Ведутся попытки спасти язык народа юрок, живущего в северной части штата Калифорния
26.04.2014. Полит.ру. Максим Руссо. Люди, говорящие на алгонкинских языках, жили, да и сейчас живут на широкой территории, охватывающей Канаду и США. В Канаде это Квебек и полустров Лабрадор, Онтарио, Манитоба и Саскачеван. В США – район Великих Озер, Новая Англия, где название штата Массачусетс хранит память об одном из этих языков. Три индейских народа, языки которых также относятся к алгонкинским, оторвались от основного ареала, оказавшись в районе Великих Равнин. Это арапахо, шайенны и блэкфуты (сиксика). Самые многочисленные из алгонкинских народов – это кри (на близкородственных языках/диалектах кри говорят 117 тысяч человек) и оджибве (55 тысяч).
Но если вы поглядите на противоположный край карты Северной Америке, то сможете отыскать в северной части штата Калифорния залив Гумбольдта. Там, за тысячи километров от Великих Озер или Новой Англии, обнаружились два народа, которые говорят, вернее будет сказать, говорили на языках, родственных алгонкинским. Это народы вийот и юрок.
Обнаружили это родство знаменитые антропологи Альфред Крёбер и Рональд Диксон, исследовавшие языки индейцев Калифорнии в первом десятилетии XX века. Первое обоснование родства с использованием сравнительно-исторического метода принадлежит Эдуарду Сепиру. Точное положение языков вийот и юрок в языковой семье продолжает уточняться. Часть исследователей полагает, что эти два языка представляют собой особую ветвь внутри алгонкинских (так называемую ритванскую группу). Другие, считают, что вийот и юрок не образуют отдельной группы, то есть не восходят к разделившемуся пра-вийот-юрокскому языку, а каждый из них отделился от алгонкинских независимо. Для обозначения семьи, объединяющей алгонкинские языки, а также вийот и юрок, используют термин алгская языковая семья.
Общая судьба двух этих языков печальна. Сначала они жили в достаточной изоляции. Испанцы не продвигались на север сильно дальше Сан-Франциско. Русские торговцы пушниной посетили их земли в 1806 году, но не заинтересовались ими, так как в тех местах не водились каланы. В 1848 году, когда закончилась война США с Мексикой, земли, где жили народы вийот и юрок, достались американцам. Тогда белое население стало стремительно расти. Началась золотая лихорадка, когда в Калифорнию приезжали десятки тысяч человек. Сначала основные события развивались на юге, в горах Сьерра-Невада, но через несколько лет золотоискатели переместились и на север, как раз туда, где жили юрок и вийот. Там тоже нашли золото. 30 января 1853 года был основан форт Гумбольдт.
Золотоискателями, скотоводы, лесозаготовители часто конфликтовали с коренными обитателями этих земель. Отношения быстро стали враждебными. В первую половину 1850-х численность юрок из-за болезней и убийств сократилась сразу на 75%. Наиболее сильный конфликт произошел в январе – марте 1855 года, когда после нескольких стычек среди золотодобытчиков прошел слух, что индейцы готовят массовое выступление против белых в районе реки Кламат. Белые потребовали, чтобы всё оружие у местных индейских племен было конфисковано, все, кто торгует с индейцами, были высечены кнутом и высланы из штата, а любой индеец, которого застанут с огнестрельным оружием, казнен. Часть индейцев из племен юрок и карок, получившая прозвище «красные шапки», разоружаться отказалась. Войска: милиция штата Калифорния и федеральные силы – были направлены для того, чтобы прекратить бои. После этой «войны красных шапок» за племенем юрок были закреплены земли в нижнем течении реки Кламат, где находилось большая часть их селений. Там была создана резервация. В результате народ юрок избежал насильственного переселения.
Народ вийот вел себя более мирно, но это ему не помогло. В конце 1850-х случаи насилия со стороны белых поселенцев происходили всё чаще. В ночь на 26 февраля 1860 года небольшая группа поселенцев пересекла Гумбольдта залив и напала на селение вийот на острове Тулуват. В тот момент большая часть взрослых мужчин покинула селение, чтобы провести ежегодную церемонию «обновления мира». В домах оставались в основном дети, женщины и старики. Нападавшие, чтобы не привлекать внимания, использовали топоры, дубины и ножи. Погибло от 80 до 250 человек. Выжили, спрятавшись или успев убежать, 4 женщины, 1 мужчина и 14 детей.
Нападение на Тулуват было частью скоординированной атаки на поселения вийот. В тот же день те же люди напали на поселение в миле к югу от поселка Юрека, там погибло 58 человек. Через два дня еще в одном поселке были убиты более 40 человек, еще через несколько дней в четвертом поселении убили более 35 человек. Хотя эти события широко обсуждались в газетах, уголовное расследование проведено не было. Писатель Брет Гарт, выступивший с призывом наказать убийц, вынужден был покинуть Калифорнию из-за угрозы в свой адрес. Местный шериф, по сообщению одной из газет Сан-Франциско, объяснил убийства местью за похищения скота. По его словам, фермеры теряли до восьмой части своего скота из-за индейцев, а один из владельцев ранчо в мае 1859 года был убит, погнавшись за похитителями. Однако кражи скота были делом племени нонгатль, а не вийот. По докладам Габриля Рейнса, командовавшего фортом Гумбольд, с начала 1860 года группа местных поселенцев создала ополченческое формирование. Они называли себя «Добровольцы Гумбольдта» или «Вторая бригада» и действовали под девизом: «убивать любого индейца – мужчину, женщину, ребенка». В феврале 1860 они совершили ряд нападений на индейцев, возможно, убийства на острове Тулуват также были делом их рук. «Добровольцы Гумбольдта» обратились к губернатору Калифорнии с просьбой сделать их вооруженное формирование регулярным и выплачивать им жалование. Но губернатор отклонил петицию и увеличил гарнизон форта Гумбольдта. Армии пришлось взять индейцев вийот под защиту. В конце концов они были переселены в резервации в районе реки Кламат.
В дальнейшем жизнь юрок и вийот протекала более мирно, но болезни и ассимиляция продолжали снижать их численность. К тому же с 1940-х годов индейские дети насильственно обучались в интернатах, где их наказывали за речь на родных языках. Последняя носительница языка вийот – Делла Принс – умерла в 1962 году. Сейчас насчитывается 450 представителей этого народа. Из народа юрок осталось около пяти тысяч (не все они чистокровные юроки, но всем свойственно национальное самосознание), язык же их находится на грани вымирания. Сейчас 17 человек владеет этим языком и еще около 300 имеет в той или иной степени его знает.
Однако энтузиасты из народа юрок продолжают попытки спасти свой язык. Много сделал для этого старейшина Арчи Томпсон (1919–2013). С ним много работали лингвисты, документируя исчезающий язык, а он в свою очередь пропагандировал сохранение этого языка, был одним из инициаторов преподавания его в школах округов Гумбольдт и Дель-Норте, где живут представители племени. Сейчас программы по изучению этого языка есть в четырех средних и двух начальных школах. Интересно, что на курсы языка записываются не только представители племени, но и школьники других национальностей.
Правда, им приходится столкнуться с целым рядом особенностей языка юрок, которые нехарактерны для знакомых им английского и испанского. Например, в этом языке насчитывается более десятка именных классов, и все числительные и прилагательные должны менять свою форму в зависимости от того, к какому классу относится существительное. Если мы видим трех людей, то слово три на языке юрок звучит как nahksejl. Если же мы считаем животных, то «три» будет nəhksəʔəj. При счете круглых предметов «три» будет nahksoh, при счете инструментов – nəhksəpiʔ, деревьев – nahkseʔr, других растений – nahksekʷʼoʔn, частей тела или предметов одежды – nahkseʔn, длинных предметов – nahksekʼ, плоских предметов – nahksokʼs, домов – nahkseʔli, лодок и кораблей – nahksej, дней – nahksemojˀl. Если мы хотим сказать «три раза», то «три» будет nahksemi. Наконец, если мы считаем в традиционных мерах длины народа юрок (локтях и фалангах пальца), то в первом случае «три» – это nahkseməjš, а во втором – nahksepir.
Для носителя английского языка непривычно согласование глагола по лицу, носителю испанского (или русского) это не кажется диковинкой, но и он будет удивлен, когда увидит, что в языке юрок глагол согласуется не только с подлежащим, но и с дополнением:
komchuemek’ «я знаю это» komchuechek’ «я знаю тебя»
komchuemem’ «ты знаешь это» komchuepa’ «ты знаешь меня»
komchuem’ «он/она знает это» komchuesek’ «я знаю его/ее».
Работа народа юрок уже служит примером для ряда других калифорнийских племен, пытающихся спасти от вымирания или возродить с нуля свои языки. Проектами по спасению языка юрок заняты совет племени и Калифорнийский университет в Беркли. Помогают богатые архивные записи, хранящиеся в Беркли, в том числе звукозаписи 50-х – 70-х годов. Десять человек прошли сертификацию преподавателя языка. На языковые проекты племя намерено направить часть доходов от традиционного в наши дни для индейцев США промысла – работы казино. Первое казино племени юрок открывается в этом году.
Источник - Полит.ру