Сан-Хуан-Чамула - священная кока-кола
На первый взгляд Сан-Хуан-Чамула - обычная деревня. Холмы, усыпанные глиняными домиками, повсюду женщины в толстых черных с начесом юбках, подпоясанных цветными ремнями, и с подушками на голове, мужчины - в белых или черных пончо тоже с начесом и в непременных шляпах... Однако на этом параллели с обычным миром заканчиваются.
Главная площадь Сан-Хуан-Чамулы все время как под артобстрелом. Если не выносят святых, то обязательно что-то празднуют, а в честь этого взрывают несметное количество пиротехники. На этот раз выносили святых. Петард не жалели, некоторые рвались прямо под ногами. Вокруг жрецов, несущих фигуры святых, шествовали служители с белыми гладиолусами и петардами. За процессией стройными рядами текла гигантская толпа прихожан. Казалось, это другая планета.
Ощущение усилилось в церкви Темпло-де-Сан-Хуан (Сан-Хуан, почитаемый здесь, - это не кто иной, как Иоанн Креститель). Слева от входа - светлая половина, мужское начало, день, жизнь и все хорошее, а справа - половина ночи, зла, женского начала и темных сил. На женской половине - два окна, из которых свет всегда падает на дневную сторону, освещая все то прекрасное, что связано с мужским началом. Нас не покидало чувство, что это какой-то мистический фильм ужасов. Повсюду горели сотни свечей, на полу в полумраке сидели индейцы, у входа другие вовсю бренчали на гитарах и незнакомых инструментах.
Тут надо отметить, что за последние двадцать лет 30 тысяч жителей, т.е. почти треть населения, были изгнаны из общин Чамулы за «ересь, идолопоклонство и неуважение к традиции». Это были евангелисты, адвентисты, неверующие и другие католики, просто считающие своим покровителем не Сан-Хуана, а какого-нибудь другого святого. Таков основной принцип религиозной политики властей Чамулы: теперь здесь всего одна церковь. Все остальные уничтожены, дома иноверцев сожжены, а сами они с семьями изгнаны. Этот индейский народ говорит на языке цоциль, их верования - смесь баптизма, католицизма, шаманизма, доиспанских традиций и собственных изобретений. Таких, например, как обожествление кока-колы (а также пепси и других газированных напитков)... Этот магический напиток тут везде - даже на алтарях перед коленопреклоненными прихожанами.
Кока-кола - священна. Люди верят, что вместе с отрыжкой злой дух покидает тело. Раньше они пили что-то вроде браги из ананасов для того же эффекта. Но потом пришла цивилизация и принесла духов в бутылке. Интересно, знает ли руководство компании «Кока-кола» о том, что 60000 человек поклоняются газировке? Человек, купивший франшизу на поставку газировки, имеет здесь миллионы и лучший дом в деревне, с колоннами и цветами у входа, тогда как у остальных - глиняные мазанки. Хотя некоторые сумели разбогатеть на продаже свечей, которые тут сотнями используются для обрядов.
Когда житель деревни заболевает, он идет к шаману-курандеро и просит его вылечить. Шаман запасается пошем (местным алкоголем), яйцами, тремя разными газировками, свечами и живой курицей, и они отправляются в церковь совершать обряд изгнания злых духов.
В церкви происходило одновременно несколько таких обрядов исцеления. На полу зажгли свечи. Шаман налил немного поша и стал водить стопкой над огнем, заговаривая болезнь. Дал выпить больному (и сам не отставал). За один обряд, в зависимости от тяжести болезни, выпивается от половины до целой бутылки поша (крепость 35 градусов). Затем шаман поинтересовался состоянием больного. Человек жаловался на боль в животе, и обряд продолжался. После поша пришло время кока-колы. Когда после трех бутылок газировки облегчения не наступило, в ход пошли яйца (ими обмазали больного), после чего оставалось только одно - жертвоприношение курицы: болезнь должна была уйти вместе со смертью птицы. Прямо здесь, перед образами?! Но в этот момент у больного случилась магическая отрыжка, и ему стало значительно легче. Миссия шамана была выполнена, и оба, заметно навеселе и с выжившей курицей под мышкой, отправились восвояси.
Деревня оставила странное и страшное чувство. Как будто нам показали, как мог бы развиться наш мир. Хорошо, что у нас все по-другому.
Советы путешественникам:
Мексика – страна католическая, крестные ходы собирают миллионы верующих. Однако тут полно синкретических религий, основанных на смеси католицизма, доиспанских традиций и шаманизма.
Планируйте свой маршрут не меньше чем на месяц – иначе ничего не успеете посмотреть.
Не носите с собой крупные суммы денег – все путеводители пишут о высоком уровне уличной преступности.
Вы уже потеряли счет городам майя, которые стоит посмотреть? Не отчаивайтесь: из Мериды ходит автобус, который за день проезжает Ушмаль и несколько городов так называемой Рута-Пуук, делая в каждом достаточно длинные остановки.
Мексика - рай для покупки подарков. Самые дешевые и разнообразные рынки кустарного промысла - в Оахаке и Сан-Кристобаль-де-Лас-Касасе. Здесь можно купить расшитые покрывала, пледы, полосатые юбки, стильные кожаные сумки, шляпы, календари майя и ацтеков, керамику и индейские маски. Самые красивые гамаки в стране делаются на полуострове Юкатан - в Мериде или Тулуме.
Цены в меню ресторанов не включают чаевых, которые составляют обычно 10% от стоимости заказа. Кроме чаевых, к цене могут быть прибавлены различные налоги - от 2 до 25%. Все цены лучше уточнять.