В комплексе Саманко (Перу) найдена гробница культуры Чиму позднего периода
07.12.2013. IndiansWorld.org. Археологи, исследующие в регионе Анкаш (Перу) комплекс Саманко, совершили открытие, которое, как они считают, приоткроет занавес над взаимоотношениями между инками и покоренными ими культурами, сообщает портал Peru This Week.
Проводя раскопки многокамерной гробницы культуры Чиму позднего периода археологи Мэтью Хелмер и Джейсен Наварро обнаружили в конце августа захоронение шести людей – четырёх знатных музыкантов и ткачей, а также двух принесённых в жертву для их сопровождения в загробной жизни женщин. Гробница датируется XV-XVI веком, вероятно периодом непосредственно предшествующим испанской конкисте.
Археологическая зона Саманко занимает в долине реки Непенья площадь в 75 акров. Большинство руин комплекса относится к небольшому торговому сообществу, проживавшему здесь в период с 800 по 200 гг. до н.э., сообщает National Geographic. Тем не менее, среди развалин ранних строений, археологи обнаружили шахтовую гробницу глубиной в 3 метра, датируемую временем покорения инками. Во время колониального периода главная камера гробницы была разграблена, однако содержимое двух боковых камер осталось нетронутым.
Культура Чиму зародилась ок. 900 года на севере перуанского побережья и была покорена инками в 1470 году. Мэтью Хелмер считает, что находка гробницы представляет нам возможность глубже изучить связи инков с Чиму: «Хотя Чиму и воевали с инками до своего покорения, предметы из гробницы указали на то, что инки позволили прежним верованиям народа побережья сохраниться вместо их полного замещения собственным пантеоном в течение периода консолидации империи инков. Это одна из немногих когда-либо найденных гробниц Чиму-Инка. Она позволяет нам узнать многие интересные подробности о мире андского побережья непосредственно до контакта с европейцами».
Медные ножи в виде полумесяца, найденные в камере с человеческими жертвоприношениями. Выполнены в инкском стиле с отлитыми крошечными головами ламы и человека. Церемониальные ножи были привязаны веревкой к изголовью деревянных носилок, покрытых перьями экзотических птиц. На носилках, вероятно, несли тех мужчин и женщин, которые затем обрели покой в главной камере – в камере были найдены музыкальные инструменты и инструменты необходимые для изготовления текстиля. | Стая птиц, отпечатанная на клочке ткани, в которую был завёрнут один из погребенных. Узор однозначно относится к культуре Чиму, указывая на культурную принадлежность погребенного, в то время, как изящная ткань указывает на его высокий статус. Все знатные лица гробницы были завернуты в подобную ткань, в отличие от принесенных в жертву, которые были захоронены голыми. Сухой климат позволил ткани сохраниться. | Двухкамерный «свистящий» сосуд со сладкозвучным птичьим свистом. На нём можно было играть как на флейте, дуя в горлышко. Наклоняя сосуд, чтобы вода перетекала из одной камеры в другую, можно было добиться эффекта чириканья птицы, тональность которого зависела от объёма жидкости в сосуде. По ссылке можно послушать звук, который издаёт подобный этому сосуд. |
50 керамических сосудов, в которых когда-то находилась еда и вода для пропитания умерших в загробной жизни. В соседней камере были захоронены ламы, которые, вероятно, предназначались для служения в загробной жизни в качестве вьючных животных. На фотографии видны деревянные столбы, поддерживавшие когда-то крышу. | Ожерелья из лазурита, бирюзы, кварца и раковин спондилуса, украшавшие когда-то тела знатных лиц из главной камеры гробницы. | Редкие статуэтки, вырезанные из рожкового дерева (algarrobo), найденные в главной камере. На лицах фигурок следы киновари и меди. В руках у них флейты. |