Индейцы восточного Вудленда понятия не имели кто и зачем сооружал огромные курганы
26.08.2014. IndiansWorld.org. Когда первые европейцы вторглись в долину Огайо, то увидели сотни загадочных земляных сооружений и огороженных участков, пишет в своей колонке в The Columbus Dispatch Брэдли Т. Леппер, куратор археологии Ohio History Connection.
По мнению историка архитектуры университета Цинциннати Джона Хэнкока, главной причиной загадочности земляных сооружений являлся их масштаб и изящная геометрия – это фундаментально отличалось от традиционных западных представлений о том, какой должна быть архитектура.
Желая разузнать больше об этих странных, монументальных сооружениях, колонисты, солдаты и миссионеры часто спрашивали индейцев, что те знают о них. Их ответы сейчас дают нам представление о том, что исторические племена восточного Вудленда думали о земляных сооружениях, но они не проливают свет на их происхождение и назначение.
В текущем выпуске журнала «Археология Огайо» г-н Леппер опубликовал результаты своего исследования. Им были проанализированы заявления индейцев о древних земляных сооружениях восточной Северной Америки, которые показали, что аборигенное население того региона XVIII и начала XIX веков на самом деле мало что знали о них.
Так, в 1772 году пресвитерианский проповедник Дэвид Макклюр расспрашивал делаваров, проживавших у Ньюкамерстауна, о нескольких земляных сооружениях. Он отметил, что делавары не смогли «что-либо рассказать о строителях или описать их».
Антрополог Генри Р. Скулкрафт сообщал о том, что ирокезы считали эти сооружения фортами, которые были построены их предками «для собственной защиты от вторжения монстров, гигантов и огромных животных».
Подобная связь со сверхъестественным скорее всего отражает попытку объяснения больших размеров огороженных участков – ирокезы сопоставляли размеры строений со своими укрепленными деревушками и считали, что чем больше размер крепости, тем больше враг.
Некоторые племена вообще мало обращали внимание на земляные сооружения, в то время как другие относились к ним со смешанным чувством страха и уважения.
Уоррен Мурхед, первый куратор археологии Ohio History Connection, часто рассказывал историю о том, как в молодости он слышал, что шауни периодически посещали земляные сооружения «Древний форт» на юго-западе Огайо, чтобы «уважить духов его строителей».
В отличие от шауни, как отмечал историк XIX века Джошуа Кларк, ирокезы считали эти сооружения «театром крови; и такое они испытывали отвращение к некогда случавшимся здесь сценам, что, за исключением редких случаев, не посещали районы с древними фортами и кладбищами».
Некоторые авторы XIX века делали ложные заключения о том, что это не индейцы возводили курганы, отмечая тот факт, что сами коренные жители мало что знают об этих сооружениях.
Теперь нам известно, что многим земляным сооружениям свыше 2 000 лет. Устная традиция просто может и не сохраниться за такой промежуток времени. Более того, века болезней, войн, принудительных миграций и аккультурации, последовавших за прибытием европейцев в Америку, стёрли из памяти многие традиционные знания, которые в противном случае могли быть сохранены.
Несмотря на подобные ограничения, очень важно знать об устных традициях индейцев касательно древних земляных сооружений. Они могут стать источником для гипотез о назначении и значении этих курганов, проверить которые можно при помощи археологии.
А также они дают нам представление о том, как индейцы инкорпорировали древние монументы в свою историю.