О ЕПИСКОПАХ И ПРЕЛАТАХ БРАЗИЛИИ
Первым епископом Бразилии был Д. Педру Фернандиш, что ранее уже служил провизором или генерал-викарием[39] Индии. Сей прибыл в год 1552-й[40] в Баию, епископом коей титуловался, а также генерал-комиссаром (comissario geral) всего побережья, и таким же образом все прочие, и он пребывал в ней до 1556 [года], в каковом отбыл в Португалию с дозволения Короля. И когда его судно оказалось прибито бурею к берегу, между рекою Сан-Франсиску и Пернамбуку, он был убит Индейцами вместе с большею частью людей, с ним плывших, в каковую входил и первый проведор-мор (provedor-mór)[41] сей провинции, Антониу Кардозу ди Барруш, прибывший с первым губернатором Томе ди Созой. На освободившееся после оного место прибыл визитадором (visitador) и генерал-комиссаром всего побережья Д-р Франсишку Фернандиш, каковой управлял бразильскою церковью до прибытия Д. Педру Лейтана.
Дон Педру Лейтан, также клирик, был вторым епископом и прибыл в год 1559-й[42]. Сей посетил все побережье Бразилии, совершая таинство миропомазания и рукополагая (dando ordens), много раз побывав в алдейях Индейцев-христиан, и лично крестил и сочетал браком многих, и питал к ним большое расположение, много помогая их обращению и сохранению. В его время был проведен синод, на каковом не было иных клириков, кроме его собственных, ни один из коих не был учен (nenhum dos quais era letrado). Некоторые Конституции были составлены на ней[43], хотя во всей Бразилии и соблюдались [Конституции] Лиссабона, при сем некоторые святые дни были расположены по-новому. Он умер в Баие в год 1573-й[44], оставив библиотеку Коллегии Общества, коего был большим почитателем и другом.
Третьим епископом, каковой ныне управляет церковью Бразилии, является Д. Антониу Баррейруш, из Ависского ордена. Он прибыл в год 1575-й[45]; исполняет свои обязанности, как и предыдущие, хотя и не выказывает такого усердия относительно обращения Индейцев, и не обращает много внимания на их христианство, держа их за людей темных и непонятливых, и со всем тем уже отправился посетить их алдейи и провел миропомазание для тех, кто имел надобность в сем таинстве.
С Лоренсу да Вейгой, губернатором, прибыл в год 1578-й Управляющим (Administrador) лиценциат Бартоломеу Симойнш Перейра[46], клирик, дабы пребывать в городе Сан-Себастьян в Рио-де-Жанейро, с отдельною от Епископа юрисдикцией, и со всеми его полномочиями, не считая рукоположения. Его юрисдикции принадлежат четыре капитании южного берега, scilicet: Порту-Сегуру, Эспириту-Санту, Рио-де-Жанейро и Сан-Висенти. Прочие принадлежат юрисдикции Епископа. Сей выказывает расположение и усердие относительно обращения Индейцев и много раз приходит им на помощь там, где недостаточно светского правосудия, ибо они суть люди бедные и имеющие особую потребность в защите [со стороны] церковной власти. Он лично посетил все капитании, находящиеся под его началом.
Службы Инквизиции не было доныне[47], хотя Епископы и пользуются ею, когда сие нужно вследствие поручения, кое у них есть, подавая, однако, апелляцию в Святую Службу Португалии, и с cим уже был сожжен в Баие один Француз-еретик[48]. Ныне имеет епископ Д. Антониу Баррейруш сию службу для одних лишь Индейцев и назначил своим коадъютором Отца Луиша да Грана, из Общества, каковой ныне является ректором Коллегии Пернамбуку.
[39] Генерал-викарий, генеральный викарий (лат. vicarius generalis) или провизор — представитель епархиального епископа в области общего управления, в этом качестве выполняет ту же функцию, что и ординарий. — Прим. перев.
[40] 22 июня 1552 года (Nobr., Cart., X, и прим. Р. Гарсии, стр. 128; Candido Mendes de Almeida, Notas para a História Pátria, в “Rev. do Inst. Hist.”, XL, часть 2-я, стр. 365; Капистрану, прим. к Varnh., o. c., I, стр. 332 и след.). — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.
[41] Должность королевского казначея в системе колониального управления Бразилией. — Прим. перев.
[42] 9 декабря 1559 года (Varnh., o. c., I, стр. 384). — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.
[43] Очевидно, описка, т.к. речь идет о синоде (um sínodo). — Прим. перев.
[44] В октябре (Hist. dos Col., l. c., стр. 98). — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.
[45] 15 августа 1576 года, согласно Варнхагену (Hist. Ger., 2ª. ed., t. II). — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.
[46] Об управляющем Бартоломеу Симойнше Перейре см.: Р. Гарсия (прим. к F. Cardim, o. c., стр. 385). В своей речи на похоронах Аншиеты он впервые назвал его «Апостолом Бразилии». — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.
[47] Первое посещение Бразилии Святой службой по приказу кардинала эрцгерцога Альберта Австрийского, вице-короля Португалии, произошло только в 1591 году, когда в Баию прибыл лиценциат Эйтор Фуртаду ди Мендонса. — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.
[48] Он был сожжен «за упорство» в 1573 году, будучи осужден «в ходе акта Инквизиции, что был содеян (каковой был первым в Бразилии), на коем проповедовал один отец из наших», и также принимал «помощь от наших до тех пор, пока не отдал Богу душу», сообщает автор Hist. dos Col. (l. c., стр. 98). Не известны ни имя еретика, ни обстоятельства вынесения ему приговора и его смерти, при этом Капистрану замечает, что выражение «с сим», употребленное Аншиетой, двусмысленно: «оно может означать «по сему» (por isso) и «несмотря на сие» (apesar disso)» (пред. к Conf. da Baía, стр. 4-5). — Прим. А. ди Алкантара Машаду в CIFHS.