует т. н. костумбристская (бытописательская) тенденция, из которой постепенно вызревал реализм. Вместе с тем во многих романах вплоть до конца 19 в., в том числе принадлежащих И. М. Альтамирано (1834—93), сохранялся дух романтизма. Большую роль сыграл Альтамирано как общественно-литературный деятель, выдвинувший программу борьбы за независимость мексиканской литературы от европейской.

В 19 в. на первый план в национальной литературе вышли просветительские либеральные идеи, составившие основу антиколониального движения в Испанской Америке. Эти идеи пронизывают творчество Хосе Хоакина Фернандеса де Лисарди (1776-1827 гг.), автора ряда публицистических работ и первого испаноамериканского романа Перикильо Сарньенто (Periquillo Sarniento, 1816 г.). Мексиканская литература 19 в. развивалась преимущественно в русле романтизма и костумбризма (нравоописательный жанр); в последней трети столетия под воздействием позитивизма формируется реалистическая тенденция. В 1880-е годы в Мексике, как и во многих других странах континента, зарождается течение испаноамериканского модернизма. Модернисты обновляли затертые романтические темы, исповедовали культ красоты и стремились к изяществу и отточенности формы. Крупнейшими представителями этого течения в мексиканской литературе стали поэты Сальвадор Диас Мирон (1853-1928 гг.), Мануэль Гутьерррес Нахера (1859-1895 гг.), М. Х. Отон (1858—1906) и Амадо Нерво (1870-1928 гг.).

В конце 19 в., в период диктатуры П. Диаса, в прозе М. возникли реалистические тенденции. В романах Р. Дельгадо, Х. Лопеса Портильо-и-Рохаса, в творчестве Ф. Гамбоа (1864—1939), последователя натурализма, критически изображались пороки и противоречия общественно-политической жизни страны. Резким социальным критицизмом отмечены также книга Э. Фриаса (1870—1925) "Томочик" (1892), документально запечатлевшая подавление крестьянского восстания, и короткие рассказы А. дель Кампо (1868—1908, псевдоним — Микрос).

Революция 1910-1917 гг. дала мощный импульс развитию мексиканской литературы и повернула национальную прозу на путь реализма. На первый план в ней вышли темы социального угнетения и герои пеоны (крестьяне), представители народных масс. В 1930-е годы в мексиканской прозе сформировалось течение, известное под названием "роман мексиканской революции". Основоположником этого течения был Мариано Асуэла (1873-1952 гг.); его роман Те, кто внизу (Los de abajo), созданный в 1916 году, стал широко известен в 1927 году. За ним последовали Орел и змея (El aguila y la serpiente, 1928 г.) и "Тень каудильо" (1929 г.) Мартина Луиса Гусмана (1887-1976 гг.), Военный лагерь (El Campamento, 1931 г.), "Земля" (1932 г.), "Мой генерал" (1934г.) Грегорио Лопеса-и-Фуэнтеса (1897-1966 гг.), Моя лошадь, моя собака, мое ружье (Mi caballo, mi perro, mi rifle, 1936 г.), "Никчёмная жизнь Пито Переса" (1938 г.) Хосе Рубена Ромеро (1880-1952 гг.), Перед ливнем (Al filo del agua,1947 г.) Агустина Яньеса (1904-1980 гг.), произведения Р. Муньоса (р. 1899 г.), Н. Кампобельо (р. 1909 г.) и многие другие. С этим течением отчасти связано и творчество прогрессивного писателя М. — Х. Мансисидора (1895—1956), автора романов "Роза ветров" (1941), "Граница у моря" (1953), "Заря над бездной" (1955). Р. Усигли (р. 1905) в своих пьесах критически изобразил общественную жизнь страны. В 1950-е годы на литературную сцену вышли Хуан Хосе Арреола (1918 — 2001 гг.), автор философских и юмористических миниатюр, и крупнейший мексиканский прозаик, один из зачинателей "нового латиноамериканского романа" Хуан Рульфо (1918-1986 гг.). Его сборник рассказов Равнина в пламени (La llana en llamas, 1953 г.) и повесть Педро Парамо (Pedro Paramo, 1955 г.) созданы в русле латиноамериканского мифологизма и магического реализма.

Крупнейшие мексиканские поэты 20 в. — Р. Лопес Веларде (1888—1921), Э. Гонсалес Мартинес (1871—1952), К. Пельисер (р. 1899), для творчества которых характерны ярко выраженный лиризм, стремление передать в образной форме особенности духовного склада мексиканцев и национальной жизни. В творчестве группы "Эстридентистов" и группы "Контемпоранеос" по-разному воплотились тенденции авангардизма. Идея национального самовыражения и самоутверждения, ставшая господствующей в литературе М. 20—30-х гг., разрабатывалась в трудах философа Х. Васконселоса (1882—1959), поэта, философа-эссеиста А. Рейеса (1889—1959) и др. Позднее её исследование было продолжено и обогащено в трудах поэта О. Паса (р. 1914).

В современной мексиканской прозе выделяются два всемирно известных писателя, экспериментирующих с формой романа. Один из них — лауреат ряда престижных литературных премий Карлос Фуэнтес (р. 1928 г.), автор знаменитых романов Смерть Артемио Круса (La muerte de Artemio Cruz, 1962 г.), Смена кожи (Cambio de piel, 1967 г.), Терра Ностра (Terra Nostra, 1975 г.), Христофор Нерожденный (Cristobal Nonato, 1987 г.) и многих других, а также рассказов, повестей, эссе, публицистических работ. Другой — Фернандо дель Пасо (р. 1935 г.), создавший нашумевшие романы Хосе Триго (Jose Trigo, 1966 г.), Палинур Мексиканский (Palinuro de Mexico, 1975 г.) и Новости из империи (Noticias del imperio, 1987 г.).

Радикальное обновление художественного языка мексиканской поэзии начали поэты группы "Контемпоранеос" (1928-1931 гг.), куда входили Хайме Торрес Бодет (1902-1974 гг.), Карлос Пельисер (1899-1977 гг.), Хосе Горостиса (1901-1973 гг.), Сальвадор Ново (1904 — 1974 гг.), Хавьер Вильяуррутия (1904-1950 гг.) и др. Их начинания подхватили и творчески развили Эфраим Уэрта (р. 1914 г.) и Октавио Пас, лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1990 год.

Важную роль в литературном процессе Мексики в 20 в. сыграла эссеистика с ее центральной темой поиска латиноамериканской и мексиканской сущности. Выдающиеся произведения в этом жанре создали культурфилософы Хосе Васконселос (1881-1959 гг.), Альфонсо Рейес (1889-1959 гг.), Антонио Касо (1883-1946 гг.), Самуэль Рамос (1897-1959 гг.), Октавио Пас (1914 — 1998 гг.) и Леопольдо Сеа (1912 — 2004 гг.).

Кинематограф и драматический театр. Мексика занимает лидирующее положение в латиноамериканском кинематографе. В начале 1980-х годов в стране ежегодно производилось около сотни полнометражных фильмов, которые затем распространялись по всему испаноязычному миру. Международные премии в области кинематографа получили режиссеры Эмилио Фернандес по прозвищу "Индеец" и братья Родригесы, оператор Габриель Фигероа, а также испанский режиссер Луис Бунюэль, который в 1947 году приехал в Мексику и создал здесь несколько фильмов, получивших всемирную известность. Мексиканец Марио Морено, один из самых популярных латиноамериканских актеров, своей пантомимой и актерской манерой напоминает Чарли Чаплина.

В мексиканских селениях и провинциальных городках до сих пор бытует народный театр под названием "карпа" (букв. "палатка", парусиновый полог"). Это разновидность передвижных шапито, где труппы бродячих комедиантов показывают водевили. В 1956 году в Национальном институте изящных искусств был создан Департамент народного театра, готовивший актеров и режиссеров для "карпы". Из профессиональных мексиканских театров крупнейшие — столичные театры "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсурхентес", Театр для детей и кукольный "Гиньоль".

Основоположником современной мексиканской драматургии стал Родольфо Усигли (1905 — 1979 гг.), создавший в конце 1920-х годов экспериментальный театр. В 1940-1960-е годы он написал ряд сатирических, исторических и психологических драм, которые с большим успехом шли на сценах Латинской Америки. Новые принципы театральной эстетики разрабатывали в своих произведениях драматурги Хавьер Вильяуррутия, Селестино Горостиса (1904-1967 гг.), Маурисио Магдалено (1906 — 1986 гг.), Сальвадор Ново и современные драматурги Эмилио Карбальидо, Луис Басурто, Элена Гарро, Вильберто Кантон и Карлос Солорсано.

Музыка. Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Некоторое мелодическое однообразие вокальной музыки возмещалось ритмическим богатством инструментальной, использовавшей развитую систему ритмического многоголосия. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных. В ряде городов существовали специальные школы, где обучали музыке. Песни были связаны с религиозными и культовыми обрядами. Пением и музыкой сопровождались многие трудовые процессы. Некоторые танцы, пантомимы представляли собой своеобразные "театрализованные действа".

С начала 16 в. развивается профессиональная музыка. В 1523 монах П. де Ганте основал в Тескоко первую в стране музыкальную школу, где индейцев обучали церковной музыке. В 1527 музыкальная школа открылась в Мехико. 16—17 вв. — период расцвета церковной музыки, служившей одним из средств обращения индейцев в христианство. К 18 в. церковная музыка пришла в упадок; светская же музыка до конца 18 в. была представлена преимущественно домашним музицированием. С начала 19 в. в столице и крупных городах ставились оперы итальянских композиторов. В 1825 в Мехико композитор и дирижёр М. Элисага основал первую в стране музыкальную академию, в 1826 — симфонический оркестр. В 1866 открыта консерватория, реорганизованная в Национальную консерваторию в 1877. С середины 19 в. выдвигаются национальные композиторы, работавшие преимущественно в жанре оперы: С. Паниагуа-и-Васкес, А. Ортега, М. Моралес. Их творчество отмечено сильным влиянием европейского, особенно итальянского оперного искусства. Европейской ориентации придерживались также композиторы конца 19 — 1-й половины 20 вв. Р. Кастро, Р. Тельо, Х. Каррильо, Х. Ролон. М. Пенсе первым среди мексиканских композиторов обратился к использованию национального музыкального фольклора.

Профессиональная музыкальная культура Мексики в 20 в. породила ряд выдающихся композиторов. Основоположники национальной композиторской школы — С. Ревуэльтас и К. Чавес (1-я половина 20 в.). В 1920-е годы Карлос Чавес (1899-1978 гг.), задавшись целью обновить мексиканскую музыку и придать ей национальный характер, стал использовать в своих сочинениях индейские темы, мелодии и музыкальные инструменты. Чавес был основателем и главным дирижером Национального симфонического оркестра (создан в 1928 г.), директором консерватории в Мехико (1928-1934 гг.); он много гастролировал за рубежом и получил международное признание. Начинания Чавеса продолжили известные композиторы Мануэль Мария Понсе (1882-1948 гг.) и Сильвестре Ревуэльтас (1899-1940 гг.). Большой вклад в развитие мексиканской музыкальной культуры внесли Блас Галиндо Димас (1910 — 1993 гг.), директор консерватории в 1947-1961 гг., фольклорист Висенте Торибио Мендоса (1894-1964 гг.), музыковед Отто Майер-Серра (1904-1968 гг.), композиторы Канделарио Уисар (1883-1970 гг.), Мигель Берналь Хименес (1910-1956 гг.), Хосе Пабло Монкайо (1912-1958 гг.), Хосе Ролон (1883-1945 гг.), Родольфо Алатер, Луис Санди и др. Среди ведущих музыкальных деятелей 1970-х гг.: композиторы Д. Аяла, Б. Галиндо, Р. Альфтер, дирижёр Л. Эррера де ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг, пианисты К. Барахас и М. Т. Кастрильон, гитарист А. Брибьеска, певица Х. Арая, исполнительница народных песен Э. Касановас.

В Мехико работают Национальный симфонический оркестр, Симфонический оркестр университета, Национальная опера, Высшая музыкальная школа при университете. Симфонические оркестры имеются в ряде провинциальных городов. Большой популярностью пользуются многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие народную музыку. Выпускается журнал "Nuestra musica".

На большей части территории современной Мексики бытует индейская музыка, испытавшая воздействие испанской и креольской музыкальной культуры. Истоки креольской музыки — в ладовой и метроритмической структуре, а также в традиционных формах испанской песенной поэзии, но она обладает и специфическим характером и колоритом, отличающими её от испанской музыки. Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Наиболее распространённые песенно-танцевальные формы креольского фольклора — сон, харабе, уапанго, хабанера; песенные — кансьон, корридо. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910-1920-е годы. Традиционный народный музыкальный инструмент — гитара (разновидности — гитаррон и харанита); популярны скрипка и арфа (старинной конструкции, без педалей). В инструментальные ансамбли, сопровождающие танцы во время праздников, часто добавляются трубы.

В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. "старички"), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием "мавры и христиане", бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца — пляска женщины на полях мужского сомбреро.

В Мексике популярны самобытные народные инструменты. Широкое распространение во всей стране, особенно в центральной зоне, получили инструментальные ансамбли марьячи. Основу ансамбля обычно составляют две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (т.н. гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет. В южной Мексике популярен деревянный ксилофон маримба.

В отдельных местностях сохраняются индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес вызывает необычное фольклорное представление под названием "воладор" (букв. "летатель"): четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Все это происходит под грохот барабанов и пронзительные звуки флейты чиримия. Весьма живописны и церемонии индейцев яки — "олений танец" и "лас пасколас".

Огромную роль в распространении и пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл великолепный фольклорный балет, созданный в начале 1960-х годов. Этот коллектив сочетает умело стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой.

Балет. В основе хореографического искусства Мексики — танцевальный фольклор, который сочетает древние танцы коренного населения индейцев и традиции испанских танцовщиков. Современный сценический танец начал формироваться в 1930-х гг. под влиянием американского танца "модерн". В результате соединения фольклора и танца "модерн" возникли своеобразные национальные формы. В 1947 композитор К. Чавес при Национальном институте изящных искусств организовал Академию мексиканского танца (во главе с А. Мерида и Г. Браво). В 1947—1963 гг. работала труппа Балет изящных искусств (финансировалась государством). С 1947 года существует Национальный балет, созданный Браво и Х. Лавалье. В числе коллективов начала 70-х гг. — Современный балет Академии мексиканского танца (балетмейстер Б. Хенкель), труппа Независимый балет (основана в 1966 г.) и др. Программы этих трупп чаще всего основываются на танце "модерн". Большое развитие получил коллектив, выступающий с фольклорным репертуаром — Фольклорный балет М. (основан в 1952 г., балетмейстер А. Эрнандес; в 1965 г. гастролировал в СССР; с 1968 года назывался Балет пяти континентов, с 1971 года — Международный фольклорный балет). С 1966 года в Мехико проводятся ежегодные конкурсы танца. В 1971 году при Академии мексиканского танца создана группа из танцовщиков — исполнителей танцев, характерных для различных частей страны. Интерес к европейскому балету возник только в 1950-е гг. В 1952—68 гг. работала балетная группа Концертный балет (в начале 70-х гг. получила название Классический балет), в репертуаре спектакли классического наследия, балеты современных хореографов, а также мексиканские балетмейстеры Н. Хаппи, Н. Контрерас и др.

Драматический театр. В основе театрального искусства Мексики — древние индейские культовые обряды. С 1597 года в Мехико существовал театр под названием "Дом комедии". В 16 в. после колонизации страны испанцами миссионеры устраивали во время празднеств театральные представления на религиозные сюжеты с целью распространения католичества среди индейцев. В 1670 году в Мехико открылся первый постоянный публичный театр "Колисео"; в 18 в. был построен "Нуэво Колисео" (1735 г.); созданы постоянные театры в Гвадалахаре (1758 г.), Веракрусе (1787 г.) и др. На сцене ставились только произведения испанских авторов и выступали актёры-испанцы. Лишь в результате борьбы за независимость в 19 в. мексиканский театр постепенно освобождался от испанского влияния, приобретая национальные черты. В 1823 году был открыт "Театро дель паленке де лос гальос" — первый театр для народа. Началась подготовка актёров национального театра на драматическом отделении Национальной консерватории (с 1877 г.), в "Лицее Мехико" (основан в 1867 г.), в Консерватории музыки и декламации (основана в 1875). События Мексиканской революции 1910—17 гг. способствовали углублению интереса к национальной культуре, фольклору. На сцене мексиканских театров появились пьесы видных драматургов 19 — 1-й половины 20 вв.: М. Э. Горостисы, Ф. Гамбоа, Х. Х. Руэды, Х. Х. Гамбоа, М. Давалоса и др. Значительную роль в активизации театральной жизни сыграла деятельность труппы (основана в 1917 г.) под руководством актрисы и режиссёра В. Фабрегас, которая настойчиво пропагандировала произведения мексиканских драматургов — В. М. Диаса Барроса, Х. Вильяуррутии, Р. Усигли и др. В 1923 году был создан Союз драматургов, активно участвовавший в создании национальной театральной культуры. С конца 20-х гг. возникло движение за обновление театра, организовывались прогрессивные, т. н. экспериментальные труппы — "Улисес", "Орьентасьон", "Театро де аора" и др. В 1946 году в Мехико создан Национальный институт изящных искусств, при котором открыта школа, готовящая актёров и режиссёров. С начала 50-х гг. большое распространение получило движение университетских театров. Среди театров Мехико: "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсурхентес"; имеются Театр для детей и кукольный театр "Гиньоль", работает Народный театр на открытом воздухе. Ставятся пьесы национальных драматургов — М. Э. Горостисы, Р. Усигли, Э. Карбальидо, С. Маганьи, Л. Г. Басурто, а также классиков — Эсхила, Софокла, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и др. В числе деятелей театра: М. Дуглас, И. Лопес Тарсо, Д. дель Рио, Х. Гальвес, М. Т. Монтоя, И. Ретес, Р. Льямас, Х. Соле, Секи Сано. Выпускается журнал "El teatro en Mexico". Существует Национальный музей театра.

Кино. С конца 90-х гг. 19 в. в Мексике снималась кинохроника, в 1905 году поставлен первый художественный фильм. Основная продукция 1910-х гг. — короткометражные комедии, мелодрамы. В 20-е гг. кинопроизводство резко сократилось из-за экспансии Голливуда, в 30-е гг. с появлением звука в кино оно стало быстро расширяться; выпускались многочисленные коммерческие музыкальные киноленты с участием популярных певцов. Значительным событием в жизни мексиканских деятелей кино явилась работа советских кинематографистов во главе с режиссером С. М. Эйзенштейном, снимавшим в 1931—32 гг. фильм о Мексике. В фильмах 30—40-х гг., созданных режиссерами Э. Гомесом Муриелем, К. Наварро, Ч. Уруэтой, Х. Бустильо Оро, М. Контрерасом Торресом, М. Сакариасом и др., отражались социальные конфликты, революционные события в истории Мексики, жизнь народа. Мировую известность получило творчество режиссера Э. Фернандеса, постановщика прогрессивных, высоких по художественному уровню кинокартин: "Мария Канделярия" (1944 г.), "Жемчужина" (1947 г.), "Рио Эскондидо" (1948 г.), "Сельская девушка" (1949 г., в прокате СССР — "Мексиканская девушка") и др. Среди лучших произведений мексиканского киноискусства 50 — начала 70-х гг.: "Корни" (1955 г., режиссер Б. Алазраки), "Мокрые спины" (1955 г., режиссер А. Галиндо), кинотрилогия о национальном герое Панчо Вилье, осуществленная режиссером И. Родригесом, "Тисок" (1956 г., режиссер И. Родригес), "Педро Парамо" (1966 г., режиссер К. Вело), "Партизанка Вильи"(1967 г., режиссер М. Морайте), "Валентин из Сьерры" (1967 г., режиссер Р. Кардена), "Эмилио Сапата" (1970 г., режиссер Ф. Касальс). В числе кинодеятелей Мексики: актёры М. Феликс, Д. дель Рио, И. Лопес Тарсо, А. де Кордова, оператор Г. Фигероа. В 1972 году снималось свыше 70 художественных фильмов, работало 2000 кинотеатров.

Образование. В Мексике введено светское образование, что не является препятствием для деятельности частных религиозных школ. Несмотря на законодательно закрепленное бесплатное обязательное начальное образование, 9% подростков от 6 до 17 лет не имеют возможности посещать школу по причине материальных затруднений. По данным на 1995 год в Мексиканском национальном автономном университете (основан в 1553 г.) обучалось 330 тыс. студентов. Кроме него, в стране функционирует еще полсотни университетов. Одним из лучших считается Технологический институт в Монтеррее.

Мексиканское правительство проводит политику вовлечения индейцев в сферу современной цивилизации. С этой целью в индейских поселениях создаются культурные миссии, где трудятся несколько специалистов различного профиля — например, медсестра, учитель, плотник, агроном, работник социальной сферы. Они посещают близлежащие районы, изучают индейские обычаи и затем передают свои знания индейцам, но таким образом, чтобы не подорвать основ их самобытной культуры. Эта программа оказалась настолько эффективной, что под эгидой ЮНЕСКО на озере Пацкуаро был создан Центр фундаментальной подготовки учителей для других стран Латинской Америки с высоким процентом индейского населения.

Музеи и библиотеки. В столице расположены многочисленные музеи, среди них — Национальный музей антропологии, Национальный музей истории в замке Чапультепек, Музей живописи и скульптуры "Сан-Карлос", Музей естествознания и Национальный музей, расположенный в Национальном дворце на площади Сокало в центре города.

При каждом университете имеется богатая библиотека. Мексиканская национальная библиотека, основанная в 1833 году, насчитывает свыше 1 млн. томов и располагает ценной коллекцией редких книг и документов.

Спорт. Наиболее популярными видами спорта являются бейсбол, футбол, конные бега, бой быков, хай алай (баскская национальная игра в мяч наподобие гандбола), теннис, баскетбол, волейбол, гольф и плавание. В Мехико выстроены две арены для боя быков, одна из них — крупнейшая в мире. Национальный стадион вмещает 80 тыс. зрителей, новый Олимпийский стадион в Университетском городке — 100 тыс. зрителей. Огромная рельефная роспись Диего Риверы на внешней стене Олимпийского стадиона воссоздает историю спорта в Мексике.

Телевидение и радиовещание. Мексика первая из латиноамериканских стран начала телевещание. Многие телепрограммы транслируются из США, но большинство — мексиканского производства. Мексиканские телепрограммы распространяются по всей Латинской Америке и частично на территории США.

Пресса и книгоиздательское дело. Наиболее популярны газеты "Эксельсиор", независимый столичный ежедневник консервативного направления, "Универсаль", "Пренса", "Эсто" (самая читаемая газета с ежедневным тиражом более 400 тыс. экземпляров), "Уно мас уно" — малотиражное, но престижное издание левой оппозиции) и "Новедадес" (тираж 190 тыс.) знаменитая своим еженедельным обозрением культуры. Ведущие газеты провинциальных центров — "Эль Норте", выходящая в Монтеррее, "Соль де Тампико" и "Оксиденталь" — в Гвадалахаре. Крупнейшие провинциальные газеты находятся в ведении правительства.

Среди многочисленных мексиканских издательств выделяется "Фондо де культура экономика", созданное в 1934 году группой молодых интеллектуалов. Издательство выпускает литературу различного профиля. В начале 1990-х годов в стране ежегодно выходило ок. 2500 названий. Мексиканские книги популярны во всем испаноязычном мире.

Праздники

Конец февраля – ежегодный карнавал
День весеннего равноденствия – праздник весны с костюмированными шествиями и восхождением на пирамиды Теотиуакана
16 сентября – день независимости
12 декабря – день Девы Гваделупской, фестиваль и паломничество в столицу

Полезная информация

Интренет-домен - .mx
Телефонный код - +52
Часовый пояс - GMT-6,-7,-8

Официальный сайт президента Мексики - http://www.presidencia.gob.mx/
Официальный сайт правительства Мексики - http://www.gobernacion.gob.mx/