Детские мокасины из пещеры шт. Юта проливают свет на малоизвестную древнюю культуру
18.11.2014. IndiansWorld.org. Археологи обнаружили в пещере сотни детских мокасин и теперь они пытаются узнать о древнем народе, оставившим их, сообщает Western Digs. Пещера расположена на берегу Большого Солёного озера в северо-западной части штата Юта. Первые раскопки здесь проводились ещё в 1930-е гг., однако найденные здесь предметы и вопросы, которые они породили, были благополучно забыты вплоть до наших дней.
В 2011 здесь возобновились археологические раскопки, которые на сей раз проводились командой Альбертского университета под руководством д-ра Джека Ивса (Jack Ives). Предполагалось, что новые данные помогут лучше узнать населявших пещеру людей, которые, как считает г-н Ивс, могли быть представителями одной из самых больших волн переселений в истории континента.
Место находок – это природный комплекс, известный под названием Пещеры Промонтори, в котором было найдено огромное количество артефактов, исчисляемых тысячами, отмечает г-н Ивс. Люди появились в пещерах довольно неожиданно 850 лет назад. Богатство находок позволило выявить определенное, мало исследованное население, часто называемое культурой Промонтори.
Порядка 99% предметов материальной культуры недолговечны, поэтому обычно мы имеем дело с долговечными предметами – керамикой, каменными орудиями, костями животных, - говорит Джек Ивс. – А в случае с культурой Промонтори мы имеем дело с удивительным миром материальной культуры, поэтому здесь у нас все аспекты повседневной деятельности».
«Большие кучи костей разделанных бизонов и оленей вапити, например, указывают на то, что промонторийцы в основном, и весьма успешно, жили за счет охоты на крупных животных, в то время как другие сообщества полагались на сельское хозяйство и собирательство.
Разбросанные керамические осколки и фрагменты корзины, тем временем, чётко указывают на влияние со стороны других культур Большого Бассейна, в т.ч. и культуры Фремонт.
Но больше всего внимание археологов приковывает большое количество найденной обуви.
С подошвой из цельного куска бизоньей кожи, с мехом и сшитые вместе у пяток, эти мокасины, как отмечает д-р Ивс, выполнены в стиле, характерном для канадской субарктики и уж точно не характерном для восточной части Большого Бассейна.
Это позволило предположить, что жители пещер были представителями группы людей, мигрировавших с далекого севера в XII и XIII вв., которые затем породили предков других народов, в т.ч. апачей и навахо.
Команда ученых проанализировала 207 мокасин, найденных в пещере, как в 1930-х, так и в 2010-х гг. В результате выяснилось, что большинство мокасин (свыше 82%) были детскими – их носили дети возрастом 12 лет и младше.
«Эти мокасины говорят нам о структуре населения, не обязательно о его количестве, - отмечает г-н Ивс. – Но видно, что дети и подростки составляют весомую часть группы».
Анализ радиоуглеродным методом указал на самый интенсивный период использования пещерой лишь на протяжении двух поколений – с ок. 1250 по 1290 гг. Это было время, когда другие культуры Северной Америки испытывали серьёзные изменения из-за засушливого периода и меняющихся социальных ландшафтов, которые вынуждали целые сообщества переселяться в другие места.
В то же время, большое количество детей и обилие подверженных термической обработкой костей крупных животных предположительно указывают на процветание жителей Промонтори.
Возможно, этот период стал ключевым моментом в истории Юго-Запада, когда миграции из канадской субарктики отразились в культурном разнообразии региона.
Ивс и его команда ещё планируют провести исследование найденных в пещере предметов, имеющих схожие черты с субарктической культурой – каменных орудий и луков. Также свет на миграции, в т.ч. и трансконтинентальные, могут пролить и широкомасштабные генетические исследования.
А пока найденные в пещере предметы являются редкими примерами сохранившихся до наших дней недолговечных материалов.
«Обычно их [мокасин] просто бы уже не было, но здесь [в пещере] их много и они прямо сигнализируют: мы типичные северяне. Вот, что они нам говорят. И это не данные из захоронений. Здесь у нас данные по живым людям», - отмечает д-р Ивс.