Живущие и умершие продлевают жизнь миру
22.06.2009, Мексика, INAH. Завершилось этнографическое исследование Национального института антропологии и истории (INAH), в котором достигнуто понимание и объяснение того, как в различных ритуалах о смерти умершие символически, вместе с живущими, помогают миру непрерывно существовать.
Результаты этого исследования были собраны воедино в книге «Умереть, чтобы жить в Месоамерике», представленной 18 июня 2009 году в Национальном музее антропологии (MNA) почётным профессором INAH Эдуардо Матос Моктесумой и историком Мексиканского национального автономного университета Альфредо Лопес Остином. Оба исследователя указали на то, что несмотря на схожесть и различия среди разных этнических групп Мексики, в их системах верований умершие всё ещё присутствуют в этом мире со всеми экономическими и символическими последствиями.
Ссылаясь на этноисторические перспективы новых подходов, позволивших узнать как умершие участвуют в некоторых событиях, о чём указано в «Morir para Vivir en Mesoamerica», заслуженный исследователь отметил, что по индейским верованиям умершие приобретают постоянное чувство. «Умершие всё ещё присутствуют» и приобретают посредством социальных верований определённые характеристики, отражающих как мирскую сферу, так и сферу мёртвых: артистичные, культурные, социальные и экономические характеристики всегда являлись отображением жизни.
Альфредо Лопес Остин, академик Института антропологических исследований (IIA UNAM), упомянул, что ритуалы по умершим различаются когда дело касается душ или тел – первые переходят в другое пространство, в то время как тела покидают мир живущих. «Как живущие, так и умершие участвуют в одном деле – продлевают жизнь миру, поскольку обе группы осуществляют символическую деятельность по достижению этого. Умершие потеряли своё человеческое обличие, но в своём божественном состоянии проделывают другие работы», - заявил доктор истории.
Лопес Остин сообщил, что у ритуальной концепции смерти есть атрибуты сосуществования между живущими и умершими; не только о ряде верований, но и поддержании традиционной системы взглядов, в которой и действует человек. Те, кто умирает, продолжает использовать другие функции, но сама сущность остаётся прежней.
Недавняя публикация «Умереть, чтобы жить в Месоамерике» является результатом полевых исследований, дискуссий и анализа ряда исследований о смерти, что позволило взглянуть на мистический мир умерших посредством 12 различных перспектив. Книга была подготовлена к печати INAH, координаторами были Лурдес Баес и Каталина Родригес (исследователи из MNA). В книгу включены исследования проведённые Русо Мальдонадо, Артуро Гомесом, Алехандро Лопесом, Марсела Эрнандесом, Марией Эухениа Санчес Сантаной и другими.