22 апреля 1972 года
Ранним утром, когда солнце появляется над тропой, я наблюдаю лагерь гуаяки. Индейцы греются у костра. Все они сидят на корточках, спиной и подошвами ног к огню. Прижавшись локтями друг к другу, они составляют пять кругов вокруг пяти костров. Все, в том числе и Рафаэль, сняли одежды и подставляют свою обнаженную кожу благотворному пламени, которое согревает их лучше любого пончо. Рафаэль говорит мне, что теперь, когда он привел всех аче из сельвы, он надеется, что «папа» Перейра пришлет грузовик, чтобы отвезти их в колонию. Я пользуюсь возможностью и за эти три дня пребывания здесь аче произвожу их перепись. В этой группе 25 туземцев: 15 мужчин, 8 женщин, 2 грудных ребенка (пол которых я не определил).
Я выяснил имена и попробовал определить возраст мужчин и женщин.
Мужчины |
Женщины |
||||
№ пп |
Имя |
Возраст (примерно) |
№ пп |
Имя |
Возраст |
1-5 |
От 3 до 8 |
1 |
3 |
||
6 |
Куаре |
15 |
2 |
11 |
|
7 |
Чимбе |
15 |
3 |
Бейтапа |
18 |
8 |
Варарака |
18 |
4 |
Бейпира |
13 |
9 |
Иеву |
20 |
5 |
Канэ |
20 |
10 |
Чачу |
20 |
6 |
Канэ |
25 |
11 |
Кадэ |
20 |
7 |
Ваучу |
40 |
12 |
Такуа |
25 |
8 |
Бейчепе |
45 |
13 |
Кайа |
25 |
|||
14 |
Бейярэ |
30 |
|||
15 |
Вуачу |
40 |
Такуа — со смуглой кожей. Чачу — с бронзовым отливом, Куаре — слегка бронзовый, а все остальные имеют кожу белого цвета.
Теперь, когда аче обнажены, греются у огня, удобный момент разглядеть их татуировку. Линейные шрамы этих татуировок производятся таким же способом, как и у индейцев иньяро, которых я впервые обнаружил и зарисовал в 1959 году[188].
Татуировка на спинах некоторых мужчин такая же, как у иньяро, у других она представляет собой перекрещенные линии, похожие на большие ячейки сети. В татуировке живота у женщин шрамы перпендикулярны белой линии, в то время как у женщин иньяро шрамы параллельны белой линии.
Когда солнце поднялось высоко и роса исчезла, я подвел за руку Чимбэ и Варараку к тонкому прямому дереву, чтобы понаблюдать, как они взбираются на него. За нами пошел атлетического вида, веселый Чаку. Трое аче по нескольку раз охотно и послушно залезали на дерево, как я им указывал. Они осуществили фазы подтягивания и протяженности залезания (или карабкания) способом, который описывается ниже.
[188] Miraglia, 1959; 1961.
30