Этногенез степных племен
В центре североамериканского материка, от таежного пояса на севере до Рио-Гранде на юге и от области Великих озер и р. Миссисипи на востоке до предгорий Скалистых гор на Западе, простирается огромная область травяных степей. По природным условиям эти степи делятся на две части: восточную — «прерии» — высокотравную низменную степь и западную — «равнины»— низкотравную и более возвышенную. Область прерий более благоприятна для земледелия, чем равнины. Граница между двумя частями североамериканских степей проходит по 100-му меридиану, посередине штатов Северная и Южная Дакота, Небраска, Канзас и Техас.
В североамериканских степях паслись огромные стада бизонов. Путешественники М. Льюис и Дж. Кларк писали в 1804 г., что «степи покрыты стадами бизонов». По словам американского художника Г. Кэтлина, путешествовавшего в степях в 1830-е годы, «стада бизонов окрашивали степи в черный цвет». Численность этих стад достигала иногда нескольких тысяч животных.
В конце XVIII в американские степи заселяло множество индейских племен, говоривших на языках различных лингвистических групп. Наиболее многочисленны были племена языковых семей сиу и алгонкинов. К первым относились: дакота, ассинобойны, кроу (самоназвание апсарока), хидатса, айова, канза, манданы, миссури, омаха, оседжи, ото, понка. Из алгонкинских племен здесь обитали: черноногие, арапахо, чейены, часть оджибвеев и кри. Племена арикара, пауни и вичита говорили на языках группы кэддо. На юге степей кочевали кайовы и атапаскские племена апачей, а на северо-западе — сарси. Баннок, команчи, юте и шошоны на юге и юго-западе говорили на языках шошонской группы.
Интенсивные археологические и этноисторические исследования последних двух-трех десятилетий показали, что большинство из этих племен поселилось в степях на протяжении в основном XVII и XVIII вв. Археологические исследования подтвердили гипотезу А. Кробера, согласно которой центральные степи долгое время были слабо заселены. Они показали также, что на протяжении тысячелетий в этой зоне происходила последовательная смена культур и народов.
Археологические находки древнейших в Северной Америке стоянок с каменными орудиями типов «кловис» и «фольсом» свидетельствуют об обитании в степях в конце последнего ледникового периода палеоиндейских охотников на крупную дичь — мамонтов, бизонов, диких лошадей, верблюдов,— ныне вымершую. Наступление периода засух было причиной последовавшей депопуляции степей и исчезновения их фауны. С наступлением улучшения климата в степях вновь появились люди и мелкие виды бизонов, выжившие на окраинах лесной зоны.
Испанские конкистадоры экспедиции Коронадо застали на юге степей племена с двумя укладами жизни — на востоке обитали земледельцы и охотники, на западе — кочевые пешие охотники на бизонов, жившие в конусовидных кожаных палатках, использовавшие собак на охоте и в качестве вьючных животных. У этих-то племен и сложились многие элементы материальной культуры кочевого быта, получившие развитие в последующий период коневодства и верховой охоты на бизонов.
В долинах р. Миссури и ее притоков американские археологи открыли поселения земледельцев, состоявшие из больших четырехугольных жилищ, датируемые ими VII в. н. э. В связи с этими открытиями археологи США ввели новую периодизацию земледелия в этом районе, назвав древнейший его период культурой прямоугольных жилищ, которую сменила более поздняя культура круглых землянок. Преемниками культуры прямоугольных жилищ считаются манданы, обосновавшиеся по среднему течению р. Миссури около тысячи лет тому назад. В пользу этого допущения, по мнению исследователей, говорит прямоугольная форма культовых сооружений манданов.
В течение XVII—XVIII вв. степи были заселены новыми этническими группами. Это заселение было связано с европейской колонизацией североамериканского материка. Решающую роль сыграли при этом три главных фактора:
1) захват колонизаторами индейских земель к востоку от р. Миссисипи и истребление либо оттеснение индейцев на Запад;
2) развитие европейской меховой торговли в Америке;
3) ввоз на материк лошадей и огнестрельного оружия.
Европейская колонизация Северной Америки, начавшись с прибрежных районов Атлантики, продвигалась постепенно на запад. Колонизаторы стремились «очистить» от индейцев захватываемые земли. Это вызвало цепную реакцию перемещений индейских племен на запад, сопровождавшихся столкновениями между ними. В результате этих перемещений в степях оказались племена с самым различным историческим прошлым. Восточную их окраину занимали племена, сочетавшие свою древнюю культуру земледелия с коневодством и верховой охотой на бизонов. Это были племена манданов, арикара и хидатса в верховьях Миссури, племена ото, омаха, понка, оседжей, канза, миссури и куапо в ее низовьях.
Как устанавливают американские исследователи, большинство племен р. Миссури были потомками создателей самой высокой в Северной Америке, к северу от Мексики, земледельческой культуры, получившей в науке название «культуры средней Миссисипи», с центром на юго-востоке материка. Создатели ее жили в укрепленных городищах с квадратными площадями в центре, они сооружали высокие земляные пирамиды с храмами на их вершинах. Жилые дома квадратной формы и храмы строились из оштукатуренной плетенки, с крышами из тростника. Керамические изделия жителей средней Миссисипи отличались высоким художественным мастерством, напоминая художественные керамические изделия ацтеков, толтеков, майя. Обрядовым блюдам придавалась форма животных, рыб, человеческих голов. Эти народы знали обработку меди и изготовляли из нее орудия и украшения. Высокого совершенства достигли они в резьбе по дереву, в обработке камня, в ткачестве и изготовлении украшений из перьев. Ученые США допускают, что в политическом отношении они были организованы в города-государства, и сравнивают их с майя.
Конец развитию этой культуры наступил с началом колонизации Северной Америки. Носители ее двинулись на запад североамериканского континента. Около 1450 г. на территории современного штата Южная Дакота появились предки современных пауней и арикара, поднимавшиеся вверх по р. Миссури. Некогда эти два племени были единым племенем. В степях они распались на два племени, разъединенных дакотами и понка. Еще в 1804 г. М. Льюис и Дж. Кларк отмечали, что селения арикара являются первоначальными колониями пауней и что манданы называют арикаров паунями. Л. Г. Морган во время своих полевых исследований на Миссури также отметил, что «арикара являются ближайшими сородичами пауней».
Согласно живо сохранявшимся еще в конце XIX в. преданиям, племена омаха, понка, оседжи, канза и куапо были некогда единым племенем, жившим на юго-востоке и расколовшимся на отдельные группы в процессе переселения на запад и северо-запад от р. Миссисипи. В полевом дневнике Л. Г. Моргана, ведшемся им в 1859 г. во время его первого путешествия, также было отмечено, что эти племена говорят на родственных языках. Их языки относились к языковой семье сиу, представляя в ней отдельную группу дхегиа. Другую группу в этой семье, получившую название шивера, составляли языки айова, ото и виннебаго. Третью группу — языки дакотов и ассинобойнов.
Переселяясь в степи, племена средней Миссисипи постепенно утрачивали культурные достижения своих предков, приобретая новые навыки вместе с коневодством и охотой на бизонов, сочетая эти занятия со своей древней культурой земледелия.
Примеры переселения в степи племен из северной части восточной лесной зоны Северной Америки дает история чейенов, дакотов, кроу и хидатса. Хидатса появились на Миссури в середине XVI в., придя сюда из западных окраин лесной зоны. Они нашли здесь манданов и поселились по соседству с ними.
Около 1776 г. от хидатса откололась группа под родовым названием воронов (кроу); уйдя далее на запад в центральные степи, она стала самостоятельным племенем.
Чейены и арапахо, считающиеся наиболее типичными племенами американских степей, переселились в них сравнительно недавно. По мнению известного археолога США В. Веделя, еще в середине XVIII в. чейены были полуоседлыми земледельцами, жившими в восточной части современной территории штата Северная Дакота. Согласно легендам о миграциях чейенов, их родина находилась к северу от Великих озер. В ранних французских источниках они локализуются в южной и центральной частях современного штата Миннесота. Современный американский исследователь Дж. Джаблоу собрал интересные сведения из исторических источников XVII и XVIII вв. о перемещениях и столкновениях племен в районе Великих озер и верховий Миссисипи. «Можно себе представить,— пишет он,— что чейены второй половины XVII в. были небольшой алгонкино-язычной земледельческой группой, соседями земледельцев сиу на р. Миннесоте, все они были жертвами нападений более подвижных охотничьих племен дакотов». Перейдя в начале XVIII в. р. Миссури в ее верховьях, они начали двигаться на запад и юго-запад от нее. На своем пути чейены встретили племена кайова и команчей и оттеснили их на юг степей, южнее р. Платт. В своем наступлении чейены оттеснили индейцев кроу на запад. После того как они заняли Черные холмы и район рек Поудер-Ривер и Йеллоустон, здесь появились дакота, которых теснили на запад оджибвеи, раньше дакотов вооруженные огнестрельным оружием. Относительно арапахо высказываются предположения, что они «вместе с черноногими были древними насельниками северных степей или скорее подножий Скалистых гор и примыкавших к ним степей». Ацина считаются частью арапахо.
Дакота, в прошлом земледельцы и собиратели дикого риса в районе Великих озер, двигаясь на Запад, постепенно утрачивали старые хозяйственные навыки, переходя к коневодству, охоте на бизонов, пушному промыслу. Они распались на семь племен, из которых тетоны, продвинувшиеся дальше всех на Запад в степи, превратились в чистых номадов-охотников. Другие племена в той или иной степени сочетали старые занятия с новыми. В процессе расселения от дакотов откололось племя ассинобойнов.
С севера в центральные степи переселились племена черноногих, с северо-запада — команчи. Команчи, прошлое которых связывается с охотой и собирательством, в начале XVIII в. уже описываются как богатые табунами воинственные степные кочевники. Часть лесных племен кри и оджибвеев, занимавшихся в XVII—XVIII вв. промыслом пушного зверя, к концу XVIII в. перешла к коневодству и верховой охоте на бизонов.
Освоение всеми этими племенами степных пространств было непосредственно связано с развитием у них коневодства.
У племен, заселявших центральную полосу степи, складывался в общем единый культурно-хозяйственный тип кочевого коневодства и верховой охоты на бизонов. Современные исследователи степных индейцев не без основания пишут о революции в социально-экономической жизни этих племен, вызванной их переходом к коневодству. В истории этих племен различаются три больших исторических периода:
1) долошадный — до 1600 г.,
2) лошадный — до 1880 г. и
3) резервационный — длящийся до наших дней.
Развитие индейского общества в этой степной полосе Северной Америки на протяжении XVII—XIX вв. происходило параллельно капиталистической колонизации материка с востока, юга, запада и севера. Своеобразная индейская культура развивалась в самой центральной части материка, окруженная кольцом колонизаторов. С начала XIX в. это кольцо стало быстро сужаться по мере проникновения на запад от Миссури вначале торговцев и путешественников, а затем лавины колонистов, жаждавших земель и наживы на далеком Западе.