Сердце гор
Говорят, когда могущественный бог Оба только ещё создал землю и заселил её людьми, земля была совсем плоской, а вокруг простиралось море. Однажды на море поднялись гигантские волны и обрушились на равнину. Прошло несколько дней, море успокоилось и отступило. Но люди жили в страхе. Они боялись, что волны снова устремятся на берег и всё живое погибнет. И один из людей сказал:
— Мы сами ничего не можем. Только Оба, наш великий отец, сумеет помочь нам. Попросим его защитить нас от моря.
На другой день все индейцы собрались на берегу. Они сели на песок и замерли, как будто заснули глубоким сном, — так они молились великому Обу.
Оба выслушал просьбу людей, посмотрел на плоскую землю и понял их страхи. Он позвал своего сына Ологитура и сказал ему:
— Я хочу, чтобы ты спустился на землю и сделал что-нибудь для людей.
Но Ологитуру хорошо жилось и на небе.
— А зачем мне спускаться на землю? — спросил он.
И тогда Оба рассказал ему о просьбе людей.
— Берег не должен быть ровным и плоским, — сказал он. — Людей надо защитить от моря, и тогда их покинет страх.
— Но я не знаю, как это сделать, — ответил Ологитур.
Оба сурово посмотрел на сына, и тот умолк.
Однако на землю Ологитур не хотел спускаться. Он отложил это дело до завтра.
Едва начало светать, сын Обы вспомнил о поручении отца и выглянул из-за розовых утренних облаков. Он увидел внизу сухую, знойную равнину и море, которое лениво плескалось о берег.
«По-моему, дело терпит, — подумал Ологитур. — Море спокойно, земле ничто не грозит. Главное — не попадаться отцу на глаза, а люди могут и подождать».
Дни шли за днями, а Ологитур всё медлил. Первое время он часто поглядывал на землю в просветы между облаками, но каждый раз видел спокойно сияющее море. И он совсем перестал смотреть вниз. А если и вспоминал иногда о поручении Обы, то успокаивал себя мыслью, что он всё равно ещё не придумал, как помочь людям.
Но вот однажды Оба взглянул на землю — хотел проверить, что сделал Ологитур. Каково же было его удивление, когда он увидел, что земля всё такая же ровная и плоская, какой была прежде. Грозным голосом он позвал сына. Ологитур предстал перед ним, дрожа от страха.
— Усмири свой гнев, отец! — взмолился он. — Я очень виноват перед тобой: до сих пор не выполнил твоё повеление.
Оба очень любил сына и был готов простить Ологитура.
— Хорошо, что ты сознаёшь свою вину. Но объясни мне, почему ты до сих пор не побывал на земле?
Ологитур понял, что гроза миновала, и спокойно ответил:
— С того дня, как ты приказал мне спуститься к людям, я смотрю на землю и думаю: как защитить её от моря? Но до сих пор ничего не придумал.
— Хорошо, я подожду. Я надеюсь на тебя, мой сын.
И Оба удалился.
На другое же утро Ологитур спустился на землю. Он вышел на берег — перед ним бурлило море. Оно казалось свирепым зверем, готовым поглотить Ологитура.
И тут он подумал, что хорошо бы поднять на берегу высокие горы, чтобы они были выше самых высоких волн.
Только как это сделать? И сколько нужно потратить на это сил? Ологитур вздохнул. Он вспомнил родные небеса, и ему показалось, что он уже очень давно там не был. Ему захотелось вернуться и ни о чём больше не думать. И он поднялся на небо.
Опять потекли беззаботные дни, пока однажды Ологитур не услыхал гневный голос отца:
— А я-то надеялся, что ты выполнил моё повеление! За твою непокорность я тебя покараю!
И Оба столкнул Ологитура с неба на землю. Солнце на миг ослепило Ологитура, а потом наступила тьма. Ологитур с размаху ушёл глубоко под землю. И земля сомкнулась над его головой.
Долгое время Ологитур не понимал, где он. Потом он нащупал над собой каменный свод подземелья. Он попытался встать, но почувствовал на спине огромную тяжесть. Тесно и темно было в подземелье.
Ологитур затосковал. Он уже не вспоминал о высоких небесах, где ему жилось так беспечно; он мечтал хотя бы о земле, которую раньше презирал. Ему захотелось снова очутиться на берегу моря. Он напряг все силы и приподнял над собою свод земли. В темноте и одиночестве двинулся он вперёд на поиски света. Но его путь по глубинам земли становился всё труднее, ему не хватало воздуха. Он садился, отдыхал и снова шёл, теряя силы и надежду…
А индейцы всё ещё терпеливо ждали, что Оба поможет им, защитит их от моря.
И вот однажды они почувствовали, что земля дрожит под ногами. Страх охватил людей. С изумлением смотрели они, как земля поднимается, горбится. И вот на глазах у них выросла целая гора! Вслед за первой начали появляться другие горы, пока не возникла высокая горная цепь. Это Ологитур бродил под землёй. И от этого на ней вырастали те самые горы, которые он не знал, как воздвигнуть.
До сих пор непокорный сын Обы живёт под землёй и никак не может привыкнуть к темноте и одиночеству. Когда он сердится, из-под земли раздаётся гул. Когда он встаёт и начинает ходить, сотрясается всё вокруг. А когда он, усталый, садится и тяжко вздыхает, из вулканов извергается огненная лава.
Источник - "Сын Утренней Звезды. Сказки индейцев Нового Света", изд-во "Детская литература", М., Рисунки Н. Гольц, 1971 г.