Найденные в Аризоне зеркала из «золота дураков» указали на связь с древней Мексикой
20.01.2015. IndiansWorld.org. Археологи, исследующие связи между древними культурами Юго-Запада США и Центральной Мексики обратили внимание на ряд необычных предметов, найденных в Аризоне. Речь идет о зеркалах, инкрустированных ярким минералом пиритом, выполненных в месоамериканском стиле, передает Western Digs.
Зеркала, а всего их было найдено свыше 50 шт., были найдены в 30-60-х гг. прошлого века во время раскопок в главном поселении культуры Хохокам, ныне известном под названием Снейктаун.
Большинство зеркал были найдены разбитыми, сожженными и захороненными вместе с человеческими останками – 36 зеркал были обнаружены в 16 различных захоронениях.
Наряду с церемониальными площадками для игры в мяч, медными колокольчиками и останками тушек попугая Ары они были следами культурного контакта с Месоамерикой.
Однако до 2001 года, когда предметы захоронений были возвращены индейскому сообществу Хила-Ривер, исследований пиритовых зеркал не проводили.
Вид на часть городища Снейктаун во время раскопок. Территория городища ныне принадлежит индейскому сообществу Хила-Ривер и закрыта для посещения публикой.
«Я подумал, что пиритовые зеркала – это очень интересная тема и что они предоставят мне массу информации, - отметил д-р Эмильяно Галлага из мексиканского Национального института антропологии и истории, который принимал участие в проекте по возвращению предметов. – Со временем я обнаружил, что все упоминают их, но исследований по ним не проводилось».
Так Галлага задокументировал размеры, форму, материал и методы изготовления зеркал, чтобы узнать где, как и кто их сделал.
По результатам его анализа стало понятно, что зеркала, вероятней всего, были изготовлены в Центральной Мексике из местных материалов, при этом сам процесс изготовления был затратным по времени, что указывает на их статусное значение.
«Сегодня зеркало – обычный предмет обихода, но в прошлом предмет, который был способен отражать, был дорогим. По данным нашего исследования, на изготовление одного небольшого зеркала требовалось от 900 до 1300 часов или от 110 до 160 дней работы одного ремесленника. Изготавливать их было накладно».
Ранние хроники и изображения зеркал, которыми пользовались ольмеки, майя и ацтеки, говорят нам о том, что представители элиты часто их носили на себе в качестве украшений – на груди, на поясе или на головном уборе.
«Зеркала не были лишь предметом для лицезрения своего отражения – их использовали также как порталы в другое измерение, для связи с предками, ещё они были предметами престижа», - отмечает г-н Галлага.
Результаты радиоуглеродного анализа погребений, где они были найдены, дают датировку с 650 по 950 гг. – широкий диапазон, охватывающий классический период в Месоамерике, когда города майя были на пике своего расцвета, а Теотиуакан подошел к своему закату.
Техника изготовления зеркал явно указывает на черты месоамериканских ремесленников – кусочки пирита приклеивались на песчаник или др. камень при помощи клея на каучуковой основе.
Этот факт наряду с тем, что нам неизвестно о залежах пирита, золота дураков, которыми бы пользовались индейцы культуры Хохокам, даёт нам все основания предполагать, что зеркала были изготовлены намного южнее того места, где были найдены.
«Техника изготовления, контекст и археологические данные указывают на месоамериканское ремесло, - говорит Галлага. – Свидетельств о существовании местных ремесленных мастерских [по изготовлению зеркал] нет. Нам известно о мастерских по изготовлению предметов из бирюзы на территории Юго-Запада, но инструменты, используемые там, полностью отличаются от тех, что необходимы для изготовления пиритовых зеркал».
Исследователь отметил, что определение назначения и происхождения зеркал говорит о значимости самого городища Снейктаун.
За пределами Месоамерики такого большого количества зеркал в одном месте, свыше трех десятков в 16 захоронениях, раньше ещё не находили – это говорит о возможной значимости Снейктауна, как о центре проживания элиты: правителей, религиозных лидеров и воинов.
В то же время, отмечает г-н Галлага, наличие этих предметов ещё не является свидетельством прямых торговых контактов древних аризонцев с месоамериканскими городами-государствами.
По всей видимости, зеркала из Снейктауна были результатом опосредованного контакта с Месоамерикой, когда подобные товары передавались от одного народа другому.
«Наличие пиритовых зеркал указывает на месоамериканское влияние, но будьте внимательны! Мы не утверждаем, что здесь была задействована прямая торговля на далекие расстояния, наподобие системы почтека, - говорит г-н Галлага. – Т.е. мы считаем, что оседлые сообщества, такие как Хохокам, получали предметы, как, например, пиритовые зеркала, посредством торговли на далекие расстояния, но думаем, что это происходило не напрямую. Мы считаем, что транспортировкой этих предметов с юга на север, а также раковин, бирюзы и пр. товаров с севера на юг занимались кочевые народы охотников-собирателей северо-западной Мексики и Юго-Запада США. Возможно, они торговали ими на пограничной с Месоамерикой территорией, а уж затем за дело брались почтеки».
Г-н Галлага опубликовал своё исследование в журнале антропологии и истории Юго-Запада «Kiva».