Ледяными тропами на Дикий Запад
13 фев.2008, Пётр Смирнов, Газета.Ru. Первым поселенцам, перешедшим из Азии на Аляску по Берингийскому мосту около 30 тысяч лет назад, пришлось ждать ещё 20 тысяч лет, чтобы пройти дальше и заселить обе Америки. Именно столько времени понадобилось, чтобы в ледниках Аляски образовался проход.
Антропологов всегда интересовал феномен заселения американского континента, на котором цивилизация развивалась независимо от сообщающихся друг с другом евразийских и африканских очагов многие тысячи лет.
На основании генетических исследований, а также сходств языков и черт строения, ученые уже пришли к выводу, что этот процесс был скорей однократным или занимал очень небольшой промежуток времени. Хотя альтернативная точка зрения, разделяющая три ветви – америндов (американских индейцев), на-дене и эскимосов-алеутов, тоже имеет своих приверженцев.
Благодаря последним анализам митохондриальной ДНК и Y-хромосомы, генетики считают, что это всё-таки была одиночная миграция из азиатского источника, случившаяся, по разным данным, 13 или 30–40 тысяч лет назад. Активных азиатских отцов-основателей, по примерным оценкам, было от 70 человек до 5000.
Новое исследование ученых из Университета Флориды не только объединило, но и уточнило многочисленные, зачастую противоречивые данные, накопившиеся к сегодняшнему дню. Оказалось, что заселение происходило однократно, но в три этапа.
Археологические источники подтверждают распространение и активное заселение Америки около 13 тысяч лет назад – время формирования культуры Кловис. Находки в Аляске и Чили датируются двумя с половиной тысячами лет раньше. А самые старые и редкие артефакты относятся к азиатской части Берингии – территории, ныне занимаемой востоком Чукотки и Беринговым проливом. Именно они позволяют предположить, что север восточной Берингии – место, где сейчас расположен запад Аляски, – также был заселен 30 тысяч лет назад.
Геологические находки свидетельствуют, что 60 тысяч лет назад на месте Берингова пролива была земля – так называемый Берингийский мост, затопленный 11–12 тысяч лет назад из-за таяния льдов и подъема уровня мирового океана.
Но большая часть Америки оставалась отрезанной от Евразии до 12–13 тысячелетия до н. э., вплоть до момента открытия межконтинентального коридора между ледовыми покровами Кордильер и Лаврентьевским ледовым щитом, простиравшимся до Атлантического побережья нынешних Канады и США. Палеонтологические находки говорят, что Берингия была вполне подходящим местом для жизни с относительно богатой растительностью, а еще здесь водились крупные млекопитающие.
Хотя напрашивающиеся выводы очевидны, для доказательства все равно необходимо было провести тщательный генетический анализ митохондриальных ДНК, передающихся в основном по материнской линии. Поскольку анализу подверглись только клетки индейцев-аборигенов, то поправку на полтысячелетия после Колумба генетики делать не стали.
Пришедшим из Азии предкам пришлось ждать 20 тысяч лет, пока растают льды и освободится проход, благо условия обитания это позволяли. А при представившейся возможности они двинулись на юг в поисках лучшей жизни, только не в сторону уже заселенной Азии, а к неизведанным просторам Дикого Запада. К сожалению, подтвердить генетические изыскания в ближайшее время вряд ли удастся: большая часть стоянок, созданных людьми за 20 тысяч лет ожидания, теперь покоится на дне Берингова пролива.
Через некоторое время, как описано в литературном источнике, правда, применительно к другим событиям и народам, «воды за ними сомкнулись», избавив их от «погони» в лице других, опоздавших на тысячи лет колонизаторов. Эти геологические изменения и создали уникальные условия для изолированного развития. Правда, ждать «земли обетованной» предкам американцев пришлось 500 поколений вместо одного.
Ну, а дальше следовало феноменально быстрое расселение, за несколько тысяч лет позволившее оккупировать практически все пространства до Магелланова пролива. Количество «первооткрывателей», исходя из разнообразия ДНК с поправкой на время, составляло от 1000 до 5400 человек.
Если бы индейцы знали, чем обернется для них следующий, «четвертый» этап, начало которому было положено пятьсот лет тому назад, то, возможно, и остались бы пускай на менее плодородных, но зато более безопасных территориях Чукотки.