Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Предисловие

Сборник ::: Культура Мексики ::: Курин К.Н.

Предисловие

Мексика — одна из наиболее крупных и развитых стран Латинской Америки, страна древних индейских культур, внес­ших ценнейший вклад в мировую цивилизацию. Мексику трудно себе представить как без гигантских пирамид — сооружений древних индейцев, так и без всемирно известной монументальной живописи, прекрасной музыки и танцев, замечательных изделий народных мастеров-умельцев. Поражают контрасты мексиканской природы, ее естественных богатств. На территории страны, за­нимающей почти 2 млн. кв. км, простираются обширные пустыни, возвышаются горные цепи, раскинулись непроходимые тропиче­ские леса. В ее недрах таятся богатейшие залежи нефти, бла­городных и цветных металлов и других полезных ископаемых. Но самое большое богатство страны — это мужественный и трудолюбивый мексиканский народ (он насчитывает сейчас 65 млн. человек), который в героической борьбе с испанскими колонизаторами в начале XIX в. завоевал государственную само­стоятельность. Самоотверженная борьба против многократных по­пыток агрессивных сил Соединенных Штатов Америки и других капиталистических государств оккупировать Мексику наложила глубокий отпечаток на историческое развитие страны, способ­ствуя упрочению ее революционных традиций. Почти все второе десятилетие XX в. в Мексике бушевало пламя антифеодальной и антиимпериалистической борьбы, вошедшей в историю под на­званием Мексиканской буржуазно-демократической революции 1910—1917 гг. Большую роль в ней сыграло революционно на­строенное крестьянство во главе с выдающимися вождями Фран­сиско Вильей и Эмилиано Сапатой. Благодаря широкому участию народных масс революция вызвала к жизни социальные преоб­разования, которые открыли путь к более быстрому развитию капиталистических отношений.

Народный танец
Народный танец

Огромное воздействие на умы и сердца мексиканцев, на раз­витие политической борьбы труда с капиталом, на распростране­ние идей марксизма среди трудящихся оказала Великая Октябрь­ская социалистическая революция. «Дело, за которое борются революционная Мексика и недавно освободившаяся Россия,— говорил выдающийся крестьянский вождь и революционер Эми­лиано Сапата,— это общее дело всего человечества, в котором за­интересованы все угнетенные народы».

Передовая часть рабочих, крестьян, интеллигенции обратила свои взоры к Советской России, ибо видела в Великой Октябрь­ской социалистической революции путь, по которому должна пойти Мексика. Как говорил тогда один из организаторов коммунистических кружков, пламенный пропагандист марк­сизма в Мексике М. Диас Ра­мирес, все симпатии трудящих­ся, «все их надежды и чаяния обращены к той земле, откуда струится свет, который, как они это инстинктивно сознают и желают этого, приблизит час их избавления от ига капитализ­ма».

В 1919 г. под влиянием победы Великого Октября была создана Мексиканская комму­нистическая партия, что опре­делило качественно новый этап в классовой и антиимпериали­стической борьбе рабочих и всех трудящихся Мексики. Од­ним из важных шагов на пути борьбы за национальную неза­висимость страны стало уста­новление 4 августа 1924 г. под давлением настойчивых требо­ваний народа, всей демократической общественности дипломати­ческих отношений Мексики с Советским Союзом. Это был важный политический акт, утвердивший суверенное право Мексики поддер­живать отношения с любой страной мира вопреки противодейст­вию правящих кругов США.

Яркую страницу в свою историю вписала Мексика борьбой против империализма в 30-е годы. В условиях широкого рево­люционно-демократического движения народных масс, в котором активное участие принимал рабочий класс, демократическим пра­вительством во главе с президентом Ласаро Карденасом (1934—1940) была национализирована собственность англо-американ­ских нефтяных компаний, экспроприированы крупные иностран­ные землевладения и проведены другие социально-экономические преобразования. Прогрессивные реформы заложили основы госу­дарственного сектора, который с годами стал главным рычагом экономического развития. За ряд десятилетий Мексика из отста­лой аграрной страны превратилась в одну из наиболее развитых в промышленном отношении стран латиноамериканского региона.

Там построены крупные современные предприятия, индустриаль­ные комплексы, сооружены новые гидростанции, автострады. Однако независимое экономическое развитие Мексики тормозится и одновременно деформируется иностранным, глдвным образом американским, капиталом, империалистическими монополиями, которые продолжают сохранять важные позиции в традиционных отраслях (горнодобывающей, текстильной) мексиканской про­мышленности. С помощью соглашательских кругов крупной бур­жуазии страны они проникают и в новые отрасли обрабатываю­щей индустрии, приспосабливая их к своим интересам.

В 1975 г. общая сумма иностранных капиталовложений в Мексике составила 3,4 млрд. долл. Ее внешняя задолженность выросла к 1977 г. до 22,9 млрд. долл. Это не может не сказы­ваться отрицательно на положении трудящихся масс. Увеличи­вается инфляция, растут цены на товары первой необходимости. Три четверти трудового населения имеют заработок ниже прожи­точного минимума. Почти половина мексиканцев ютятся в жал­ких лачугах, 7 млн. человек продолжают оставаться неграмотны­ми. В крайне тяжелом положении находятся сельские трудящие­ся. Хотя в Мексике в отличие от многих латиноамериканских стран проведена аграрная реформа, однако аграрная проблема далеко не решена. В стране насчитывается 13 тыс. владений пло­щадью свыше 1 ООО га каждое, на которые приходится 92 млн. га земли. Малоземельные крестьяне и общинники,— а их сейчас на­считывается 3 млн.— регулярно пополняют армию наемных работников: из-за отсутствия средств на содержание крошечных наделов многие из них вынуждены работать на полях латифунди­стов за мизерную плату, часто не превышающую 50 долл. в год.

В поисках средств к существованию многие из сельских тру­дящихся уезжают в крупные города, где перебиваются случай­ными заработками, увеличивая армию частично и полностью без­работных. Сейчас их насчитывается 10 млн. человек, или до 50% всей рабочей силы страны. Тысячи крестьян выезжают на зара­ботки в США.

Углубление социально-экономического кризиса в стране ведет к обострению социальных противоречий, усилению классовой антиимпериалистической борьбы. Ширится борьба рабочего клас­са, крестьян, всех прогрессивных сил против местной олигархии и иностранных монополий, за демократизацию профсоюзной и политической жизни. Большое значение для развития освободи­тельного революционного движения в стране имел XVII Нацио­нальный съезд Мексиканской коммунистической партии (декабрь 1975 г.). Съезд поставил задачу активно использовать президент­ские и парламентские выборы 1976 г. для легализации и спло­чения всех левых прогрессивных сил. Исходя из этих задач, ком­партия приняла участие в избирательной кампании в союзе с другими левыми организациями на основе единой демократи­ческой платформы. Массовость этой кампании и ее значительные успехи — кандидату объединенных левых сил коммунисту Вален­тину Кампе отдали свои голоса 1 млн. избирателей из 17 млн., принявших участие в Выборах,— свидетельствуют о возросшем влиянии политического авангарда пролетариата на развитие де­мократической, антиимпериалистической борьбы.

Важным шагом в укреплении экономической самостоятельно­сти страны патриотические силы считают проведение независи­мой внешней политики. Мексика, следуя своим миролюбивым освободительным традициям, стремится проводить политику, от­вечающую национальным интересам. Советские люди высоко це­нят позитивный вклад Мексики в борьбу за урегулирование всех международных проблем мирным путем, в борьбу за всеобщее разоружение, за полное запрещение ядерного оружия, мирное разрешение территориальных споров и в ряд других вопросов.

О стремлении Мексики развивать всесторонние отношения со всеми странами мира говорит ее сотрудничество с СЭВ.

Отношения между Мексикой и Советским Союзом являются дружественными, основанными на принципах равенства, взаим­ного уважения и невмешательства во внутренние дела друг дру­га, отвечающими интересам советского и мексиканского народов, делу укрепления всеобщего мира и международного сотрудниче­ства. Убедительным свидетельством этому послужил первый в истории советско-мексиканских отношений визит президента Мексики Л. Эчеверрии Альвареса в апреле 1973 г. в СССР. В 1976 г. советская делегация во главе с заместителем Предсе­дателя Президиума Верховного Совета СССР П. Г. Гилашвили присутствовала на официальной церемонии вступления на пост нового президента Мексики Хосе Лопеса Портильо. В своей про­граммной речи новый президент заявил, что Мексика и впредь будет выступать за укрепление суверенитета и независимости го­сударств, за мирное разрешение меячдународных вопросов. Это открывает новые перспективы дальнейшего развития отношений между СССР и Мексикой.

В мае 1978 г. состоялся официальный визит в Советский Союз Президента Мексики Хосе Лопеса Портильо, прибывшего в нашу страну по приглашению Президиума Верховного Совета СССР и Советского правительства. Во время переговоров между со­ветской и мексиканской сторонами, проходившими в дружест­венной обстановке, состоялся широкий обмен мнениями по вопро­сам советско-мексиканских отношений и перспективам их разви­тия. Стороны отметили, что эти отношения основываются на обоюдной приверженности принципам равенства и взаимного уважения, строгого соблюдения суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга и общности их интересов в укреп­лении мира и международного сотрудничества.

Подводя общий итог переговоров, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев отметил, что они явятся хорошим стимулом для дальнейшего развития отношений дружбы и сотрудничества меж­ду Советским Союзом и Мексикой. Переговоры вместе с тем явятся хорошим совместным вкладом в дело разрядки междуна­родной напряженности, дело борьбы за разоружение и за проч­ный конструктивный мир между народами.

«Отношения между нашими странами,— заявил в свою оче­редь президент Мексики X. Лопес Портильо,— в результате этого визита стали еще лучше и глубже, мы нашли много точек сопри­косновения по обсуждавшимся вопросам и сумели завершить переговоры подписанием ряда важных документов. Мы выра­жаем огромное удовлетворение итогами переговоров»,— подчерк­нул он 2.

Заключенные между СССР и Мексикой соглашения успешно выполняются. Развиваются обмены и контакты между парламен­тами, профсоюзами, молодежными и другими организациями. Укрепляется сотрудничество в области науки, культуры, спорта, туризма, в других сферах.

Как уже говорилось, Мексика является страной высокоразви­той самобытной культуры, в основе которой лежат два начала — индейское и испанское. Сегодня они, слившись воедино, дали миру национальную культуру мексиканского народа, выдающие­ся достижения которой вызывают восхищение. Как указывают многие ведущие деятели культуры Мексики, на их творчество также оказала большое влияние Великая Октябрьская рево­люция и тот подлинно революционный взрыв, который был порож­ден ею в культуре. Вот почему в Мексике пользовались и про­должают пользоваться большой популярностью и успехом книги Бабеля, Серафимовича, Вс. Иванова, Фадеева и других советских писателей, в том числе и более поздних поколений. Влияние идей Октября и личности ее великого вождя В. И. Ленина было настолько необоримо могущественным, что нашло свое прямое воплощение, например, в творчестве «Трех Великих», как в Мек­сике справедливо называют трех выдающихся художников совре­менности Хосе Клементе Ороско, Диего Риверу и Давида Альфа­ро Сикейроса. И дело не только в том, что каждый из них запечатлел образ Ленина в своих картинах. Как заявил Диего Ривера, «без Ленина, без Октября не было бы мексиканской на­стенной живописи» — этого воистину великого явления не только мексиканской, но и всей культуры XX в.

Не было случайностью и то, что именно Мексику в 20-е годы посещают такие выдающиеся деятели молодой советской культу­ры, как В. Маяковский («Дух радушия и необычайности при­вязали меня к Мексике»,— скажет он после возвращения на родину), как С. Эйзенштейн, Э. Тиссэ и Г. Александров, которые не просто создали великолепную киноленту о революционной Мексике (ее урезанный не по вине создателей вариант известен под названием «Буря над Мексикой»), но и заложили основы будущей национальной кинематографии страны, как об этом неоднократно говорили многие замечательные мастера мексикан­ского кино (Э. Фернандес, Г. Фигероа и др.).

Интернационализм советских людей, их глубокое понимание проблем и задач, стоящих перед молодыми странами Латинской Америки, борющимися за свою подлинную свободу и независи­мость, порождали новую, глубоко своеобразную атмосферу в от­ношениях между нашими народами. Пожалуй, лучше других сумел выразить эти особенности, возникшие в недрах социали­стического общества и предельно ярко выразившиеся и в сфере культуры, замечательный художник, основатель «Мастерской на­родной графики» Леопольдо Мендес. Вернувшись в Мексику из поездки по Советскому Союзу, он заявил: «После пребывания в СССР я в большей степени, чем когда-либо, чувствую себя мек­сиканцем, потому что видел, с каким уважением и дружбой отно­сятся там к моей родине».

Можно привести еще много других высказываний и конкрет­ных фактов, свидетельствующих о духовной близости наших на­родов, о широком влиянии наших культур на развитие и углуб­ление важных процессов взаимопонимания и дружбы народов, процессов, в которых национальные культуры сегодня играют все более существенную роль.

В этой связи нельзя не отметить и такое характерное для Латинской Америки, в частности для Мексики, явление, как ак­тивное участие деятелей национальных культур этих стран в борьбе за справедливость, за социальные преобразования, за подлинную демократию и свободу своих народов. Вот почему мно­гие выдающиеся деятели культуры Мексики не только посвятили свое творчество этой борьбе, но и вступили в ряды авангарда ра­бочего класса — в Мексиканскую коммунистическую партию. Среди них мы видим такие всемирно известные имена, как Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, как выдающийся композитор и создатель национальной школы классической музыки Сильвест­ре Ревуэльтас, писатель Хосе Маисисидор. Все они — представи­тели прогрессивной современной мексиканской культуры, осно­ванной на славных исторических традициях революционной осво­бодительной борьбы мексиканского народа.

* * *

Настоящая книга «Культура Мексики» продолжает серию публикаций Института Латинской Америки АН СССР о нацио­нальных культурах стран латиноамериканского региона. Она ста­вит перед собой задачу ознакомить советского читателя с разно­образными проявлениями национальной культуры в ее широком понимании — от отдельных видов и направлений духовного твор­чества мексиканского народа до проблем образования и форми­рования национальных кадров высшей квалификации, связанных с современным социально-экономическим развитием страны. Авторы книги хотят не просто информировать читателя по слож­ному комплексу затронутых в ней вопросов, но и выделить из них актуальные и злободневные проблемы, все еще не нашедшие своего решения, равно как и показать наиболее выдающиеся до­стижения талантливого мексиканского народа, вносящего свой неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

В отличие от других книг этой серии в настоящей нет статей, посвященных литературе,— этому важнейшему и чрезвычайно высокоразвитому участку культуры Мексики. В том, что дело с литературным творчеством в Мексике обстоит именно так, чита­тель может убедиться, познакомившись с исследованием доктора филологических наук В. Н. Кутейщиковой «Мексиканский роман» (Наука, 1971). Данная работа, явившаяся новым словом в по­нимании места и значения мексиканской литературы, освобож­дает составителей сборника от ее рассмотрения, поскольку иначе нам пришлось бы заняться пересказом этого труда.

Вот почему вместо традиционной статьи по литературе в кни­гу включена статья, которая исследует состояние советской мексиканистики в области литературоведения. Уже сама постановка такой проблемы говорит о многом, и прежде всего о том, что в нашей стране стремительно развивается новое направление в общественных науках — советская латиноамерикапистика, а от­дельные ее достижения заслуженно пользуются международным признанием. Так, например, в Мексике были изданы труды М. Альперовича, Ю. Визгуновой, Н. Лаврова, Б. Руденко, И. Ше­реметьева, А. Шульговского и других советских ученых, посвя­щенные истории, а также проблемам социально-экономического развития Мексики и иных латиноамериканских стран. Все это дает нам право без боязни впасть в преувеличение утверждать, что сегодня советские исследователи вносят серьезный вклад в изучение Латинской Америки.

Поскольку мы коснулись здесь проблемы изучения Латинской Америки в СССР, нельзя не сказать и о выдающемся открытии советского ученого Ю. Кнорозова, которому наука обязана не только дешифровкой, но и прочтением иероглифических рукопи­сей древних майя. В самом конце 1976 г. вышел перевод Ю. Кно­розова всех известных рукописей этого выдающегося индейского народа, создателя удивительной цивилизации, отдельные дости­жения которой превосходили достижения тогдашней Европы. Мы вправе гордиться тем, что древние рукописи заговорили после многовекового молчания именно на русском языке. Чрезвычайно важно и то, что книга «Иероглифические рукописи майя» (Нау­ка, 1976), как и предшествующие работы Ю. Кнорозова, не прос­то расширяют наши современные знания о древних майя, но и служат прямым доказательством высочайшего уровня развития индейской цивилизации. При этом они неопровержимо и убеди­тельно разоблачают всякие попытки «доказать» неполноценность индейской расы, в частности путем приписки ее достижений вся­кого рода чужеземцам, якобы прибывшим то ли с востока, то ли с запада, то ли прямо из космоса. Вот почему значение научно­го подвига Ю. Кнорозова, получившего мировое признание, труд­но переоценить.

В заключение нам остается выразить надежду, что настоящая книга привлечет внимание советского читателя и поможет ему хотя бы частично удовлетворить тот огромный интерес, который сегодня испытывают советские люди к Мексике и ее замечатель­ному народу.


1. Правда, 1978, 19 мая.

2. Правда, 1978, 19 мая.