Вместо предисловия
3 октября
Следующим важным шагом на пути преобразований стал Закон об аграрной реформе от 24 июня
Тупак Амару, или, как называют его в Республике Перу, «великий мятежник», — вождь индейского крестьянского восстания, потрясшего устои колониального режима в стране два столетия назад.
Обращение перуанских лидеров к памяти легендарного повстанца представляется нам закономерным. За всю длительную историю в Перу не было другого такого политического деятеля, который бы столь самоотверженно и целеустремленно боролся за уничтожение беспощадного социального и национального угнетения индейцев, за признание крестьянина-индейца, изгоя, полноправным гражданином своей земли. Для Революционного правительства, решительно взявшегося за перестройку архаического крестьянского уклада, имя Тупак Амару стало символом намеченной программы реформ. После долгого забвения Тупак Амару объявлен ныне национальным героем Перу, его имя присвоено парадному залу правительственной резиденции, его портрет украшает рабочий кабинет президента республики.
Биография Хосе Габриэля Кондорканки, или, как он предпочитал называть себя, Тупак Амару, мало знакома нашему читателю. Советские историки до недавнего времени ограничивались кратким или беглым упоминанием о нем, лишь в последние годы появились специальные статьи, посвященные его деятельности[2].
Тупак Амару оставил значительное документальное наследство: до нас дошли его манифесты, указы, воззвания, письма к соратникам и политическим противникам. Сохранилось множество свидетельств современников: донесения вице-королей, послания епископов и отчеты королевских чиновников всех рангов, частная переписка очевидцев событий тех далеких лет.
Весь упомянутый свод документов публиковался в продолжение XIX и XX столетий. В монументальном издании, приуроченном к 150-летию независимости Перу, материалы о восстании Тупак Амару составляют несколько солидных томов[3]. Продолжают уточняться многие события и факты, связанные с восстанием, которое коснулось судеб тысяч людей в колониальном Перу и за его пределами. Фигура этого крестьянского вождя давно привлекает внимание зарубежных ученых, обширная библиография по движению Тупак Амару насчитывает десятки работ, в числе их авторов — перуанцы, аргентинцы, североамериканцы[4].
Для того чтобы осмыслить весь накопленный материал, потребовалось бы написать не одну книгу. Автор ставит перед собой более скромную задачу — охарактеризовать основные вехи жизненного пути Тупак Амару и важнейшие этапы возглавленного им движения.
Легендарный Тупак Амару особенно интересен тем, что принадлежал одновременно прошлому, настоящему и будущему. Сын XVIII в., он остро ощущал связь времен.
Один из потомков инкской династии, этот индейский вождь как бы принял эстафету от поколений, создавших высокоразвитую самобытную культуру, корни которой уходят в толщу тысячелетий. Как и далекие предки, Тупак Амару называл себя с гордостью Инкой, в его представлении это значило прежде всего быть пламенным защитником индейских народов. Однако кровно связанный с миром индейцев, он отнюдь не замкнулся в нем. Сердце Инки было открыто всем угнетенным, а мировоззрение — свободно от национальных предрассудков. Тупак Амару мечтал создать такое общество, в котором жили бы, «как братья, соединенные воедино», люди всех оттенков кожи, рожденные на американской земле. Мечта, достойная подлинного гуманиста и поныне не воплотившаяся в жизнь. Вот почему Тупак Амару принадлежит не только прошлому, но и будущему своей страны.
Не примечательно ли, что спустя 200 лет после трагической гибели Тупак Амару значение его личности как бы заново открылось потомкам? Заветы Великого повстанца не потеряли остроты и по сей день, и сегодня они созвучны самым сокровенным чаяниям более чем 10 миллионов индейцев и метисов, чаяниям подавляющего большинства населения современной Республики Перу.
Вот что писал о нем перуанский историк и общественный деятель Луис Валькарсель: «Тупак Амару — воплощение Перу, ее высокое и бессмертное выражение, пролитая им кровь стала плодотворным источником нашей свободы. Грандиозное потрясение, в которое вылилось восстание, перевернуло Испанскую Америку»[5].
Каким же он был — мятежный Тупак Амару, восставший Инка XVIII в.?
[1] Cornejo R. Е. Velasco о el рrоceso de una revolucion.
[2] Мирошевский В. М. Освободительные движения в американских колониях Испании от их завоевания до войны за независимость (1492—1810 гг.). М.— Л, 1946, с. 71—72; Война за независимость в Латинской Америке. 1810—1826. М., 1964, с. 20; Альперович М. С., Слёзкин Л. Ю. Образование независимых государств в Латинской Америке. М., 1966, с. 33; Альперович М. С. Испанская Америка в борьбе за независимость. М., 1971, с. 41; Зубрицкий Ю. А. Великое восстание.— Перу. 150 лет независимости. М., 1971, с. 29—55; он же. Инки-кечуа. М., 1975, с. 126—132; Созина С. А. Великий индейский повстанец Тупак Амару.— Новая и новейшая история, 1973, № 3—4; Самаркина И. К. Община в Перу. М., 1974, с. 94—96; Валькарсель Д. Тупак Амару, революционер.— Латинская Америка, 1975, № 4; Гавриков Ю. П. Перу: от инков до наших дней. М., 1977, с. 28—32.
[3] Coleccion documental de
[4] Автор не задавался целью дать историографический очерк литературы о восстании в полном объеме. Историю издания документального наследия см.: Valcarcel С. D. El retrato de Tupac Amaru.
Большой вклад в разработку проблем, связанных с восстанием Тупак Амару, внес прогрессивный аргентинский ученый Болеслао Левин. Его капитальный труд «Tupac Amaru, el rebelde. Su ёроса, sus luclias у su influencia en el continente» (t. 1—2.
Среди перуанских историков следует отметить К. Д. Валькарселя, его труды по различным проблемам движения Тупак Амару, в частности публикации малоизвестных источников. К. Д. Валькарсель — автор исследования «Восстание Тупак Амару» и редактор двух томов документов по истории восстания, вошедших в уже упоминавшееся «Собрание документов по истории независимости Перу».
[5] Valcarcel L. Е. Ruta cultural del Peru.