25 мая была проведена лекция «Золото в истории и искусстве цивилизаций Южной Америки»
25 мая состоялась заключительная лекция из серии докладов по культуре и истории Андского региона, организованная ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках проводимой, но уже завершившейся (26 мая был последний день) выставки «1000 лет золота инков».
Всего было организовано 3 лекции: 11 мая на тему «История и культура цивилизации Древнего Перу» (Ершова Г.Г., РГГУ), 18 мая на тему «Война и власть в Древнем Перу: рождение и гибель крупнейших государств» (Сафронов А.В., МГУ), а 25 мая состоялась заключительная лекция на тему «Золото в истории и искусстве цивилизаций Южной Америки», для раскрытия которой была приглашена преподаватель Мезоамериканского центра имени Юрия Кнорозова РГГУ Острирова Елена Сергеевна.
В рамках темы были рассмотрены различные типы и виды ювелирных изделий древних индейцев, живших когда-то на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии и др. стран. Лектор отметила, что до наших дней дошло небольшое количество ювелирных изделий из золота – до 90% найденных конкистадорами было переплавлено в слитки, которые затем отправлялись в Испанию. Тем не менее, очень много украшений до сих пор остаются в земле – в погребениях, которые в свое время испанцам не удалось найти и разграбить.
Одним из таких богатых погребений является могила правителя Сипана (III век, культура Мочика), найденная в 1987 году на территории Перу. В нем было найдено огромное количество погребальных масок. Всего было найдено более 400 драгоценностей из золота, серебра, позолоченной меди и полудрагоценных камней. Под погребением правителя было найдено погребение жреца (его родственника по данным анализа ДНК), а под жрецом – погребение предка правителя. Кстати, в конце лекции представитель музея им. Пушкина сообщила, что сейчас ведутся переговоры с перуанской стороной об организации в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2015 году выставки предметов, найденных в погребении мочикского правителя Сипана.
Встречаются у мочика и богатые украшения у женщин, в то же время есть и свои нюансы – так, например, у женщины из погребения в Сипане не было ушных вставок. Золото для украшений у них чаще всего было речного происхождения. Вообще же мочика оставили после себя наибольшее количество керамики – в иконографии которой часто используется животное-покровитель.
Следует отметить, что не только у правителей находили золотые украшения (хотя, конечно, по богатству с ними никто не сравнится) – так в Колумбии изделия из золота находили даже в погребениях простых людей. На территории Колумбии также найдено много залежей золота и древние культуры тоже занимались обработкой этого металла, наравне с культурами Перу и Андского региона в целом.
Во всем Андском регионе мужчина правитель являлся олицетворением Солнца, его представителем и т.к. по представлениям индейцев медь давала в сплаве с золотом цвет солнца, то изделия из тумбаги (термин для сплава из золота и меди) встречаются наиболее часто. У древних культур Южной Америки сформировалось представление, что тумбага ценнее золота. Также часто встречаются изделия, сделанные наполовину из золота и наполовину из серебра, что характеризовало дуальную концепцию индейского мировоззрения.
Выплавку меди из окислов первыми в западном полушарии открыли не позже середины II тыс. до н. э. индейцы горной Боливии или севера Чили. Тогда же здесь появилось и золото. Тысячелетием позже металлургия стала известна на севере Перу. Сосуды и украшения из золота и серебра, найденные в датируемых серединой I тыс. до н. э. погребениях северного побережья, свидетельствуют о превосходном владении мастеров техникой обработки драгоценных металлов. Последний заметный сдвиг в совершенствовании технологии приходится в древнем Перу на конец I тыс. н. э. Он ознаменован прежде всего прогрессом металлургии. На северном побережье осваивают выплавку меди из серосодержащих руд, что позволяет отныне неограниченно расширять производство этого металла. Бронза (мышьяковистая на побережье и оловянистая в горах) используется теперь для изготовления любых орудий. Сплав меди с оловом был, по-видимому, уже хорошо знаком создателям культуры тиауанако, но когда он появился впервые, пока не вполне ясно. Железа обитатели Нового Света в доколумбовый период своей истории не умели, как известно, ни добывать, ни обрабатывать.
К концу I тыс. н.э. сформировалась воинственная концепция и завоевательная политика государств Адского региона – всё это проявляется и в иконографии.
Ювелирные изделия:
Инкрустированные изделия. Нередко встречаются изделия, инкрустированные полудрагоценными камнями. Часто у мочикских изделий.
Щипчики. Предназначение так называемых «щипчиков» ещё не ясно.
Браслеты. Часто встречаются у женщин.
Золотые перчатки. Перчатки до локтей из золота часто встречаются у мужчин.
Серьги. Помимо ушных вставок использовались и серьги. Чаще их находят на территории современных Колумбии и Эквадоре.
Нагрудные подвески. Вешались на веревках. Во время военных действий индейцы надевали на себя всё, что имели, в том числе и просто для защиты. Войны часто носили ритуальный характер, многие воины перед битвой принимали галлюциногены и считалось, что во время боя они принимают форму своего животного-покровителя.
Пекторали. Чаще всего нашивались на костюмы.
Ритуальные сосуды. Было найдено не так много. В погребениях они подносились богам с алкоголем (с чичей – маисовой водкой).
Попоро (сосуды для извести). Встречаются только в культуре Кимбайя (Колумбия). Использовались для смешивания извести с кокой.
Ритуальные ножи Туми. Изобретение индейцев перуанского побережья. Не ясно были ли они настоящими ножами.