Глава XII
Второе лето было уже не таким трудным, как первое. Приехало около сотни новых поселенцев. Смит стал президентом совета. Все, казалось, шло как нельзя лучше. Но Лондонская компания начала проявлять нетерпение: где золото, которое должно было возместить ее расходы на заселение Виргинии? Где проход в Тихий океан, открытия которого ждали от колонистов? Где следы исчезнувшей колонии Ралея, которые они хотели найти? «Какую пользу приносит Виргиния?» — спрашивала Лондонская компания.
Когда Смиту сказали об этом, он возразил, что члены Лондонской компании просто глупы,— что было довольно верно, хотя и не совсем вежливо. Однако Смит убедился в этом еще раз, когда прочел присланные ему приказы. «Вождь племени паугатанов должен быть коронован»,— писал король Иаков. Могущественный вождь краснокожих людей должен был носить корону, присланную ему его величеством королем Англии.
Тем не менее Смит и капитан Ньюпорт, доставивший этот странный приказ, нашли возможность его выполнить. К удовольствию вождя, они облачили его в красную одежду взамен плаща из шкур, а на голову надели корону. Рассказывают, что индеец отдал свою старую одежду Смиту, с тем чтобы он передал ее в качестве подарка королю Иакову.
Сохранилось много рассказов о том, как капитан Смит управлял колонией. Он говорил, что тот, кто не работает, не должен есть, и таким образом заставлял поселенцев зарабатывать свой насущный хлеб. Люди сильно бранились, а Смит считал, сколько раз они это делали, и по окончании дневной работы за каждое ругательство в рукав его произносившего вливался кувшин воды. Через некоторое время ругаться перестали.
Однажды колонисты обнаружили отмель ярко-желтого цвета. Известие об этом быстро распространилось: наконец-то найдено золото! Всякая другая работа была остановлена, и каждый принял участие в подготовке груза золота для отправки в Англию. Но весь этот труд оказался напрасным: когда корабль пришел в
Англию, оказалось, что «желтая пыль» была вовсе не золотом, Компания была раздосадована более чем когда-либо.
В 1609 году в Виргинию пришло известие о том, что Лондонская компания добилась новой хартии. Теперь не будет никакого совета и колонией будет управлять губернатор, назначенный Лондонским советом. Назначение это получил лорд Делавэр. В Виргинию была отправлена новая партия колонистов на девяти судах. Делавэр должен был прибыть позже.
Вновь прибывшие оказались гораздо более строптивыми, чем приехавшие ранее. В большинстве своем это были искатели приключений, вовсе не имевшие намерения заниматься тяжелой работой. Дело осложнилось тем, что Смит, раненный при взрыве пороха, должен был уехать в Англию. Новые колонисты умудрились испортить отношения с индейцами, и те стали убивать поселенцев, как только им предоставлялся для этого случай.
Наступала зима, а кров был не у всех, да и пищи было недостаточно. Пришло время, когда была съедена последняя горсть зерна. Колонисты пробовали питаться кореньями, съели всех своих собак и под конец стали людоедами, поедая своих товарищей. С октября по май число их уменьшилось с 500 до 60, да и те что остались живы, настолько ослабели, что с трудом передвигались.
В мае прибыл капитан Ньюпорт. Путь его был долог, к тому же он потерпел крушение у Бермудских островов. Он привез продовольствие, но было очевидно, что его хватит ненадолго.
Колонисты приняли решение вернуться на родину, в Англию. Все их страдания оказались напрасными. Виргиния вновь должна была быть предоставлена краснокожим.
Несчастные поселенцы погрузились на корабли, молча попрощались со своими маленькими хижинами и со страной, в которой они столь жестоко разочаровались. Наконец паруса были подняты, и суда медленно двинулись вниз по реке.
Они еще не успели далеко отойти, как увидели судно. Это был губернаторский корабль! Показались и другие суда, их большие белые паруса трепетали, как знамена. На палубе одного из них стоял лорд Делавэр, благодаривший Бога, что успел вовремя и может спасти Виргинию.
Под управлением Делавэра в колонии началась новая жизнь. Каждый поселенец теперь должен был работать для себя, а не для общего благосостояния. Начали выращивать табак, и дело это оказалось весьма прибыльным. В поисках свободного места для своих полей и табачных плантаций колонисты все дальше удалялись от своего города.
Чтобы поднять дух колонистов и помочь им в обустройстве, компания отправила в Виргинию два корабля с молодыми женщинами, согласившимися сделаться же« нами поселенцев. Каждый должен был уплатить компании за свою жену сто фунтов[111] табака. Такое соглашение может показаться странным, но на деле оно оказалось очень полезным. В уединенных плантациях жили теперь настоящие семьи, и Виргиния сделалась страной, где у каждого был свой очаг.
В 1619 году в Джемстаун зашел голландский корабль, возвращавшийся из Вест-Индии, На его борту были 20 негров, которых продали поселенцам в качестве рабов. Эти черные мужчины и женщины, привезенные из знойной Африки, значительно лучше переносили жару виргинского лета, чем белые люди, и поэтому спрос на них был очень большой. Число черных невольников быстро возрастало.
В этом же году было созвано первое законодательное собрание жителей Виргинии. Оно должно было установить законы для колонии. Плантации были в то время так разбросаны, что все обитатели их просто не могли прибыть в Джемстаун. Тогда жители каждого округа выбрали одного-двух человек, чтобы они представляли их в законодательном собрании. Так было положено начало самоуправлению в Америке.
В 1624 году хартия Лондонской компании была взята королем обратно, и Виргиния сделалась королевской колонией. Жители боялись, что им запретят иметь законодательное собрание, но король уже не вмешивался в их дела.
Благосостояние Виргинии увеличивалось. В течение следующего столетия она сделалась обширной процветающей колонией, населенной богатыми плантаторами. Жизнь в Виргинии становилась приятной, хотя индейцы находились невдалеке, и их владения начинались у самой границы колонии.
В свободное время плантатор с женой и детьми са- днлся в лодку, хорошо обученные гребцы-невольники быстро доставляли их в один из сотни небольших заливов, открывающихся в реку Джемс,— на соседнюю плантацию. Там гостей ожидал самый сердечный прием, и вскоре уже раздавался веселый смех дам, стучали по дубовому полу их высокие каблуки. Мужчины в это время, покуривая виргинский табак, вели разговоры об урожае, о последних новостях из Джемстауна или с родины, как все продолжали называть Англию.
Теперь уже нечего было бояться, что колония в Виргинии потерпит крах. Тяжелые дни для нее миновали.
Что надо запомнить:
1. В Виргинию прибыло несколько судов с новыми поселенцами.
2. Колонией управлял губернатор, назначаемый в Англии.
3. Поселенцы, пережив тяжелую зиму, решили покинуть колонию.
4. В Виргинию прибыл новый губернатор лорд Делавэр, под руководством которого колония возродилась.
5. Колонисты начали разводить табак.
6. В 1619 году было положено начало рабовладению.
7. В том же году было учреждено законодательное собрание.
[111] фунт — английская мера веса, равная