Теотиуаканом могли править четыре правителя
19.07.2009, Мексика, INAH. Прошло сто лет с момента начала исследования Теотиуакана, а дискуссии о системе правления городом продолжаются. Месоамерканский центр мог иметь корпоративный характер управления и не управляться династиями, как считалось ранее – к такому мнению приходят ряд эксперты, сторонником которых является и д-р Линда Мансанилья.
«Мощь государства Теотиуакана возможно преувеличивают; оно было слабым, поскольку базировалось на корпоративной утопии, консолидация при которой трудно осуществима», - заявила исследователь во время торжественного открытия серии конференций, посвященных 100-летию археологических исследований в Теотиуакане, проводимый в Национальном музее антропологии (MNA) в рамках 70-летнего юбилея Национального института антропологии и истории (INAH).
Г-жа Мансанилья, исследователь Мексиканского национального автономного университета (UNAM), сообщила, что Теотиуакан в своё время был 6-м по размеру городом мира, достигая площади в 20 км2. Вплоть до 8-го века он оказывал большое влияние на всю Месоамерику и вероятно во время своего пика расцвета (350-550 гг. н.э.) его население составляло 125 000 жителей.
По гипотезе мультидисциплинарной команды, к которой относится Институт антропологических исследований (IIA-UNAM) Теотиуакан, будучи разделённым на 4 больших сектора, управлялся тем же количеством правителей, образы которых на сегодняшний день найдены лишь на вазе Лас Колинас (Las Colinas), обнаруженной Сигвальдом Линне в 1930 году.
«Эти 4 городских сектора были представлены линиджами хищных птиц на северо-западе, ягуаров и божеством грозы на северо-востоке, змей на юго-востоке и псов или койотов на юго-западе», - сообщила д-р UNAM на своей конференции.
Со слов Линды Мансанильи, являющейся также членом Colegio Nacional, один из этих правителей, вероятно, относился к отличной от теотиуаканской этнической группе, другой правитель относился, возможно, к группе пополока, поскольку они контролировали коммерческую сеть и занимались поставками в Теотиуакан.
Подобный подход, соправления, базируется на лекции, которую она читала в 1993 году в США в Исследовательской библиотеке Думбартон-Окс и в гарвардском университете, но ещё больше внимания к себе он принёс в 2001 году, когда эксперты из INAH, UNAM и Национального политехнического института (IPN) объединили свои усилия.
«Мы пытаемся показать, что в Теотиуакане было соправление. Сначала нам нужно поработать в соседних центрах, таких как Теопанкаско, в которых правящий класс выполнял функции администраторов, затем нам нужно определить кто работал в дворце Шалла, где собирались 4 правителя. Другим важным заданием является мониторинг пирамиды Солнца при помощи мюонного детектора для обнаружения захороненных там соправителей: в Теотиуакане на сегодняшний день ещё не обнаружено ни одной царской гробницы».
«До настоящего момента, - объясняет Линда Мансанилья, - касательно города превалирует теория о единственной династии, контролировавшей его, и основными приверженцами этой теории являются Рубен Кабрера и Сабуро Сугияма. Тем не менее, по моим предположениям в городе была корпоративная структура не только в жилых районах, но и в городском управлении в целом».
«Эта характеристика уникальна в Месоамерике, но подобные структуры существовали в других частях мира, например на территории нынешнего Пакистана».
Теотиуакан отображает 4-стороннюю месоамериканскую космограмму. Четырехлистный иероглиф (который вероятно являлся эмблемой города, по предположению Альфредо Лопес Остина) обнаружен в 2 местах – в дворце Шалла и в одном из городских туннелей, который тянется вплоть до помещения под пирамидой Солнца.