Исследование: религия не была обязательным объединяющим фактором в периоды социальных изменений
24.12.2015. IndiansWorld.org. В недавно опубликованной статье в журнале Current Anthropology исследователи отмечают, что роль религии может быть как сдерживающей силой при социальных изменениях, приводящей к конфликтам и раздорам, так и объединяющим фактором, приводящим к стабильной политической централизации.
Понять это учёным помог анализ взаимодействия религии и политики в двух регионах Месоамерики позднего формативного периода – в долине Нижняя Рио-Верде и долине Оахака. По археологическим данным известно, что эти регионы весьма значительно различались друг от друга в историческом развитии в поздний формативный период.
«Не важно, что сегодня мы не придерживаемся верований древних индейцев Месоамерики – в прошлом люди действовали, опираясь на свои религиозные взгляды, и эти действия имели реальные последствия в материальном мире. Нам действительно стоит усвоить опыт того времени и учитывать то, какую роль религия может играть в политических процессах», — заявила Сара Барбер из университета центральной Флориды в Орландо (США), говорится в сообщении РИА Новости.
Барбер и ее коллега Артур Джойс из университета Колорадо в Боулдере (США) проводили раскопки на территории штата Оахака в Мексике, где расположены развалины целого ряда городов-государств в I и II тысячелетии до нашей эры.
Эти индейские «полисы», как рассказывают ученые, постоянно враждовали между собой, что мешало их объединению в единое государство, централизации экономики и усилению торговли, а также приводило к множеству жертв (в том числе и в результате жертвоприношений) и социальных потрясений.
По словам антропологов, их коллеги традиционно рассматривали местные религии в качестве объединяющего фактора – они, как считали исследователи, помогали объединять разрозненные общества городов-государств и следовать одной и той же культуре. Барбер и Джойс решили проверить, так ли это было на самом деле, сравнив памятники культуры – барельефы, украшения, элементы архитектуры – в ряде враждовавших, а затем объединившихся городов в долине Оахаке и в долине Нижняя Рио-Верде.
Главным инструментом такого религиозного объединения, как считали ученые, были традиции погребения усопших, которые, по их мнению, помогали объединить сообщества этих городов. Раскопки, проведенные Барбер и Джойсом, показали, что это было не так – на самом деле, если верить археологическим памятникам, распространение общих религиозных обычаев привело к масштабному конфликту в местных сообществах.
Это привело, судя по резким изменениям в манере погребения и характере изготовления артефактов, к волне появления и разрушения государственных и религиозных структур. К примеру, жители региона Рио-Верде воздвигали монументальные храмы, которые становились полностью заброшенными меньше чем через 100 лет после их постройки. Аналогичная судьба ожидала десятки деревень и городов, построенных в этот период. В целом, в Нижней Рио-Верде религия сдерживала развитие происходивших изменений, которые могли способствовать политической централизации и стабильности в регионе.
С другой стороны в долине Оахаке ситуация развивалась иначе – здесь религия способствовала развитию общества, став толчком к созданию централизованного государства и образованию региональной империи с центром в Монте-Альбане, стабилизировавшей общества городов-государств.
Все это, как считают Барбер и Джойс, говорит о том, что религия не была необходимым фактором в объединении разрозненных городов-государств и прочих государствах Месоамерики в частности, и во всем древнем мире в целом. Подобный вывод, по мнению авторов статьи, говорит о том, что взаимодействию религии и политики следует уделять пристальное внимание и сегодня.