Глава IX
Вскоре после путешествия Колумба стали распространяться слухи о рыбаках, добиравшихся через Атлантический океан к большим рыбным мелям Ньюфаундленда. Они совершали такие переходы уже в 1504 году Среди рыбаков было немного испанцев: те предпочита ли ездить на юг за золотом, а не на север за треской Ловить рыбу чаще всего отправлялись французы и пор тугальцы, вскоре они превратили рыболовство в весь ма прибыльный промысел.
Сохранилось предание, что король Франции послал спросить короля Испании, на каком основании он и король Португалии поделили мир между собой. «Разве весь свет был отдан им еще праотцем Адамом?» Если это так, заявлял французский король, то ему интересно было бы увидеть копию с завещанием Адама. Испанский король, конечно, не мог показать такого завещания. Единственное, чем он располагал, было разрешение папы. Однако этому ни Франция, ни Англия, как мы увидим, большого значения не придавали.
В 1524 году моряк по имени Веррацано исследовал на французском корабле берег Северной Америки от Северной Каролины до Новой Англии, а десять лет спустя Жак Картье начал свое путешествие вверх по реке Святого Лаврентия. Он проплыл по ней на парусном судне и, думая, что это залив Тихого океана, предположил, что ему удалось найти северо-западный путь в Китай. Он вернулся обратно с приближением зимы, не разуверившись в своей ошибке. В следующем году он опять прибыл туда и прошел дальше по реке, миновав утес, на котором стоит ныне город Квебек. На этой огромной скале в то время стояло лишь несколько вигвамов.
Плывя дальше, Картье нашел деревню, которая, по словам индейцев, была самой большой в этой местности. Деревня помещалась у подножия высокого холма, который Картье назвал Королевской горой (Mont Royal). В настоящее время на месте индейского поселения стоит великолепный город Монреаль.
Картье вернулся назад, вниз по реке, до того места, где он оставил два судна с командой. Приближалась зима. Зимовать решили в маленьком укреплении, построенном на берегу. Многие матросы умерли, не выдержав холода и лишений, поэтому, когда пришла весна, оставшиеся в живых с радостью вернулись во Францию.
Несколько лет спустя была предпринята еще одна попытка основать колонию на реке Святого Лаврентия, но и она окончилась неудачей. Река опустела, и в течение многих лет ни одно судно, за исключением рыбачьих, не приближалось к Канаде.
Во Франции в то время господствовали война и смута. Появилось новое религиозное учение, и церковь ожесточенно боролась против него. О Новой Франции никто не думал.
Новая религия, вносившая смуту во Францию, составляла часть религиозного движения, волновавшего всю. Европу. В Германии, Франции, Англии многие начали сопротивляться некоторым традициям католической церкви. Нам показалось бы странным, если бы нас заставляли ходить в церковь, в которую мы не верим, но в то время так часто бывало в Европе. Короли пытались заставить народ силой верить в католическую церковь, но из этого ничего не выходило. Люди все более и более отпадали от прежней веры. Их называли протестантами, и правительство нередко обходилось с ними очень сурово.
Во Франции положение протестантов стало настолько тяжелым, что некоторые пожелали найти новую страну, где они могли бы жить. Прежде всего они думали, конечно, об Америке, и в 1555 году два корабля пристали к небольшому острову у берега Бразилии. Попытка основать здесь колонию не имела успеха, так же как и все прежние попытки Франций. В течение почти шести десятилетий Франция терпела лишь неудачи, стараясь основать колонии в Новом Свете.
Дела во Франции между тем шли все хуже и хуже. Гугеноты, как называли французских протестантов, терпели все больше притеснений. Но, несмотря на это, число их увеличивалось. И была предпринята еще одна попытка основать колонию гугенотов. На этот раз был избран берег Флориды. Но французские колонисты так и не смогли осуществить задуманное. Недостаток средств, болезни, возмущения, попытка вернуться домой на жалком, не приспособленном для такого путешествия корабле и под конец захват английским судном— такова была их судьба.
Казалась, это должно было отнять все надежды на будущее. Нет. Через два года на берегу Флориды снова было построено небольшое укрепление, и колонисты зажили было новой жизнью. Но повторилась старая история: сначала начались недовольства, потом возмущение и, наконец, голод. Однако тут подоспела неожиданная помощь: в гавань вошел французский флот. Всем затруднениям наступил конец, так думали колонисты. Четыре дня в поселении царила радость, а на пятый в гавань вошел чужой флот. Мрачно скользили в сумраке корабли, на мачтах которых развевался ненавистный испанский флаг. Капитан Менендес снова явился для того, чтобы разрушить маленькую колонию. Через несколько дней ее действительно не стало. Это была последняя попытка французов основать колонию во Флориде.
Несмотря на все эти прискорбные неудачи, рыбаки продолжали ходить на север. Через некоторое время развилась новая промышленность. У индейцев легко было добывать меха, так как они готовы были отдать ценную шкуру за нож или бусы. Меховая торговля, таким образом, оказалась выгодным делом, и Новая Франция вновь привлекла к себе внимание. В 1608 году один из величайших людей своего времени — Шамплейн основал колонию в Квебеке, дела которой пошли успешно.
С того времени французы по преимуществу исследовали неизвестные районы Северной Америки. Они открыли Великие озера, спустились вниз по Миссисипи. Испании пришлось смириться с тем, что Новый Свет принадлежит не ей одной. Лицом к лицу с ней встала Франция, высоко державшая знамя с лилиями (королевским гербом), которое развевалось над долинами, горами, равнинами и голубыми водами Новой Франции.
История французов в Канаде связана с именами отважных людей — Шамплейна, Ла Саля, Маркета и их последователей. Это история, состоящая из отчаянных приключений и горьких разочарований.
Шамплейн вначале надеялся отыскать проход к западному океану, который, как мы помним, пытался найти Картье. Он настойчиво расспрашивал индейцев, и те много рассказывали ему о «большой воде» к западу от реки Святого Лаврентия. Эти рассказы вселяли надежду в Шамплейна. Он очень подружился с индейцами, которые согласились помогать ему. За это Шамплейн обещал помочь им в борьбе с их старинными врагами — ирокезами.
Возглавляя военную экспедицию против ирокезов, Шамплейн обнаружил озеро, которое теперь носит его имя. Это было через год после основания Квебека. В 1615 году было открыто Гуронское озеро. Его нашел священник, выехавший для учреждения миссии среди индейцев. Несколькими неделями позже Шамплейн впервые увидел озеро Онтарио.
Эти большие озера поражали исследователей, но индейцы продолжали рассказывать о еще более «великих, водах», а иногда и об «отце вод».
Французские исследователи привыкли к жизни в дикой стране. В течение многих дней они могли идти по густым лесам, завязывая дружеские отношения с индейцами, покупая у них меха. Они жили жизнью свободных, а иногда и просто диких людей, наподобие краснокожих индейцев. В своих челноках они исследовали реки и озера, делали значительные открытия.
В 1634 году одним из путешественников было найдено озеро Мичиган, в 1659 году открыли Верхнее озеро, а десять лет спустя — озеро Эри, завершившее замечательную цепь Великих озер.
Все эти годы священники в своей деятельности не уступали путешественникам. Многие из них отправились в леса с целью поселиться среди индейцев и научить их жить лучше, чем они жили до сих пор. «Людей в черной одежде», как называли иногда индейцы священников, обыкновенно хорошо встречали в индейских деревнях, и нередко индейцы помогали им в постройке небольшой часовни из древесной коры.
Священники все дальше и дальше продвигались в леса, по мере того как до них доходили слухи о новых племенах, которым они могли проповедовать учение о своей вере. Во время своих странствований священники многое узнавали о стране и потому содействовали делу исследования. Одним из самых известных миссионеров быЛ бтец Маркет. Его недолгая жизнь в Америке была полна невзгод, но он не терял мужества и оставался преданным своему долгу. Вместе с Жолье, охотником, открывшим озеро Эри, Маркет отправился на поиски Великой реки — «отца вод», о которой говорили индейцы. Им обоим, торговцу мехами и миссионеру, принадлежит честь исследования Миссисипи. В своих челноках они проплыли по огромной реке сотни миль и остановились только у Арканзаса, почти на том же самом месте, где умер де Сото за сто лет до этого. Отсюда исследователи повернули назад, чтобы принести известия о своих открытиях в Канаду. Это произошло в 1673 году.
За несколько лет до этого из Франции в Канаду прибыл Роберт Лa Саль с намерением подробно исследовать водные пути Новой Франции. Именно ему удалось достигнуть устья Миссисипи и завладеть всей его долиной для Франции.
Приключения Ла Саля могли бы послужить предметом весьма интересного разговора. Он замыслил построить укрепления на всем пути от Канады до поселения, основанного им в Луизиане. Но несчастья преследовали его. Суда, которые везли поселенцев для новой колонии, разбились у берегов Техаса. Долгое время прождав помощи, Ла Саль решил вернуться в Канаду, но был убит одним из своих же людей.
Из подобных рассказов явствует, каким мужеством и упорством были наделены люди, создавшие Новую Францию. В 1700 году в Канаде и Луизиане было около 10 тысяч французских поселенцев. Франция далеко опередила Испанию по количеству своих североамериканских колоний. Но, в свою очередь, она должна была в этом отношении уступить другой стране — Англии, которая начала дело колонизации позднее Франции и Испании, но колонии которой стали самыми значительными на новом материке.
Что надо запомнить:
1. Вскоре после открытия Америки французские рыбаки стали плавать в Ньюфаундленд для рыбной ловли.
2. В 1524 году Веррацано исследовал восточный берег Северной Америки.
3. В 1534 году Картье исследовал реку Святого Лаврентия.
4. Гугеноты, прибывшие из Франции, пытались основать колонию в Северной Америке. Основанное ими поселение во Флориде было разрушено испанцами.
5. Торговля мехами началась на реке Святого Лаврентия.
6. Шамплейн основал Квебек в 1608 году.
7. Французы исследовали большую часть этой страны.
8. Ла Саль исследовал долину Миссисипи и объявил ее принадлежащей Франции под названием Луизиана.