Музей в Амстердаме пополнился первым изображением Америки в европейской живописи
18.07.2013. Полит.ру. Коллекция нидерландского Государственного музея в Амстердаме пополнилась картиной Яна Мостарта (около 1475—1555) «Завоевание Америки» («Пейзаж Вест-Индии»), которая считается первым изображением американского континента в европейской живописи. Картина создана спустя лишь полвека после плавания Колумба.
«''Завоевание Америки'' – редкий пример работы, которая изображает историческое событие мирового значения, открытие Америки, в панорамном пейзаже. В этой уникальной картине соединены искусство и история. Мы гордимся, что смогли приобрести эту работу для нидерландской коллекции» - говорит Маттиас Убл, куратор отдела ранней нидерландской живописи.
Автор картины Ян Мостарт не покидал Нидерландов. Американский пейзаж был создан им по описаниям, которые художник встретил в записках конкистадора Франсиско Васкеса де Коронадо. Испанец, вдохновленный легендой о семи богатых городах, которые якобы были основаны христианами-вестготами, уплывшими за океан от арабских завоевателей, организовал масштабную экспедицию по поиску этих поселений. В 1540—1542 годах экспедиция прошла по территориям севера Мексики и будущих американских штатов Нью-Мехико, Аризона, Техас, Оклахома и Канзас. Легендарных «золотых городов» де Коронадо не обнаружил, зато стал открывателем Большого каньона в Аризоне.
Однажды конкистадоры захватили крупное поселение Хавику индейского племени зуни. В сражении, произошедшем возле города, де Коронадо был ранен. Возможно, описание битвы в записках конкистадора отражено на картине Яна Мостарта, где мы видим индейцев, которые стреляя из луков и бросая с горного склона камни, пытаются остановить колонну испанцев. Индейцы изображены обнаженными. В действительности это было не так, но художнику было важнее изобразить контраст между мирными аборигенами и закованными в железо конкистадорами.
Картина долгое время принадлежала известному коллекционеру Жаку Гудстиккеру (1897—1940). Во время войны она была конфискована немцами и попала в коллекцию Германа Геринга, а в послевоенные годы оказалась в Музее Франса Хальса в Харлеме. В 2006 году картину вернули наследникам Гудстиккера, у которых ее и приобрел амстердамский музей. В коллекции музея есть и три другие картины Мостарта: «Портрет африканца» (1525—1530), «Поклонение волхвов» (1520—1525) и «Портрет неизвестной» (около 1525).
Источник - Полит.ру