Наскальная живопись Нью-Мексико наносилась под воздействием галлюциногенных трав?
21.10.2014. IndiansWorld.org. Десятки мест наскальной живописи на юге Нью-Мексико, которые лишь недавно были задокументированы, неожиданно указывают на ботанический источник вдохновения древних художников, передает Western Digs. Археологи считают, что здесь лежит разгадка абстрактной наскальной живописи.
На участке пустыне Чиуауа, протянувшемся от Карлсбада до Лас-Крусеса, как минимум в 24 местах найдены схожие мотивы пиктографии – повторяющиеся серии треугольников с использованием красного, желтого и черного цветов. И в каждом таком месте археологи отметили схожесть не только по рисункам. Здесь рядом растут галлюциногенные растения, в том числе и особо сильнодействующие виды дикого табака и потенциально опасного психоделического растения – дурмана.
Исследователи предполагают, что эти растения могут оказаться живыми свидетельствами, оставленными здесь около тысячи лет назад древними шаманами, вдыхавшими дым от листьев растений перед нанесением рисунков на камни.
«Я думаю, что они определённо использовали эти травы для транса, - говорит о древних художниках д-р Лоренс Лоэндорф, президент археологической фирмы Sacred Sites Research. – Думаю, что очень даже вероятно употребление ими в необходимых для изменения сознания количестве табака. И, как мне кажется, именно поэтому эти растения здесь и оказались. Оказались в этих местах, потому что их использовали в церемониальных целях».
Регион, который Лоэндорф сотоварищи исследуют, был когда-то домом для культуры Хорнада-Могольон (региональной ветви культуры Могольон) – земледельцев-фуражиров, живших здесь с V по XV вв.
Среди оставленных ими следов пребывания выделяются замысловатые и красочные пиктографии от вполне различимых растений, животных и людей до более абстрактных рисунков. Также они изготовляли и разрисовывали керамику с характерным для них стилем и красной, коричневой и черной краской – так называемая фаза Эль-Пасо, стили которой также варьируется.
Команда Лоэндорфа изучают наскальную живопись данного региона уже более 3-х лет. Изначально они определили треугольные мотивы в 20 местах. Но лишь на второй год изучения отметили, что в различных местах, но со схожим мотивом рядом произрастают табак и дурман. А когда они стали изучать рисунки в расположенных западнее местах, то и там обнаружили похожие треугольные мотивы вместе с растущими рядом табаком и дурманом.
Везде, где были обнаружены треугольные мотивы, также были найдены осколки керамики культуры Хорнада, которые датируются радиоуглеродным методом 1000 годом.
«Везде, где мы обнаруживали табак, мы также находили керамику Эль-Пасо, либо другие виды горшков… датируемых в основном тем же интервалом», - отметил г-н Лоэндорф.
Ключ к пониманию значения треугольников, а также использования галлюциногенов, можно найти в этнографических записях о современных коренных жителях, в частности тех, что живут на севере и северо-западе Мексики. Такие народы, как рарамури (тараумара) и уичоли известны употреблением дикого табака для вызывания видений.
Табак койоте (Nicotiana attenuata) содержит в три раза больше никотина, чем в обычном табаке.
Если дикий табак был найден возле всех 24 местах с треугольным мотивом, то смертельно опасный дурман рос лишь возле 3. Известно, что это растение использовалось в ряде культур Юго-запада. «Прямой корреляции дурмана с наскальными рисунками никто не отмечает, т.к. его можно найти, как рядом с изучаемыми объектами, так и во множестве других мест», - говорит Лоэндорф.
Исследователь считает, что объяснение значения треугольных мотивов лучше всего искать у уичолей, потому что серия треугольников, особенно ряд из следующих друг за другом перевернутых относительно друг друга треугольников, обычно означает символ воды или сосудов для переноски воды.
Лоэндорф подчеркивает, что здесь необходимо ещё провести исследования, но имеющиеся данные позволяют интерпретировать загадочные зигзагообразные треугольники, найденные по всей южной Нью-Мексико, как мольбу о дарующем жизнь дожде.
«Именно поэтому, как мне кажется, люди входили в транс, чтобы пообщаться с духами и вызвать дождь», - отмечает исследователь.